О начале обучения |
Моделирование. Бизнес-процесс
В этой лекции мы описываем этапы создания и анализа нового бизнес-процесса с помощью WebSphere Business Integration Modeler, выступая в роли бизнес-аналитика.
Мы рассматриваем следующие темы:
- введение в моделирование бизнес-процесса;
- моделирование процесса изучения страховой претензии;
- эмуляция процесса;
- разработка реализации процесса.
4.1. Введение в управление бизнес-процессами
В этом разделе мы познакомим вас с управлением бизнес-процессами и с WebSphere Business Integration Modeler v5 - инструментом для моделирования бизнес-процессов. Мы обсудим, кому, скорее всего, придется использовать данный инструмент, и рассмотрим две его редакции.
4.1.1 Управление бизнес-процессами
Управление бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) - это концепция непрерывного создания, анализа и совершенствования бизнес-процесса (рис. 4.1).
Дональд Лайт (Donald Light) в работе "Deriving insurance business value from business process management tools" (см. библиографию) пишет, что BPM-решение, как правило, включает в себя следующие элементы:
- интегрированную среду разработки (IDE);
- библиотеку процессов;
- систему выполнения процессов;
- средства мониторинга;
- базу данных выполнения;
- средства моделирования и оптимизации.
Интегрированная среда разработки
Интегрированная среда разработки позволяет бизнес-персоналу и техническим специалистам проектировать, эмулировать, документировать, тестировать и размещать процесс обработки страховых претензий, интегрируя его с существующими процессами, службами, базами данных, приложениями и ИТ-инфраструктурой. Эти возможности нужно соединить с задачами и функциями разных видов пользователей, таких, как бизнес-аналитики, архитекторы программного обеспечения и ИТ-специалисты. Интегрированная среда разработки (IDE) должна уметь работать с изменениями, влияющими на процесс, и должна быть способна преобразовать изменения в бизнес-модель.
Библиотека процессов
Интегрированная среда разработки должна управлять изменениями и детализацией процесса при его проектировании и реализации по мере того, как ответственность за разработку процесса переходит от бизнес-аналитика к архитектору программного обеспечения и к ИТ-специалисту. Записи, относящиеся к процессу, должны содержать информацию о требованиях, которые были заключены в процесс, зависимостях и взаимодействиях с другими процессами, а также информацию для контроля - сведения об авторах, рецензентах и тех, кто утвердил процесс, а также данные об изменениях.
Система выполнения процесса
Система выполнения процесса - это базовое приложение BPM. Оно контролирует и направляет поток претензий между процессами и действующими субъектами (акторами). Эта система, помимо направления потоков претензий и выполнения оркестровки обращений к службам, другим процессам, базам данных и людям, предоставляет возможность работы с транзакциями. Она может параллельно выполнять процессы обработки претензий и задачи в процессе обработки претензий, а также последовательности отдельных шагов при обработке претензии.
Мониторинг
Мониторинг позволяет администратору претензий просматривать состояние претензий, работу специалистов по обработке претензий и работу служб, задействованных в процессе. Администратор претензий должен иметь возможность видеть продолжительность обработки претензии в сравнении с заданной, видеть нагрузку, приходящуюся на отдельных специалистов по обработке, а также передавать работу от одних специалистов другим и изменять последовательность действий по обработке отдельной претензии в пределах, заданных дизайном процесса.
База данных выполнения
База данных выполнения содержит записи обо всех выполняемых и выполненных процессах. Записываемые в базу события определяются на этапе разработки. К записям о событиях можно обращаться из рабочей системы, а также их можно экспортировать в другие инструменты.
Моделирование и оптимизация
Моделирование позволяет бизнес-аналитику использовать реальные данные выполнения для калибровки модели бизнес-процесса и выполнения разработки и тестирования альтернативных процессов и сценариев типа "а что если:". Оптимизация позволяет аналитику изучать эффекты снятия различных ограничений. Например, каким может быть оптимальное число обработчиков претензий?
4.1.2 Комплект BPM-инструментов от IBM
Эти элементы BPM-решения сведены вместе в комплект BPM-инструментов от IBM. В книге серии Redbooks под названием "Continuous business process management", SG24-6590, показано, как следует использовать инструменты WebSphere Business Integration, входящие в версию 4 платформы WebSphere, для реализации непрерывного цикла управления бизнес-процессами (рис. 4.2).
BPM-решение в WebSphere версии 4
Эта версия включает в себя следующие элементы.
Создание
IBM WebSphere Business Integration Workbench V4.2.4. Business Modeler - это инструмент для создания бизнес-процесса, публикуемого в виде моделей на языке описания потоков (Flow Definition Language, FDL).
Кооперация
IBM WebSphere Business Integration Workbench Server V4.2.4. Business Repository и Web Publisher - это инструменты для донесения бизнес-процесса до других людей.
Автоматизация
WebSphere Business Integration Server V4.3 или IBM WebSphere MQ Workflow V3.5 - это рабочие среды для выполнения FDL-моделей.
Управление
IBM WebSphere Business Integration Workbench V4.2.4. Business Monitor - это инструмент для мониторинга бизнес-процессов.
BPM-решение в WebSphere версии 5
В версии 5 платформы WebSphere BPM-решение было переведено на применение открытых стандартов (использование Eclipse для инструментария, Java 2 Enterprise Edition) для рабочей системы и BPEL для моделирования и выполнения бизнес-процессов. Мы применили для нашего решения версию 5 платформы WebSphere.
Создание
WebSphere Business Integration Modeler Advanced Edition V5.1.1.2 - это инструмент, который мы использовали для изменения процесса обработки претензий и создания процесса для работы с внешними оценщиками, а также для оптимизации процессов обработки претензий на основе эмуляции.
В WebSphere Business Integration Modeler есть функция создания отчетов, которая опрашивает бизнес-процессы и генерирует отчеты, которые можно направлять другим сотрудникам. Мы не использовали эту функцию в нашем примере.
Как и в других инструментах, основанных на IBM Eclipse, в этом инструменте используется система конкурирующих версий (concurrent version system, CVS) для групповой работы. Мы использовали данный инструмент в автономном режиме, импортируя и экспортируя артефакты из других инструментов. Его также можно установить в качестве дополнения (плагина) к WebSphere Studio Application Development Integration Edition.
Автоматизация
После того как мы определили в WebSphere Business Integration Modeler процессы обработки претензий и работы с внешними оценщиками, мы смоделировали все решение, используя Rational Solution Architect1В действительности это 6-я версия продукта. Мы решили использовать ее, поскольку она лучше интегрирована с WebSphere Business Integration Modeler, чем Rational XDE или Rational Rose (см. "Моделирование. Архитектура системы" , "Архитектура системы").. На основе этой модели мы определили интерфейсы служб, которые мы собирались использовать для автоматизации операций в BPEL-модели. Затем мы использовали WebSphere Studio Application Development Integration Edition для детализации потоков BPEL для выполнения их в WebSphere Business Integration Server Foundation. Мы также использовали WebSphere MQ Workflow Buildtime для разработки процессов на языке Flow Definition Language (FDL), которые размещаются в WebSphere MQ Workflow. Кроме того, мы использовали Web-Sphere Business Integration Message Broker для маршрутизации и трансформации запросов к службам и WebSphere Application Server для размещения некоторых служб.
Управление
Мы не планировали проектировать и создавать решение для мониторинга в сценарии с обработкой претензий. Группа IBM System House Scenario будет создавать решение для мониторинга в следующем году. Это решение будет использовать инфраструктуру типовых событий (Common Event Infrastructure, CEI) и инструменты мониторинга, поддерживающие CEI.
На данный момент2В версии 6 WebSphere Business Integration Modeler имеется широкая поддержка моделирования бизнес-параметров. существует возможность использовать CEI-монитор, поставляемый с WebSphere Business Integration Server Foundation, для мониторинга событий в потоке BPEL и IBM WebSphere Business Integration Workbench V4.2.4. Business Monitor для мониторинга WebSphere MQ Workflow.
4.1.3 Зачем нужно моделирование бизнес-процессов
Описание корпоративных бизнес-процессов может быть весьма пугающей задачей. Донесение этих процессов и всего, что с ними связано, до других людей может вызывать еще больше трудностей. Модель бизнес-процесса представляет собой визуальное представление процесса и вспомогательной информации. Люди находят работу с визуальными моделями процесса наилучшим способом для понимания взаимосвязей между задачами. Кажется, мы являемся экспертами в области понимания взаимосвязей между операциями. Персоналу, не связанному с информационными технологиями, вполне удобно работать с визуальными моделями процессов при обсуждении требований и представлении способа выполнения задач в организации.
На ранних стадиях описания корпоративных процессов вполне достаточно простых плакатов и обычного средства создания презентаций. Но если вы хотите задокументировать процессы, а позже - рационализировать их при помощи автоматизации и других методов, то специальный инструмент моделирования бизнес-процессов дает очень много преимуществ по сравнению с документацией, оформленной в виде презентаций и многословных документов. Такой инструмент должен:
- зафиксировать имеющиеся бизнес-процессы и руководства в одном месте для легкости обращения и обеспечения единообразия в рамках всей компании;
- подробно проанализировать имеющиеся процессы:
- зарегистрировать данные об имеющихся процессах в организованной форме;
- обеспечить масштабирование от высокоуровневого видения всего решения до деталей отдельных подпроцессов;
- ответить на вопросы о том, кто и что делает, какие организации задействуются и какие приложения используются в текущем процессе;
- провести эмуляцию для выявления слабых мест процесса и возможностей для усовершенствования;
- сгенерировать параметры измерения производительности;
- сгенерировать оценку окупаемости вложений для планируемых изменений процесса;
- создать четко документированный контракт в форме модели процесса, который ИТ-профессионалы будут реализовывать.
Мы использовали модели бизнес-процессов для разных целей, в том числе:
- для документирования имеющихся процедур;
- определения требований, предъявляемых к персоналу, системам и функциям;
- планирования изменений существующих процессов и систем;
- тестирования и анализа имеющихся и предлагаемых процессов;
- выявления слабых мест в процессах.
4.1.4 WebSphere Business Integration Modeler
Версия 5.1 является совершенно новой реализацией WebSphere Business Integration Modeler. В ней предлагается полное определение предприятия с точки зрения бизнеса, в частности:
- бизнес-артефакты (данные, элементы, компоненты и т. п.);
- бизнес-процессы, подпроцессы, глобальная задача, хранилища артефактов;
- организации;
- ресурсы;
- временные графики, местоположения, денежный оборот.
По сравнению с WebSphere Business Integration Modeler версии 4.2.4 в WebSphere Business Integration Modeler появились некоторые полезные новые свойства:
- реализация на основе Eclipse;
- BPEL-моделирование и поддержка Web-служб;
- усовершенствованные возможности создания отчетов и выполнения эмуляции;
- новая метамодель на основе UML2;
- поддержка групповой работы.
4.1.5 Редакции WebSphere Business Integration Modeler
Существует две редакции WebSphere Business Integration Modeler. Это редакции Entry и Advanced. В табл. 4.1 перечислены возможности этих двух редакций.