Через какое время после оплаты курса и его завершения придёт на почту рдф формат сертификата? |
Инициация проекта
Адаптация модели жизненного цикла проекта
В данном учебном пособии по управлению ИТ-проектами в качестве концептуальной основы используется модель жизненного цикла информационных систем (ЖЦ ИС), описанная в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288. В соответствии с данным стандартом запуск каждого нового проекта подразумевает создание (или адаптацию уже имеющейся) модели ЖЦ, состоящей из стадий.
Процесс создания (или адаптации уже имеющейся) модели ЖЦ начинается с определения целей и результатов каждой из стадий, образующих структуру работ для детализированного моделирования процессов реализации ИТ. [10]
Исходя из допущений базового стандарта, а также типовых этапов ЖЦ ИТ и принятой последовательности их реализации, авторами предлагается следующая модель ЖЦ ИТ, определяющая последовательность изложения материала в книге.
- Планирование проекта
- Проектирование
- Разработка и внедрение
- Эксплуатация и поддержка
- Утилизация и обновление
В таблице ниже представлены цели каждой из выделенных стадий ЖЦ (см. табл. 1.1).
Приведенные этапы есть стадии жизненного цикла информационной системы и не тождественны жизненному циклу проекта. Жизненный цикл продукта отражает, что нужно сделать для создания, эксплуатации, поддержки и утилизации данного продукта, а жизненный цикл проекта - как нужно организовывать и управлять работой. Фаза ЖЦ продукта может включать в себя все этапы ЖЦ проекта (см. рис. 1.1 (а, б)), и, в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 [10], предусматривает наличие этапов планирования, оценки и контроля, а также процесса принятия решения - шлюза (см. рис. 1.1. (а)), через который происходит переход на следующий этап ЖЦ ИС и который является точкой мониторинга качества и точкой принятия решения о целесообразности продолжения проекта [10]. Необходимо отметить, что планирование, оценка и контроль характерны для любого цикла управления (например, цикл Деминга). Таким образом, использование их, в том числе на этапе "Эксплуатация и поддержка", носящем выраженный операционный (не проектный) характер, вполне обосновано.
Рассмотрение каждой стадии ЖЦ ИТ в качестве отдельного проекта позволяет (по сути, делает единственно возможным) применять метод планирования по принципу набегающей волны, который значительно понижает рискованность проекта и повышает шансы на успех [9].
Рис. 1.1. (а,б) Примеры соотношения жизненного цикла информационной системы и жизненного цикла проекта
В то же время процессы, выполняемые в рамках одной стадии ЖЦ ИТ, могут иметь взаимосвязи как в рамках данной стадии, так и с процессами других стадий. Очевидно, что для успешного достижения целей проекта необходимо не только управлять каждым процессом в отдельности, но и обеспечить комплексный подход к управлению с учетом взаимосвязей, взаимозависимостей как отдельных процессов, так и групп процессов.
С целью структурирования процессы управления проектом принято делить на области знаний. Ниже перечислены области знаний, составляющие процессы проектного управления. Предложенный перечень сформирован на основе рекомендаций лучших мировых практик и содержится в стандарте управления проектами [1,10, 23].
- Управление интеграцией
- Управление содержанием
- Управление сроками
- Управление стоимостью
- Управление качеством
- Управление рисками
- Управление человеческими ресурсами
- Управление коммуникациями
- Управление конфигурацией
Описание содержания каждой из перечисленных выше областей знаний и соответствующих им процессов приводится в табл. 1.2.
Область знаний | Описание | Процессы |
---|---|---|
Управление интеграцией | Управление интеграцией включает в себя процессы и действия, необходимые для определения, уточнения, комбинирования, объединения и координирования различных процессов и действий по управлению проектом в рамках групп процессов управления проектом. Таким образом, цель данного процесса состоит в достижении эффективного взаимодействия процессов управления проектами, обеспечивающих достижение целей проекта. Эффективное взаимодействие на стадии планирования заключается в формировании базовой линии проекта1Утвержденная для проекта совокупность планов по областям знаний с включенными одобренными изменениями. Служит для сравнения с фактическим ходом проекта для оценки степени отклонения факта от плана. (project baseline), на стадии оценки - в сравнении с базовой линией и корректировке в соответствии с ней на стадии контроля |
|
Управление содержанием | Управление содержанием включает в себя процессы и действия, обеспечивающие включение в проект всех тех и только тех работ, которые необходимы для успешного выполнения проекта. Оно непосредственно связано с определением и контролем того, что включено или не включено в проект [1,23] |
|
Управление сроками | Управление сроками проекта включает в себя процессы, обеспечивающие своевременное завершение проекта [23] | |
Управление стоимостью | Управление стоимостью проекта объединяет процессы, выполняемые в ходе планирования, разработки бюджета и контролирования затрат и обеспечивающие завершение проекта в рамках утвержденного бюджета [23] | |
Управление качеством | Процессы управления качеством проекта объединяют все осуществляющиеся в исполняющей организации операции, определяющие политику, цели и распределение ответственности в области качества таким образом, чтобы проект удовлетворял тем нуждам, для которых он был предпринят. Управление качеством осуществляется посредством системы управления, предусматривающей определенные правила, процедуры и процессы по планированию качества, обеспечению качества и контролю качества, а также операции по их совершенствованию |
|
Управление риском | Процесс управления рисками тесно связан с общим жизненным циклом проекта. На ранних этапах преобладают риски, связанные с бизнесом, рамками проекта, требованиями к конечному продукту и проектированием этого продукта. На стадии реализации доминируют технологические риски, далее возрастает роль рисков, связанных с поддержкой и сопровождением системы. На протяжении всего жизненного цикла проекта возникают новые риски, что требует проведения дополнительных операций анализа и планирования.Согласно ГОСТ Р ИСО/ МЭК 15288-2005 [10] цель процесса управления рисками заключается в снижении последствий отрицательного воздействия вероятных событий, которые могут явиться причиной изменений качества, затрат, сроков или ухудшения технических характеристик. В ходе данного процесса проводятся определение, оценка, обработка и мониторинг рисков, возникающих в течение полного жизненного цикла, а также вырабатывается реакция на каждый риск в терминах реализации соответствующих мер противодействия риску или его принятия | |
Управление человеческими ресурсами | Управление человеческими ресурсами проекта - это процесс обеспечения эффективного использования человеческих ресурсов проекта, к которым относятся все участники проекта (спонсоры, заказчики, команда проекта, субподрядчики, подразделения компании и другие участники проекта [13,17]) |
|
Управление коммуникациями | Управление коммуникациями проекта - это процесс идентификации и эффективного обеспечения всех участников проекта информацией о проекте, а также создания единого образа проекта внутри организации | |
Управление конфигурацией | Управление конфигурацией - процесс управления аппаратными средствами, программным обеспечением, данными, а также документацией в ходе разработки, тестирования и использования информационных систем.
Цель процесса управления конфигурацией состоит в установлении и поддержании целостности всех идентифицированных выходных результатов проекта или процесса обеспечения доступа к ним любой заинтересованной
стороны.Задачи управления конфигурацией проекта:
|
|
Каждый из этапов ЖЦ ИТ и ЖЦ проекта предусматривает совокупность задач, с полной матрицей которых можно ознакомиться в Приложении 1.
В рамках конкретных проектов предложенные этапы ЖЦ ИТ, а также и отдельно взятые процессы ЖЦ ИТ могут быть индивидуально отобраны, идентифицированы и, при необходимости, модифицированы для достижения измененных целей и результатов соответствующих стадий.
Сделанные изменения должны быть задокументированы. Общие требования к процедуре модификации таковы: любой новый процесс жизненного цикла определяется и документируется в терминах его назначения, целей и результатов. Ответственным за такого рода модификации является, как правило, руководитель соответствующего проекта. В то же время утверждение адаптированной, сокращенной или дополненной модели ЖЦ ИС обычно производит офис управления проектами или иная организационная единица, в круг обязанностей которой входит поддержание целостности и актуальности корпоративной методологии управления проектами [8].
Приведенная процедура и шаблон документирования модификации ЖЦ ИТ являются одним из возможных вариантов оформления соответствующих действий над ЖЦ ИТ.