Опубликован: 12.12.2006 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 13:

Ввод изображений

Аннотация: Говоря о вводе изображения, мы прежде всего имеем ввиду сканирование. Хотя ввод изображений возможен с помощью цифровых камер и видеокарт, визуализации в программах трехмерного рендеринга. Мы поговорим о том, как получить хорошее сканированное изображение и почему качество здесь очень важно, затронем тему средств оценки и коррекции изображения.

Хорошее качество на входе – хорошее и на выходе

Энсел Адамс часто повторял, что для получения отличного оттиска надо начинать с отличного негатива. Впрочем, и с отличными негативами он проделывал в фотолаборатории массу манипуляций. То же самое касается и Photoshop. В сканированное изображение можно вносить множество поправок, но если качество оригинала было невысоким, вряд ли Photoshop поможет достичь выдающихся результатов.

Говоря о вводе изображений, мы прежде всего имеем в виду сканирование, хотя с небольшими исключениями все это относится и к вводу изображений с помощью цифровых камер и видеокарт, визуализации в программах трехмерного рендеринга и получению файлов Photo CD (см. "Основы грамотной работы в Photoshop" ).

Из чего складывается хорошее сканированное изображение (и зачем это надо)

Если к работе в Photoshop и применимо какое-нибудь обобщение, то только золотое правило работы на компьютере: "мусор на входе – мусор на выходе". Инструментальные средства Photoshop позволяют вносить в изображения любую правку и, если очень понадобится, то можно довести до приемлемого состояния и вовсе негодную фотографию. Но когда вы начинаете со сканированного файла хорошего качества, работы с ним будет меньше, а результат получится лучше, чем если бы вы героически сражались с некачественным изображением.

Оригинал

Рискуя повторить банальность, напомним, что основу хорошего сканированного изображения составляет хороший оригинал. Нередко вину за появление шумов в тенях возлагают на сканеры, хотя, если разобраться, проблема заключается в самой фотографии.

Качественный оригинал особенно важен при использовании дешевых сканеров, так как возможностей для коррекции в процессе сканирования у них меньше. Конечно, можно иногда что-то выжать и из дефектного оригинала (например, когда в изображении есть посторонний цветовой оттенок или следы пыли и царапин), но это требует мастерства и кропотливой работы.

Подсказка. Что делать с царапинами на пленке? Эмульсионный слой пленки очень легко повредить, поэтому трогать его вообще нельзя. Обратная, блестящая сторона прочнее. Если на эмульсионном слое есть царапины, то единственное, что можно сделать, это просканировать ее на барабанном сканере, смонтировав пленку с помощью масла – оно заполнит царапины, и те станут менее заметными. Отпечатки пальцев на эмульсионном слое неустранимы.

Царапины на обратной стороне можно замазать специальным составом, который продается в любом хорошем фотомагазине. Есть и более дешевая альтернатива – возьмите палочку с ватным тампоном, снимите им жир со своего носа и воспользуйтесь им в качестве смазки. Отпечатки пальцев на обратной стороне осторожно удалите тампоном с чистящим средством для пленки. Не применяйте раствор для чистки стекол или алкоголь.

Детали в тенях и светах. Внимательно рассмотрите темные области: действительно ли они черные или кое-где попадаются случайные цветные пятна? Нет ли пустот в светах и клякс в тенях? Исправить эти проблемы нелегко, а иногда и невозможно. Если негативы для печати вы отдаете в лавочку Джо под вывеской "Фото за час", а потом мучаетесь с изображениями в Photoshop, подумайте о том, чтобы обратиться в профессиональную фотолабораторию, где процесс контролируется более тщательно.

Малоконтрастные оригиналы. Различные стадии допечатного процесса позволяют повышать контраст, поэтому лучше иметь дело не с высококонтрастным, а с малоконтрастным оригиналом. Повысить контраст можно безболезненно, тогда как его понижение сопряжено с потерей качества изображения.

Почему важно хорошее качество сканированного изображения

Действуя умело, приличную картинку можно сделать и из плохого сканированного оригинала, по крайней мере, если изображение простое – с узким тоновым диапазоном и без слишком насыщенных цветов. Правда, это требует напряженной работы и осторожности, чтобы не допустить постеризации, артефактов и неестественного изменения цветов. При сложных изображениях с сильно насыщенными цветами и широким тоновым диапазоном хорошее качество сканирования просто необходимо.

Как отмечалось в "Коррекция тонов" , изменение тонового или цветового баланса в Photoshop приводит к потери части информации. Сканируя изображения для печати или демонстрации на экране, следует иметь в виду, что фотографический оригинал содержит значительно больше данных, чем можно воспроизвести, поэтому информация теряется в любом случае – в процессе коррекции, во время цветоделения или при печати. И главное здесь – избирательность: чем пожертвовать и что оставить, чтобы ориентированное на конкретные условия вывода изображение выглядело как можно лучше.

Чем ближе сканированный оригинал к желаемому результату, тем меньше манипуляций потребуется в Photoshop и тем меньше полезной информации будет отброшено. Если же тоновой или цветовой баланс приходится изменять радикально, вы рискуете постеризовать изображение. Настроив баланс тонов и цветов на стадии сканирования, вы существенно облегчите себе работу в Photoshop – вам останется внести лишь небольшие поправки. В следующем разделе это будет рассмотрено более подробно.

Наталья Алмаева
Наталья Алмаева
Россия
Светлана Казьмина
Светлана Казьмина
Россия, Волгодонск