Опубликован: 11.03.2005 | Уровень: специалист | Доступ: платный | ВУЗ: Школа IT-менеджмента АНХ при Правительстве РФ
Лекция 5:

Элементы графической нотации диаграммы классов

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >
Аннотация: Графическое изображение класса, его атрибутов и операций. Конкретные и абстрактные классы. Видимость и кратность атрибутов и операций. Расширение языка UML для построения моделей программного обеспечения и бизнес-систем. Интерфейсы и варианты их графического обозначения.

Центральное место в методологии ООАП занимает разработка логической модели системы в виде диаграммы классов. Диаграмма классов отражает, в частности, различные взаимосвязи между отдельными сущностями предметной области, такими как объекты и подсистемы, а также описывает их внутреннюю структуру и типы отношений. На данной диаграмме не указывается информация о временных аспектах функционирования системы. С этой точки зрения диаграмма классов может служить дальнейшим развитием концептуальной модели проектируемой системы

Диаграмма классов (class diagram) — диаграмма языка UML, на которой представлена совокупность декларативных или статических элементов модели, таких как классы с атрибутами и операциями, а также связывающие их отношения.

Диаграмма классов предназначена для представления статической структуры модели системы в терминологии классов объектно-ориентированного программирования. При этом диаграмма классов может содержать интерфейсы, пакеты, отношения и даже отдельные экземпляры классификаторов, такие как объекты и связи. Когда говорят о данной диаграмме, имеют в виду статическую структурную модель проектируемой системы, т.е. графическое представление таких структурных взаимосвязей логической модели системы, которые не зависят от времени.

Класс

Класс (class) — абстрактное описание множества однородных объектов, имеющих одинаковые атрибуты, операции и отношения с объектами других классов.

Графически класс в нотации языка UML изображается в виде прямоугольника, который дополнительно может быть разделен горизонтальными линиями на разделы или секции ( рис. 5.1). В этих секциях могут указываться имя класса, атрибуты и операции класса.

Варианты графического изображения класса на диаграмме классов

Рис. 5.1. Варианты графического изображения класса на диаграмме классов

На начальных этапах разработки диаграммы отдельные классы могут обозначаться простым прямоугольником, в котором должно быть указано имя соответствующего класса (рис. 5.1, а). По мере проработки отдельных компонентов диаграммы описание классов дополняется атрибутами (рис. 5.1, б) и операциями (рис. 5.1, в). Четвертая секция (рис. 5.1, г) не обязательна и служит для размещения дополнительной информации справочного характера, например, об исключениях или ограничениях класса, сведения о разработчике или языке реализации. Предполагается, что окончательный вариант диаграммы содержит наиболее полное описание классов, которые состоят из трех или четырех секций.

Даже если секции атрибутов и операций пусты, в обозначении класса они должны быть выделены горизонтальной линией, с тем чтобы отличить класс от других элементов языка UML. Примеры графического изображения конкретных классов приведены на рис. 5.2. В первом случае для класса Окружность (рис. 5.2, а) указаны только его атрибуты – точка на координатной плоскости, которая определяет расположение ее центра и длина радиуса окружности. Для класса Окно (рис. 5.2, б) указаны только его операции, при этом секция его атрибутов оставлена пустой. Для класса Счет (рис. 5.2, в) дополнительно изображена четвертая секция, в которой указано требование – реализовать резервное копирование объектов этого класса.

Примеры графического изображения конкретных классов

Рис. 5.2. Примеры графического изображения конкретных классов

Имя класса

Имя класса должно быть уникальным в пределах пакета, который может содержать одну или несколько диаграмм классов. Имя указывается в самой верхней секции прямоугольника, поэтому она часто называется секцией имени класса. В дополнение к общему правилу именования элементов языка UML, имя класса записывается по центру секции имени полужирным шрифтом и должно начинаться с заглавной буквы. Рекомендуется в качестве имен классов использовать существительные, записанные по практическим соображениям без пробелов. Необходимо помнить, что имена классов образуют словарь предметной области при ООАП.

В секции имени класса могут также находиться стереотипы или ссылки на стандартные шаблоны, от которых образован данный класс и, соответственно, от которых он наследует атрибуты и операции. В этой секции может также приводиться информация о разработчике данного класса и статус состояния разработки. Здесь также могут записываться и другие общие свойства этого класса, имеющие отношение к другим классам диаграммы или стандартным элементам языка UML.

Класс может иметь или не иметь экземпляров или объектов. В зависимости от этого в языке UML различают конкретные и абстрактные классы.

Конкретный класс (concrete class) — класс, на основе которого могут быть непосредственно созданы экземпляры или объекты.

Рассмотренные выше обозначения относятся к конкретным классам. От них следует отличать абстрактные классы.

Абстрактный класс (abstract class) — класс, который не имеет экземпляров или объектов.

Для обозначения имени абстрактного класса используется наклонный шрифт (курсив). В языке UML принято общее соглашение о том, что любой текст, относящийся к абстрактному элементу, записывается курсивом. Это имеет принципиальное значение, поскольку является семантическим аспектом описания абстрактных элементов языка UML.

В некоторых случаях необходимо явно указать, к какому пакету относится тот или иной класс. Для этой цели используется специальный символ разделитель – двойное двоеточие - ( ::). Синтаксис строки имени класса в этом случае будет следующий: <Имя пакета>::< Имя класса >. Другими словами, перед именем класса должно быть явно указано имя пакета, к которому его следует отнести. Например, если определен пакет с именем Банк, то класс Счет в этом банке может быть записан в виде: Банк::Счет.

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >
Евгений Сеничак
Евгений Сеничак

Здравствуйте!
Текущий курс изучает UML 1.5.
Современные версии UML 2.х. 
Разница существенна. Есть ли курс по более новым версиям UML?

Елена Михеенкова
Елена Михеенкова

В разделе Курсы и разделе Повышение квалификации есть курс Нотация и семантика языка UML. В курсах он бесплатный, а в повышение квалификации стоит 3000 руб. В чем различия?

 

Сергей Пантелеев
Сергей Пантелеев
Россия, Москва
Ахмет Арчаков
Ахмет Арчаков
Россия, Магас