Опубликован: 28.04.2011 | Уровень: для всех | Доступ: свободно | ВУЗ: Финансовый Университет при Правительстве РФ
Лекция 24:

Философия русского экзистенциализма и анархизма

< Лекция 23 || Лекция 24: 123 || Лекция 25 >
Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены основные философские идеи и концепции русских экзистенциалистов Бердяева Н. и Достоевского Ф., а также философия русского анархизма Бакунина М. И Кропоткина П.

Цель лекции: познакомить студента с основными идеями выдающегося русского философа иррационалиста А.Н.Бердяева. и первого русского экзистенциалиста Достоевского Ф.М., философией русских анархистов Бакунина М.А., Кропоткина П.А.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)

Философское и литературное творчество Бердяева является особым феноменом в русской литературе, также как философские идеи Соловьева, Толстого или Достоевского.

Бердяев происходил из дворянской семьи, учился в Киевском университете. В студенческие годы был сторонником марксизма, участвовал в революционных движениях, подвергался репрессиям (ссылкам и исключению из университета). Однако в более зрелом возрасте Бердяев изменил свои взгляды и стал религиозным идеалистическим философом, что не очень импонировало советской власти. Бердяев выступал в программных сборниках русских идеалистов "Проблемы идеализма", антиреволюционных собраниях "Вехи", был организатором и представителем "Вольной академии духовно культуры". В 1922г. был выслан за границу на "философском пароходе".

Философия Бердяева близка к экзистенциализму и иррационализму. Он был сторонником философии жизни С. Кьеркегора. Его идеи во многом предвосхитили философию французского и немецкого экзистенциализма Хайдегера, Ясперса, Камю и Сартра.

Основные философские произведения Бердяева " Философия свободы ", " Смысл творчества ", " Философия свободного духа ", " Самопознание ".

Бердяев был сторонником мнения Соловьева, относительно необходимости создания практической философии. Он считал, что философия должна быть создана не для созерцания мира, но для изменения и преображения мира.

Бердяев в своем философском учении разрабатывал учение христианского персонализма. Главным предметом философии Бердяева является человек, что говорит об антропоцентризме его философии. Он считал высшей ценностью человеческую личность, исходил из принципа индивидуализма, но все же признавал, что человек живет в обществе и с этим тоже надо считаться. В своем учении Бердяев объединяет идеи индивидуализма и коллективизма, или соборности, которую использовали славянофилы. Бердяев особым образом интерпретирует термин " соборность " - это церковное единение душевных и волевых порывов различных индивидов.

Философия Бердяева является идеалистичной. Однако Бердяев считал, что в философии наступил кризис, поскольку за время развития истории философии было создано множество вариантов решения основного вопроса философии. Бердяев не считал, что в этот вопрос можно превознести что-то новое. В этом и заключается кризис философии. Основная критика Бердяева была направлена на рациональный метод познания, который характерен для идеалистических систем. Такие идеалистические философские системы признавали объективное или субъективное духовное начало, которое стоит за материальным миром, и выдвигали рациональное мышление - как способ познания этого идеального начала. Бердяев считал, что в этом основное противоречие таких систем, поскольку трансцендентальное духовное начало бытия не может быть познано разумом. Способом познания такой идеальной субстанции Бердяев считал интуицию. Основной вопрос философии Бердяев формулировал: как соотносятся бытие и человеческое бытие? Как мы помним, классическая формулировка этого вопроса звучит как соотношение бытия и мышления.

Бердяев создал философию свободы,которая излагается в произведении "Царство духа и царство Кесаря".

Философия свободы.Свобода в философии Бердяева является идеальной категорией, которая предвосхищает всякое бытие - это добытийственная, безкачественная свобода. Свобода не проистекает из общественной или естественной необходимости. Основой человеческой свободы является дух. А следовательно, человек сам определяет свою свободу. Свобода, которая заключена в духе, это еще потенция, неопределенное бытие, которое может проявляться и развиваться в любых направлениях.

Бердяев использует термин немецкого философа Бёме Ungrund (перев. - бездна ).

Это бездна есть иррациональная стихия, которая существует до всякого бытия. Характеристикой этой бездны является иррациональная свобода. Из этой иррациональной добытийной бездны возникает Бог, который является творциом мира и человека. Однако, Бог в философии Бердяева также является эманацией иррациональной свободы, а значит он не в ответе за зло, которое есть в мире, поскольку зло - также ипостась добытийной свободы. Человек, также обладая личной свободой, может реализовать ее как добро или зло. В философии Бердяева выделяют два вида свободы, которой обладает человек, - это морально-нравственная свобода, которая связана с выбором, и христианско-религиозная, которая связна с любовью к Богу. Зло может быть реализовано абсолютной свободой в истории человечества. Бердяев считал, что зло конкретно и источником зла в обществе видел государственную власть.

Зло в нашем мире Бердяев связывал с государственной властью.

Философия творчества. Бердяев видел смысл человеческой жизни в творчестве. Человек в соответствии с библейским учением создан "по образу и подобию Бога". Бердяев назвал человека "тварь тварная", т.е. он был создан Творцом и сам обладает способностью творить. Акт творчества - это недетерминированное действие, которое превосходит природную или социальную необходимость. Для описания понятия творчества Бердяев обращается к понятиям бытие и не-бытие. Творчество - это переход не-бытия в бытие, которое осуществляется за счет реализации свободы человека. Таким образом, творческий акт человека - это эманация свободы, так же как Бог или само бытие. Творческие акт помогает человеку превзойти замкнутость своего субъективного мира за счет объективизации и трансцендирования. Объективизация способствует тому, что человек приспосабливается к данности окружающего мира, а трансцендирование позволяет освоить более глубокую потустороннюю реальность.

Бердяев обращается к анализу научного и философского знания, он задался вопросом, являются ли наука или философия проявлением творческого акта, и какова их творческая миссия в жизни человека. Бердяев не отрицает, что в науке или философии присутствует творческий акт, но миссии науки и философского знания различны. Бердяев считал, что человек погружен в реальность окружающего мира, которая давит на него. И наука, с точки зрения Бердяева, позволяла человеку приспособиться к условиям окружающего мира. Наука, по мнению Бердяева не создает ничего нового, но познает необходимое. Следовательно, и человек, посвятивший себя науке, не превзойдет эту необходимость. Философия может пересмотреть и изменить эту необходимость. Наука ориентирована на познание окружающего мира, а философия на познание сущего в человеке, через призму самого человека. Онтологической категорией науки является природа, философии - дух. Философия позволяет человеку понять смысл его жизни, поскольку человек в философии рассматривается как субъект, а в науке является объектом.

Философия Бердяева является предшествующим учением европейского экзистенциализма, она ориентирована на познание внутреннего духовного опыта индивида, а не постижение метафизической реальности.

Однако философия Бердяева носит элитарный, аристократический характер, так как центральной категорией его философии является понятия свободы и творческого акта. Однако, о какой свободе и творческом акте можно говорить, скажем, в отношении крестьян или рабочих. Однако, по мнению Бердяева такое положение народа во многом результат их мышления, ориентированного не на свободу, но на мнение внешних авторитетов.

< Лекция 23 || Лекция 24: 123 || Лекция 25 >
Анастасия Голубева
Анастасия Голубева

Как можно посмотреть оценку за курс, если в сертефикате она не указана? Спасибо

Елена Аджар
Елена Аджар