Опубликован: 02.09.2009 | Уровень: для всех | Доступ: свободно
Лекция 5:

Организация управления развитием информационных систем

Аннотация: В лекции рассматриваются: процессы управления ИТ; взаимодействие службы ИТ с организацией; базовые модели взаимодействия службы ИТ с организацией; документационное обеспечение службы ИТ; бизнес-модель деятельности СИТ; Методы формирования ИТ-бюджета; пример консалтингового проекта по совершенствования управления ИТ; организация перехода к ИТ-аутсорсингу.
Ключевые слова: работ, ПО, очередь, центр затрат, интегратор, функциональная структура, определение проекта, высокая технология, организационная культура, цель деятельности, структура рынка, управленческий учет, ситуационный анализ, анализ работы, трансфертное ценообразование, матричная организация, деятельность, конфликт интересов, система классификации, информационная система управления, подготовка проекта, электронный документооборот, извлечение знаний, коммерческое предложение, финансовый риск, реинжиниринг бизнес-процессов, партнерство, поддержание работоспособности, ITIL, контроль, затраты, activity, ABC, ECU, ACU, стратегическое планирование, подразделения, права, связь, PC, процент, цикла, жизненный цикл, активы, bridge, стоимость, total, финансовая ответственность, ROI, функциональная группа, внешняя функция, методология внедрения, интеграция приложений, функциональная схема, проектная деятельность, финансовый анализ, ITSM, outsourcing, data system, BPO, SCM, hosting service, digital design, siemens, computational science, информационные центры, разделение ответственности, кадровая политика, SLA, service level, SPICE, improvement, determine, оценка процесса, коммерческая информация, IDC, распределение обязанностей, план исполнения, SAS, управляющий процесс, процесс завершения

5.1 Процессы управления ИТ

Основными принципами перспективной модели ИТ-деятельности являются:

  1. единый контролируемый бюджет ИТ, централизованное управление основными ресурсами, унифицированный механизм принятия решений в области ИТ;
  2. стандартизованные системы/технические решения для всех бизнес-блоков со схожими функциями;
  3. проектная направленность ИТ-деятельности;
  4. концентрация ответственности и необходимых прав в части принятия решений в рамках централизованной ИТ-службы;
  5. применение лучших мировых практик и стандартов в области построения ИТ-систем и организации процессов управления ими.

В соответствии с перечисленными принципами ключевыми элементами модели ИТ-деятельности являются следующие:

  1. измеримая услуга,
  2. проект,
  3. процесс ИТ-деятельности.

Основой взаимодействия централизованной ИТ-службы с бизнес-блоками организации является модель провайдера услуг, предоставляемые услуги подразделяются на 3 вида:

  1. поддержка и эксплуатация инфраструктуры автоматизации, информационной безопасности, приложений;
  2. поддержка бизнес-проектов (реализация ИТ-компонент проекта, рекомендации по выбору тех или иных технологических компонент и решений);
  3. продвижение инноваций (координация и стратегия развития ИТ, разработка архитектуры, развитие бизнеса с использованием информационных технологий и т.п.).

Потребителями услуг первого и второго вида являются бизнес-блоки организации, потребителями услуг третьего типа является высшее руководство организации.

В рамках деятельности при заказе, создании, приемке, вводе в действие и обслуживании ИТ выделяются следующие процессы:

  1. формирование инвестиционного портфеля ИТ;
  2. программно-целевое планирование и бюджетирование работ по ИТ;
  3. заказ услуг по ИТ;
  4. организация и управление выполнением заказанных программ работ и проектов;
  5. приемка результатов программ работ и проектов;
  6. организация внедрения результатов.

Процесс формирования инвестиционного портфеля ИТ включает в себя:

  1. формирование программ работ, соответствующих бизнес-целям, отраженным в ИТ-стратегии организации, включая идентификацию цели каждой из программ работ;
  2. декомпозицию цели каждой из программ работ в цели конкретных проектов;
  3. формирование портфеля проектов и программ работ.

Процесс программно-целевого планирования и бюджетирования работ по ИТ включает в себя:

  1. формирование бизнес-планов программ работ и проектов;
  2. формирование бюджетов программ работ и проектов;
  3. организацию системы тендеров и выбор Подрядчиков;
  4. заключение договоров на оказание услуг/выполнение работ с Подрядчиками.

Процесс заказа услуг по ИТ включает в себя:

  1. сбор и анализ заявок на выполнение работ;
  2. согласование/отклонение заявки в случае несоответствия общей смете/бюджету проекта;
  3. формирование и согласование сметы и технического задания;
  4. передачу заявки на исполнение.

Процесс организации и управления выполнением заказанных программ работ и проектов включает в себя:

  1. формирование организационной структуры управления программой работ/проектом;
  2. контроль и анализ хода выполнения программы работ/проекта;
  3. формирование отчетности о ходе выполнения программы работ/проекта.

Процесс приемки результатов программ работ и проектов включает в себя:

  1. формирование комиссии по приемке результатов программ работ и проектов;
  2. приемка результатов;
  3. формирование сводной отчетности по выполнению программы работ/проекта;
  4. уточнение параметров на следующий планируемый период.

Процесс организации внедрения результатов включает в себя:

  1. постановку результатов на учет;
  2. заключение сервисного соглашения с подрядчиком;
  3. передачу функциональному заказчику;
  4. организацию развертывания необходимой ИТ-инфраструктуры у функционального заказчика по месту внедрения;
  5. организацию проекта внедрения результатов по месту внедрения.

Взаимодействие в области ИТ должно осуществляться в соответствии с принятой в Государственной системе стандартизации последовательности работ и предполагает для каждого направления стандартизации разработку концепции и технических заданий на разработку стандартов, разработку редакций документов и согласование ее со специалистами бизнес-блоков организации и привлекаемыми экспертами в данной области.

Областями стандартизации являются следующие:

  1. автоматизируемые бизнес-процессы и методы их моделирования;
  2. автоматизированные системы для объектов автоматизации всех типов (холдинг, предприятие, производство, технологический процесс промышленной автоматизации), а также вспомогательные автоматизированные системы;
  3. ИТ-услуги;
  4. процессы управления портфелями ИТ-проектов, программами работ и отдельными проектами;
  5. процессы управления качеством в области ИТ;
  6. документооборот в области ИТ.

Соответствие уровней управления ИТ и областей стандартизации устанавливается следующим образом (рис. 5.1):

  1. Стратегическое управление в области ИТ регламентируется ИТ-стратегией, комплектом нормативных документов (НД) по управлению инвестиционным портфелем ИТ-проектов, комплектом документов по управлению автоматизируемыми бизнес-процессами.
  2. Оперативное управление в области ИТ регламентируется комплектом НД по управлению программами работ и ИТ-проектами, комплектом документов по управлению качеством в области ИТ и комплектом документов по управлению документооборотом в области ИТ.
  3. Реализация проектов и оказание услуг регламентируется НД по моделям бизнес-процессов, автоматизированным системам для объектов автоматизации всех типов, ИТ-услугам.

Рис. 5.1.

В качестве стандартов общего назначения в первую очередь необходима разработка следующих документов:

  1. ИТ. Термины и определения (на базе ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207);
  2. Порядок использования обозначений элементов ИТ;
  3. Положение о порядке ввода в действие международных стандартов, национальных стандартов РФ и корпоративных стандартов на предприятии;
  4. Правила проведения нормоконтроля при разработке и обновлении стандартов предприятия;
  5. Правила применения стандартов различных уровней (от международных до корпоративных стандартов) на предприятии;
  6. Правила организации и проведения контроля за соблюдением требований и правил, установленных в стандартах и других нормативных документах предприятия.
Надежда Артюх
Надежда Артюх
Курс Методологии проектирования и внедрения корпоративных информационных систем
Олег Антонов
Олег Антонов
Павел Енин
Павел Енин
Россия, Москва, МГУ им.Ломоносова, 1999