Опубликован: 09.12.2008 | Уровень: специалист | Доступ: свободно | ВУЗ: Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Лекция 5:

Управление сроками проекта

Аннотация: Определение состава операций. Инструменты и методы. Список плановых операций. Параметры операций. Список контрольных событий. Определение взаимосвязи операций. Оценка ресурсов операций. Инструменты и методы. Требования к ресурсам операции. Календарь ресурсов. Оценка длительности операций. Понятие длительности операций, периода времени выполнения операций. Разработка расписания. Базовый план расписания. Управление расписанием. Отчетность о прогрессе проекта. Анализ отклонений по срокам. Управление расписанием.
Ключевые слова: ресурсы операции, операции, расписание проекта, процесс управления, группа процессов, процесс планирования, план управления проектом, значение, определение, документирование, работ, ИСР, иерархическая структура работ, руководитель проекта, смета, метод набегающей волны, методология внедрения, список операций, параметры операций, контрольные события (вехи проекта), контрольные события, веха проекта, интеграционное тестирование, команда проекта, тестирование производительности, взаимосвязи операций, входной, сетевая диаграмма, инициация, типы связей, spider, пакет операций, проектная операция, оценка стоимости, текущая стоимость, стоимостная оценка, календарь ресурсов проекта, длительность операции, выход, тестировщик, реестр рисков, операции отношения, управление стоимостью, критический путь, выравнивание ресурсов, спонсор проекта, сетевая модель, критический путь проекта, диаграмма контрольных событий, базовый план расписания проекта

Процессы управления сроками проекта

Согласно РMBOК [ 9 ] , управление сроками проекта ( time management ) - это процесс, используемый для обеспечения своевременного завершения проекта.

Управления сроками проекта состоит из шести процессов [ 9 ] .

Определение состава операций - процесс определения конкретных плановых операций, которые необходимо выполнить для получения результатов проекта - внедрения ИС.

Определение взаимосвязей операций - процесс выявления и документирования последовательности выполнения плановых операций.

Определение ресурсов операции - процесс определения необходимых для выполнения каждой плановой операции ресурсов и их количества.

Определение длительности операций - процесс определения продолжительности выполнения каждой плановой операции.

Разработка расписания - процесс составления расписания проекта с учетом последовательностей операций, их длительности, требований к ресурсам и ограничений на сроки выполнения проекта в целом.

Управление расписанием - процесс управления изменениями расписания проекта.

Первые пять процессов относятся к группе процессов планирования, шестой - к группе процессов мониторинга и управления. Процессы взаимодействуют как между собой, так и с процессами из других областей знаний.

Процессам управления сроками проекта предшествует процесс планирования, определяющий формат и критерии разработки и контроля расписания проекта, управления проектом, в ходе которого разрабатывается план управления расписанием. План управления расписанием входит в план управления проектом, либо является его вспомогательным планом.

На рис. 5.1 показана последовательность процессов, приводящая к разработке расписания проекта и затем к управлению расписанием. Разработка расписания проекта начинается с определения состава операций. После того как операции определены, между ними устанавливаются взаимосвязи. Чтобы определить длительность операций, следует назначить специалистов, которые будут выполнять операции, - уровень их квалификации имеет определяющее значение. Рассмотрим подробнее, каким образом определяются операции проекта, их взаимосвязи, требуемые ресурсы, длительность операций, как составляется расписание проекта и осуществляется управление им.

Связь процессов управления сроками проекта

увеличить изображение
Рис. 5.1. Связь процессов управления сроками проекта

Определение состава операций

Определение состава операций предполагает определение и документирование работ, запланированных для выполнения. Инструментальным средством для определения состава операций, а также для оценки их взаимосвязи и длительности, служит ИСР. В предыдущем разделе был рассмотрен вопрос создания иерархической структуры работ путем декомпозиции. Напомним, что результатом процесса декомпозиции является нижний уровень работ, необходимых для завершения проекта. В процессе декомпозиции определяется нижний уровень управления, с которым работает руководитель проекта, - уровень пакетов работ. Пакеты работ, как правило, определяются Методологией внедрения ИС. Пакет работ состоит из операций, имеющих общие функции или конечный результат.

Пакеты работ разбивают на операции. Операция - это единица работ, в результате которой имеется конкретный результат по внедрению информационной системы.

Перед началом определения состава операций рекомендуется еще раз проанализировать описание содержания проекта, ограничения и допущения с точки зрения полноты списка операций, который будет основой для составления смет, планирования сроков выполнения и контроля проектных работ.

Состав операций может определяться последовательно, методом набегающей волны. Этот метод применяется в крупных или долгосрочных проектах, когда имеется неопределенность относительно выполнения некоторых работ. При использовании метода набегающей волны пакеты работ, расположенные в отдаленном будущем, планируются только на высоком уровне, в то время как пакеты работ, расположенные ближе по оси времени, планируются детально.

Входная информация для процесса определения состава операций

Входом для процесса определения состава операций являются [ 9 ] :

  • методология внедрения ИС;
  • контракт;
  • описание содержания проекта;
  • иерархическая структура работ (ИСР);
  • словарь ИСР.
Инструменты и методы

Для определения состава операций используют следующие инструменты и методы:

  • декомпозиция;
  • шаблоны;
  • планирование методом набегающей волны;
  • экспертная оценка.
Выходы процесса определения состава операций

Процесс определения состава операций завершается формированием нижеследующих документов [ 9 ] .

Список операций - перечень работ, запланированных для выполнения.

Параметры операций - могут включать в себя идентификатор операции, коды операции, длительность, начало, окончание, исполнителя операции, перечни предшествующих и последующих операций, логические взаимосвязи, опережения и задержки, плановую трудоемкость работ и другие необходимые для управления проектом параметры операций.

Список контрольных событий (вех проекта) - определяет все контрольные события расписания, необходимые для мониторинга хода выполнения и для управления проектом. Список контрольных событий является элементом плана управления проектом. Веха проекта определяет момент перехода проекта из одного состояния в другое. Важным отличием вех от операций проекта является то, что они не имеют длительности.

Запрошенные изменения - изменения в составе работ, которые могут появиться в ходе выполнения работ по внедрению ИС и повлиять на описание содержания проекта.

Примеры состава операций и контрольных событий (вех проекта) представлены в таблицах 5.1 и 5.2.

Таблица 5.1. Пример списка состава операций
Наименование пакета работ Наименование операций
Обследование Формирование и согласование плана проведения интервью
Подготовка и рассылка опросных листов для интервью
Проведение интервью для описания бизнес-процессов
Описание бизнес-процессов Описание бизнес-процессов по функциональной области Финансы
Описание бизнес-процессов по функциональной области Логистика
Описание бизнес-процессов по функциональной области Персонал
Разработка системы Разработка решений по функциональной архитектуре
Подготовка функционального дизайна расширений
Настройка системы
Техническое проектирование расширений
Разработка расширений
Техническое проектирование программ конвертации данных
Разработка программ конвертации данных
Планирование тестирования приложения и интеграционного тестирования
Тестирование системы Разработка сценариев тестирования
Подготовка тестовых данных
Проведение тестирования по функциональным областям Финансы, Логистика, Персонал
Проведение интеграционного тестирования
Проведение тестирования конвертации данных
Таблица 5.2. Пример списка вех проекта
Вехи проекта
Входящие вехи проекта:
  • Начало работ акцептовано Заказчиком
  • Рабочие места подготовлены
  • Команда проекта сформирована
  • Подготовлено и проведено стартовое совещание
  • Утверждено расписание проекта
Вехи проекта:
  • Завершен сбор информации для описания бизнес-процессов
  • Обследование завершено
  • Завершена разработка системы
  • Завершено приемочное тестирование
  • Завершено тестирование производительности
  • Готовность к конвертации данных
  • Готовность к развертыванию системы

Планирование сроков проекта может быть выполнено с помощью специализированных программных средств. Пример планирования сроков работ в специализированной системе MS Project приведен на рис. 5.2.

Планирование работ в MS Project

увеличить изображение
Рис. 5.2. Планирование работ в MS Project
Надежда Артюх
Надежда Артюх
Курс Методологии проектирования и внедрения корпоративных информационных систем
Олег Антонов
Олег Антонов
Павел Енин
Павел Енин
Россия, Москва, МГУ им.Ломоносова, 1999