Введение в JavaScript. Программное взаимодействие с HTML документами на основе DOM API
Элементы языка JavaScript
JavaScript позволяет "оживить" веб-страницу. Это реализуется путем добавления к статическому описанию фрагмента исполняемого кода. JavaScript-сценарий может взаимодействовать с любыми компонентами HTML-документа и реагировать на изменение их состояния.
JavaScript не является строго типизированным языком, в переменных могут храниться практически любые типы данных.
Как и программа на языке Java, сценарий JavaScript выполняется под управлением интерпретатора. Однако если Java-приложение или Java-аплет компилируется в байтовый код, то сценарий JavaScript интерпретируется на уровне исходного текста.
Следует отметить, что языковые конструкции JavaScript совпадают с соответствующими средствами C++ и Java.
Структура сценария
Сценарием JavaScript считается фрагмент кода, расположенный между дескрипторами <SCRIPT> и </SCRIPT>:
Текст HTML-документа
<SCRIPT> Код сценария </SCRIPT> Текст HTML-документа
Переменные
В сценариях JavaScript переменные могут хранить данные любых типов: числа, строки текста, логические значения, ссылки на объекты, а также специальные величины, например "нулевое" значение null или значение NaN, которое сообщает о недопустимости операции.
Переменная в языке JavaScript объявляется с помощью ключевого слова var. Так, например, выражение
var selected = "first item";
создает переменную с именем selected и присваивает ей в качестве значения строку символов " first item ". Переменные могут объявляться также автоматически. Это происходит при присвоении значения переменной, не встречавшейся ранее в данном сценарии. Так, в следующем примере создается переменная с именем rating, которой присваивается числовое значение, равное 512.5:
rating = 512.5;
Объекты
В языке JavaScript не предусмотрены средства для работы с классами в том виде, в котором они реализованы в C++ или Java. Разработчик сценария не может создать подкласс на основе существующего класса, переопределить метод или выполнить какую-либо другую операцию с классом. Сценарию, написанному на языке JavaScript, в основном доступны лишь готовые объекты. Построение нового объекта приходится выполнять лишь в редких случаях.
Объекты содержат свойства (свойства объектов можно сравнить с переменными) и методы. Объекты, а также их свойства и методы идентифицируются именами. Объектами являются формы, изображения, гипертекстовые ссылки и другие компоненты веб-страницы, HTML-документ, отображаемый в окне браузера, окно браузера и даже сам браузер. В процессе работы JavaScript сценарий обращается к этим объектам, получает информацию и управляет ими.
Кроме того, разработчику сценария на языке JavaScript доступны объекты, не связанные непосредственно с HTML-документом. Их называют предопределенными,или независимыми объектами. С помощью этих объектов можно реализовать массив, описать дату и время, выполнить математические вычисления и решить некоторые другие задачи.
Первый объект, с которым необходимо познакомиться, чтобы написать простейший сценарий, - это объект document, который описывает HTML документ, отображаемый в окне браузера. Ниже приведен исходный текст веб-страницы, содержащей сценарий, действия которого сводятся к выводу строки текста в окне браузера.
<HTML>
  <НЕАD>
    <ТIТLЕ>Первый сценарий JavaScript</TITLE>
  </HEAD>
  <BODY>
    <SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">
      document.write("Проверка сценария JavaScript");
    </SCRIPT>
  </BODY> 
</HTML>Имена чувствительны к регистрам символов, и если вы попытаетесь обратиться к текущему документу по имени Document, интерпретатор JavaScript отобразит сообщение об ошибке.
Основное назначение сценариев JavaScript - создавать динамически изменяющиеся объекты, корректировать содержимое HTML-документов в зависимости от особенностей окружения, осуществлять взаимодействие с пользователем и т.д.
Операции
Набор операторов в JavaScript, их назначение и правила использования в основном совпадают с принятыми в языке С++. Исключением является операция задаваемая символом " + ".
В JavaScript символ "+" определяет как суммирование числовых значений, так и конкатенацию строк.
Так, например, в результате вычисления выражения
sum = 47 + 21;
переменной sum будет присвоено значение 68, а после выполнения операции
sum = "строка 1 " + "строка 2";
в переменную sum будет записана последовательность символов " строка 1 строка 2 ".
Рассмотрим еще один пример:
<HTML>
  <BODY>
    <H2>Числа и строки</H2><BR>
    <SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">
      var a = 3; 
      var b = 8; 
      var c = " попугаев ";
      document.write("a+b="); document.write(a + b);                   
      document.write("<BR>");
      document.write( "a + с = "); document.write(a+c); 
      document.write("<BR>");
      document.write("c + a = "); document.write (c + a); 
      document.write ("<BR>");
      document.write ("a + b + с = "); document.write(a + b + c);
      document.write("<BR>");
      document.write("c + a + b = "); document.write(c + a + b);
      document.write("<BR>"); 
    </SCRIPT>
  </BODY> 
</HTML>В окне браузера приведенный выше HTML-код выглядит так, как показано на скриншоте
Первая строка отображает результат суммирования двух числовых значений, вторая и третья - результат конкатенации строки и символьного представления числа. Если операция суммирования чисел предшествует конкатенации, JavaScript вычисляет сумму чисел, представляет ее в символьном виде, затем производит конкатенацию двух строк. Если же первой в выражении указана операция конкатенации, то JavaScript сначала преобразует числовые значения в символьный вид, а затем выполняет конкатенацию строк.
Управляющие конструкции
Управляющие конструкции, используемые в языке С++, в основном применимы и в сценариях JavaScript.
В JavaScript дополнительно определены языковые конструкции, отсутствующие в С++, а именно: операторы for...in и with.
В пример 6.1 с помощью оператора цикла на веб-странице формируется таблица умножения чисел.
<html>
<body>
<table>
<script language="JavaScript">
	document.write("<tr><td> </td>");
	for (i = 1; i < 10; i++) document.write("<td>"+i+" </td>");
	document.write("</tr>");
	for (i = 1; i < 10; i++)
	{
		document.write("<tr><td>" + i + " </td>");
		for (j = 1; j < 10; j++)
		{
			document.write("<td  bgcolor='#00ffa0'>" + (i*j) + " </td>");}
		document.write("</tr>");
	}
</script>
</table>
</body>
</html>
                            Пример
                        6.1.
                    
Отдельного внимания заслуживает оператор new. Несмотря на то, что большинство объектов уже созданы браузером и доступны сценарию, в некоторых случаях приходится создавать объекты в процессе работы. Это относится к предопределенным объектам и объектам, определяемым разработчиком сценария. Для создания объекта используется оператор new, который вызывается следующим образом:
переменная = new тип_ объекта (параметры)
 
                             



