Добрый день! Подскажите пжл, не разобралась, обучение все платное? Мне сказали бесплатное есть... |
Рынок труда и заработная плата
11.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
Вслед за рассмотрением конкурентной среды обитания субъектов рыночной экономики обратимся к специфическим условиям функционирования рынков факторов производства (ресурсов), с выхода на которые, по существу, и начинается деятельность любого предприятия (фирмы).
На рынках ресурсов продавцами могут быть и домашние хозяйства, и другие фирмы, и само государство, а в роли покупателей всегда выступают фирмы. Приступая к любому виду хозяйственной деятельности, фирма должна иметь четкое представление о количестве необходимых ей факторов производства. Это количество, выраженное в денежной форме, и есть объем спроса на ресурсы. От чего же зависит его величина?
Спрос на ресурсы как производный спрос
Каждой фирме уже на стадии организации производства и покупки ресурсов требуется предельно четкая ориентация на будущего потребителя. Само существование предприятия на рынке может быть оправдано лишь фактом удовлетворения платежеспособных человеческих потребностей. Поведение фирмы в условиях рыночной конкуренции подчинено принципу: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести. Только ради удовлетворения спроса на свою продукцию фирма вообще покупает ресурсы. То есть рынок объективно устанавливает первичность спроса на готовую продукцию и вторичность спроса на экономические ресурсы. Поэтому ключевой характеристикой спроса на ресурсы является его производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию.
Спрос на ресурсы при социализме и на рынке
Следует обратить внимание на принципиальное различие, связанное со спросом на ресурсы, в двух системах - централизованно планируемой и рыночной. Для России, переходящей от первой из названных систем ко второй, теоретический анализ этого различия имеет особое значение.
В нашей прежней системе главным приоритетом был пресловутый "вал" - выполнение и перевыполнение плана по производству продукции. От него зависели все экономические показатели, включая размер прибыли предприятия. Напомним, что принцип ценообразования при социализме был близок к системе "издержки плюс" (см. "Олигополия" ), т.е. заключался в прибавлении нормативного процента прибыли к величине издержек. В таких условиях чем больше производишь и соответственно чем больше у тебя общий объем издержек, тем больше прибыли и получаешь. Поэтому неутолимо велик был спрос на ресурсы. Не случайно на каждой проходной завода висели нескончаемые списки требующихся рабочих, а главной головной болью директоров было стремление "выбить" как можно больше сырья, материалов, техники и т.п.
Подобную зависимость можно изобразить в виде следующей схемы ( рис. 11.1):
Определенную роль в современном чрезвычайно тяжелом положении многих отечественных предприятий, безусловно, играет стремление использовать эту старую схему в изменившихся экономических условиях. Однако в рыночной системе она перестает работать, поскольку предприятия лишаются прежней "оранжерейной" (бесконкурентной) среды обитания и вынуждены переходить к реальным конкурентным отношениям свободного предпринимательства. Произведенный объем продукции уже не является теперь гарантом получения не только максимальной, но и любой прибыли. Ведь необходимо, чтобы продукцию реально купили. А платежеспособный спрос (особенно в условиях кризиса) существует далеко не на все товары. Поэтому закупка ресурсов "под обеспечение производства", а не "под платежеспособный спрос" часто приводит к растрате и без того скудных ресурсов.
Становление и развитие рынка неминуемо ведут к тому, что начинает действовать другая схема ( рис. 11.2):
Иными словами, если в централизованно планируемой системе оптимальные параметры деятельности предприятия достигались за счет максимизации спроса на ресурсы, то в рыночных условиях устанавливается жесткая зависимость величины и структуры спроса на факторы производства от решения задачи максимизации прибыли. Необходимо купить ровно столько факторов производства, сколько надо для максимизации прибыли: ни на единицу больше и ни на единицу меньше.
Проблема "примата производства"
В этой связи важно уточнить теоретический подход к известному принципу "примата производства", утверждающему главенство (первенствующую роль) сферы производства по отношению к другим классическим сферам экономической жизни общества (распределению, обмену и потреблению).
Производство (причем всех благ - вещественных и невещественных) всегда образует исходный момент для удовлетворения человеческих потребностей. Распределять, обменивать и потреблять можно лишь произведенные товары и услуги. В этом смысле производство удерживает за собой очевидное первенство в любой экономической системе. Например, пренебрежительное отношение к реальному (производящему) сектору отечественной экономики следует считать грубой ошибкой начального периода реформ в России.
Рыночная система, однако, объективно погружает само производство в горнило обменных процессов, в результате чего сфера обмена становится естественной средой обитания любого предприятия, а производство подчиняется его требованиям. Производство по-прежнему принципиально важно, но каким оно должно быть - решает рынок. Чисто производственной деятельности предшествует предъявление спроса на ресурсы (обмен здесь приобретает главенствующую роль), а ее финалом служит реализация готовой продукции. Максимизация прибыли достигается в рамках цепочки обмен - производство - обмен.
Формирование спроса на ресурсы
Объем спроса на экономические ресурсы определяется фирмой исходя из цели максимизации прибыли. Логика решения этой задачи в принципе та же самая, что и при оптимизации объема производства (см. темы "Издержки" - "Монополия" ). Максимум прибыли достигается тогда, когда предельный доход сравнивается с предельными издержками (правило MR = MC). Разница лишь в том, что раньше решался вопрос, до какого объема надо наращивать выпуск продукции (на рис. 11.2 это изображено стрелкой, связывающей прямоугольники 1 и 2), а теперь выясняется, в каких объемах следует закупать дополнительные ресурсы (на рис. 10.2 это изображено стрелкой, связывающей прямоугольники 1 и 3).
Конкретнее, объем спроса на ресурс зависит от трех составляющих:
- производительности (отдачи) данного ресурса, т.е. того, сколько готовой продукции можно получить, используя одну единицу ресурса.
- цены товаров, произведенных с его помощью.
- цены самого ресурса и соответственно от издержек, которые понесет предприятие на его приобретение.
Для большей конкретности рассмотрим процесс формирования спроса на ресурсы на примере такого ключевого фактора производства, каким является труд. Спрос на иные ресурсы, в принципе, определяется похожим образом.
Воспользуемся понятиями рассмотренными в теме 6: предельный продукт (МР), предельный продукт в денежной форме (MRP) и предельные издержки на ресурс (MRC). В случае их применения к трудовым ресурсам необходимо ввести в анализ следующие уточненные определения:
- предельный продукт труда () - прирост выпуска продукции в натуральном выражении, полученный в результате применения одной дополнительной единицы труда (в частности, найма одного нового работника);
- предельный продукт труда в денежной форме () - прирост денежного дохода, полученный в результате продажи продукции, созданной одной дополнительной единицей труда (этот показатель равен предельному продукту труда, умноженному на цену дополнительно произведенной продукции, т.е. );
- предельные издержки на трудовой ресурс () - прирост общих издержек производства в результате применения одной дополнительной единицы труда.
Для начала ограничимся несколькими исходными графиками, позволяющими выяснить общую динамику спроса на трудовой фактор. В соответствии с законом убывающей отдачи (см. "Издержки" ) при неизменном объеме других используемых фирмой факторов производства величина предельного продукта труда будет уменьшаться по мере увеличения количества применяемого труда (L) ( рис. 11.3).
Чтобы выяснить, как снижение предельного продукта труда отражается на доходах фирмы, необходимо перейти от натуральных показателей к стоимостным. Это достигается с помощью построения графика динамики предельного денежного продукта труда, где на оси ординат фиксируется цена трудового ресурса (т.е. зарплата), а на оси абсцисс - количество применяемого труда ( рис. 11.4).
Рис. 11.4. График предельного денежного продукта труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
Падение предельного денежного продукта труда () обусловлено снижением предельного продукта труда (). Ведь чем меньше дополнительных единиц продукции удается произвести, подключая все новые и новые трудовые ресурсы, тем меньше будет и выручка от их продажи.
Что касается быстроты снижения доходности трудового фактора, то в условиях совершенной (абсолютно свободной) конкуренции она будет меньше, чем при несовершенной (с разными уровнями монополизации рынка). Отсюда и наклон графика во втором варианте выглядит более крутым, чем в первом.
Причины различия в поведении графиков и проста и обусловлена формулой . Падение связано только с сокращением предельного продукта труда (MP), цены на готовую продукцию фирмы (Р) в условиях совершенной конкуренции не меняются с ростом объема продаж. Падение же , кроме этого фактора, подстегивается и снижением цен, типичным для несовершенной конкуренции при росте размеров продаж.
Рис. 11.5. Динамика предельных издержек на трудовой ресурс в условиях совершенной (1) и несовершенной (2) конкуренции
Перейдем теперь к рассмотрению предельных издержек на трудовой ресурс ( рис. 11.5). Горизонтальная ось на нем по-прежнему изображает объем закупаемого ресурса труд (L), а на вертикальной оси откладывается цена, которую придется заплатить за новые порции труда (Р или W от англ. wage - зарплата).
На рисунке видно, что при совершенной конкуренции предельные издержки фирмы на трудовой ресурс не меняются, поскольку слишком мала ее рыночная доля. Так, если владелец табачного ларька наймет дополнительно 2, или 3 продавцов, или даже 10 новых продавцов, общее соотношение спроса и предложения на труд в Москве не изменится. Следовательно, за каждого дополнительно нанятого работника мелкой фирме (совершенному конкуренту) всегда приходится платить одну и ту же цену, равную установившемуся уровню зарплаты.
При несовершенной конкуренции предельные издержки приобретают тенденцию к росту по мере увеличения общей численности работающих. Если, например, "Газпром" задумает увеличить численность своего персонал на 10%, ему неизбежно придется повышать зарплату - ведь рабочих надо будет переманивать из других предприятий и отраслей.
Правило MRP = MRC
Теперь мы готовы решить проблему определения оптимального объема спроса фирмы на трудовые ресурсы ( рис. 11.6).
Покупая трудовой фактор (проще говоря, нанимая работников), предприятие должно сравнивать доходность этого фактора с издержками на его покупку, точнее - предельный денежный продукт труда (MRP) с предельными издержками на трудовой ресурс (MRС). При этом максимальная прибыль теоретически достижима в случае полного равенства этих величин (на практике - в момент их существенного сближения).
В точке B, где пересекаются прямые MRP (предельный денежный продукт труда) и MRC (предельные издержки на трудовой ресурс), наблюдается полное равенство предельного денежного продукта и предельных издержек, т.е. здесь дополнительные издержки равны дополнительному доходу. В этом примере фирма для обеспечения максимально прибыльного равновесия должна предъявить спрос на 5 работников при ставке зарплаты 50 единиц. Если же фирма примет на работу еще одного человека (точка С на графике), то он будет создавать меньший предельный денежный продукт (40 единиц), чем потрачено денежных средств на его оплату (50 единиц). В то же время отказ от найма одного дополнительного работника (точка А на графике) обернется потерей дополнительного дохода, который он мог бы принести, в размере 10 единиц. Естественно, что сопоставляя все варианты, фирма наймет 5 работников, т.е. такое число, при котором в силу выполнения правила MRP = MRC максимизируется прибыль.
Оптимальные пропорции использования ресурсов
Проведенный анализ позволяет решить и еще одну важную проблему: в каких пропорциях фирма должна закупать разные ресурсы - труд, капитал, землю и т.д. Одного и того же результата можно достигнуть, используя разные их комбинации. Так, один и тот же урожай можно получить и с огромного поля, применяя там минимум труда и техники (акцент на фактор земля). И с крошечного участка, удобрив и обработав его наилучшим образом (акцент на факторы труд и капитал).
Мерилом эффективности использования ресурсов будет отдача от них. В количественном отношении она выразиться дробью:
где - предельный денежный продукт соответствующего ресурса, а - его цена. При этом фирма будет всегда выбирать тот ресурс, для которого эта величина будет выше.
Вспомним, однако, закон убывающей отдачи. Покупая все новые и новые порции самого эффективного ресурса, фирма будет тем самым снижать его отдачу, а следовательно, и эффективность. Очевидно, этот процесс будет идти до тех пор, пока эффективность использования лучшего ресурса (или лучших ресурсов) не сравняется с эффективностью всех прочих. То есть пока не сложится равенство:
Фирма оптимизирует закупки каждого ресурса в соответствии с правилом MRP = MRC. Но предельные издержки покупки ресурса равны его цене, т.е. MRP = MRC = Р. Учитывая это, мы можем переписать выведенную формулу следующим образом:
Или: максимизация прибыли обеспечивается использованием ресурсов в таких масштабах и пропорциях, при которых предельный денежный продукт от их применения равен цене соответствующего ресурса.