Россия, г. Оренбург |
Как найти классы
Предупреждаю, не следует ожидать слишком многого. Поиск классов - это одна из центральных проблем при ОО-конструировании ПО. Как в любой творческой деятельности ее решение определяется талантом и опытом, не исключая и доли везения. Нереально ожидать безошибочных рецептов по поиску классов, как нельзя ожидать рецептов, позволяющих математику создавать новые теории или находить доказательства теорем. Хотя оба вида деятельности - конструирование ПО и конструирование теорий - могут извлекать пользу от советов общего вида и опыта удачливых предшественников, но в обоих случаях требуется созидательная работа, не регламентируемая механическими правилами. Если, как и многие в программной индустрии, вы полагаете, что эти два вида деятельности нельзя сравнивать, то рассматривайте нашу работу просто как одну из форм инженерного проектирования, хотя здесь и можно дать базисное руководство, но никакие придуманные пошаговые правила не могут гарантировать хорошего проектирования новых самолетов или мостов.
При проектировании ПО никакие книги не могут заменить вашей интуиции и владения тем, что называется "ноу-хау" (know-how). Роль методологического обсуждения состоит в том, чтобы указать на хорошие идеи, привлечь внимание к удачным прецедентам и предупредить о типичных ловушках.
Это относится к любому методу проектирования. В объектном случае есть некоторые хорошие новости, приходящие в форме повторного использования. Поскольку многое из необходимого уже изобретено, можно начинать строить, используя достижения других разработчиков.
Есть и другие хорошие новости. Начиная со скромных притязаний, но внимательно изучив, что работает, а что нет, двигаясь мало-помалу в исключительно неблагоприятных условиях, мы получим возможность изобрести нечто, заслуживающее название метода поиска классов. Как всегда при поиске кандидатов, метод отбора включает два компонента - набор абитуриентов и их последующий отсев.
Изучение документа "технические требования"
Для понимания проблемы поиска классов, возможно, лучше всего начать с известного и широко опубликованного подхода.
Существительные и глаголы
В нескольких публикациях предлагается простое правило для получения классов, - начинайте с документа "технические требования" (считается, что кто-то его создал, но это уже другая история). В функционально-ориентированном проекте следует концентрироваться на глаголах, соответствующих действиям. При ОО-проектировании отмечайте существительные, описывающие объекты. Так из предложения:
Лифт закрывает дверь, прежде чем двигаться к следующему этажу (The elevator will close its door before it moves to another floor)
функционально-ориентированный разработчик извлечет необходимость создания функции "move", а ОО-разработчик увидит необходимость создания объектов трех типов: ELEVATOR, DOOR and FLOOR, приводящих к классам. Вот?!
Как было бы прекрасно, если бы жизнь была такой простой! Вы бы захватили документ с требованиями домой на вечерок, сыграли бы за обеденным столом в игру "Погоня За Объектами". Это был бы хороший способ отвлечь детей от телевизора, повторить заодно грамматику и помочь маме с папой в их важной работе по конструированию ПО.
К сожалению, такой примитивный метод не слишком помогает. Естественный язык, используемый экспертами при составлении технических требований, обладает столь многими нюансами, субъективными вариациями, двусмысленностями, что крайне опасно принимать важные решения на основе грамматического анализа такого документа. Вполне возможно, что учитывались бы не столько свойства проектируемой системы, сколько особенности авторского стиля.
Метод " подчеркивание существительных " дает лишь очевидные понятия. Любой разумный ОО-метод проектирования системы управления лифтом будет включать класс ELEVATOR. Получение подобных классов не самая трудная часть задачи. Повторяя сказанное в предыдущих обсуждениях, генерируемые понятия нуждаются в прополке - необходимо отделить зерна от плевел.
Хотя идея подчеркивания существительных не заслуживает особого рассмотрения, мы будем использовать ее для контраста, для лучшего понимания тех ограничений, подстерегающих нас на пути поиска классов.
Как избежать бесполезных классов
Существительные в документе с требованиями покрывают некоторое множество классов будущего проекта, но они также включают слишком много "ложных тревог" - концепций, не заслуживающих того, чтобы быть классами.
В примере с лифтовой системой door является существительным, но необходим ли класс DOOR? Может быть, да, может быть - нет. Возможно, что единственным свойством дверей лифта является их способность открываться и закрываться. Тогда проще включить это свойство в виде соответствующего запроса и команды в класс ELEVATOR:
door_open: BOOLEAN; close_door is ... ensure not door_open end; open_door is ... ensure door_open end
В другом варианте понятие двери может заслуживать отдельного класса. Единственной реальной основой является здесь теория АТД. Вот вопрос, на который действительно следует ответить:
Является ли " door " независимым типом данных с собственными четко определенными операциями или все они уже включены в операции других типов данных, таких как, например, ELEVATOR? |
Только наша интуиция и опыт проектировщика даст нам правильный ответ. Грамматические правила анализа документа требований малосодержательны. Вместо них следует обращаться к теории АТД, помогающей задавать правильные вопросы заказчикам и будущим пользователям системы.
Мы уже встречались (см. "лекцию 3" ) с подобной ситуацией при проектировании механизма откатов и возвратов. Речь шла о понятии commands и более общем понятии operation, включающем запросы, подобные Undo. Оба слова фигурировали в документе требований, однако, только COMMAND приводил к абстракции данных - важнейшему классу проекта.
Нужен ли новый класс?
Еще одним примером существительного в примере с лифтом является слово floor. В отличие от дверей с их единственной операцией, понятие этажа является разумным АТД, однако этого мало, чтобы появился класс FLOOR.
Причина проста: в данном случае для целей лифтовой системы вполне достаточно представлять этажи целыми числами - их номерами, так расстояние между этажами может быть выражено простой разностью целых чисел.
Если, однако, этажи имеют свойства, не отображаемые номерами, тогда может потребоваться класс FLOOR. Например, некоторые этажи могут иметь специальные права доступа, разрешающие их посещение только избранным особам, и тогда класс FLOOR может включать свойство:
rights: SET [AUTHORIZATION]
и связанные с ним процедуры. Но и в этом случае нет полной определенности. Возможно, стоит вместо создания класса включить в некоторый другой класс массив:
floor_rights: ARRAY [SET [AUTHORIZATION]]
связывающий множество значений AUTHORIZATION с каждым этажом, идентифицируемым его номером (см. У4.1).
Еще одним аргументом в пользу создания независимого класса FLOOR могла бы послужить возможность ограничения доступных операций над классом. Так операции вычитания и сравнения этажей должны быть доступными, а сложение и умножение лишены смысла и должны быть недоступны. Такой класс мог быть представлен как наследник класса INTEGER.
Это обсуждение снова приводит нас к теории АТД. Класс не должен представлять физические "объекты" в наивном смысле. Он должен описывать абстрактный тип данных - множество программных объектов, характеризуемых хорошо определенными операциями и их формальными свойствами. Типы реальных объектов могут и не иметь двойников в программном мире - классов. Когда решается вопрос - стать ли некоторому понятию классом, только АТД является правильным критерием, позволяя сказать, соответствует ли данное понятие классу программной системы или оно покрывается уже существующими классами.
"Релевантность системы" является определяющим критерием. Цель анализа системы не в том, чтобы "моделировать мир", - об этом пусть заботятся философы. Создатели ПО не могут позволить себе этого, по крайней мере, в своей профессиональной деятельности, их задачей является моделирование мира лишь в той мере, которая касается создаваемого ПО. Подход АТД и соответственно ОО-метода основан на том, что объекты определяются только тем, что мы можем с ними делать, - это называлось (см. лекцию 6 курса "Основы объектно-ориентированного программирования") Принципом Разумного Эгоизма. Если операция или свойство объекта не отвечают целям системы, то они и не включаются в состав класса, хотя и могут представлять интерес для других целей. Понятие PERSON может включать такие компоненты, как mother и father, но для системы уплаты налогов они не нужны, здесь личность выступает сама по себе, подобно сироте.
Если все операции и свойства некоторого типа не связаны с целями системы или покрываются другими классами, то сам тип не должен рассматриваться как самостоятельный класс.
Пропуск важных классов
Подчеркивание существительных может не только приводить к понятиям, не создающим классов, но и к пропуску понятий, которые должны быть классами. Есть, по меньшей мере, три причины возникновения таких ситуаций.
Напомню, мы анализируем ограничения подхода "подчеркивания существительных" лишь для лучшего понимания процесса поиска классов. |
Первой причиной пропуска классов являются гибкость и неоднозначность естественного языка - те самые качества, благодаря которым он применим в самых широких областях - от ораторских речей и романов до любовных писем. Но эти же качества становятся недостатком при написании сухой и строгой технической документации. Предположим, что наш документ с требованиями к лифтовой системе содержит предложение:
Запись базы данных должна создаваться всякий раз, когда лифт перемещается от одного этажа к другому (A database record must be created every time the elevator moves from one floor to another). |
Существительное "record" предполагает класс DATABASE_RECORD ; но при этом можно пропустить более важную абстракцию данных: понятие move, определяющее перемещение между этажами. Из смысла данного предложения скорее следует необходимость класса MOVE, например, в форме:
class MOVE feature initial, final: FLOOR; -- Или INTEGER, если нет класса FLOOR record (d: DATABASE) is ... ... Другие компоненты... end
Этот важный класс вполне мог быть пропущен при простом грамматическом разборе предложения. Правда, наше предложение могло появиться и в другой форме:
Каждое перемещение лифта приводит к созданию записи в базе данных (A database record must be created for every move of the elevator from one floor to another). |
Здесь "move" из глагола переходит в разряд существительных, претендуя на класс в соответствии с грамматическим критерием. Угрозы и абсурдность подхода, основанного на анализе документа, написанного на естественном языке, очевидны. Такое серьезное дело, как проектирование системы, в частности ее модульная структура, не может зависеть от причуд стиля и настроения автора документа.
Другая важная причина в пропуске критически важных абстракций состоит в том, что они могут не выводиться непосредственно из документа с требованиями. Примерами подобных ситуаций изобилует данная книга. Вполне возможно, что в документе, определяющем требования к системе, управляемой панелями (см. "лекцию 2" ) ни слова нет о понятиях состояние или приложение (State, Application), задающих ключевые абстракции нашего заключительного проекта. Ранее уже отмечалось, что некоторые понятия внешнего мира могут не иметь двойников среди классов системы ПО. Имеет место и обратная ситуация: классы ПО могут не соответствовать никаким объектам внешнего мира. Аналогично, если автор требований к текстовому редактору, включающему откаты, написал: "система должна поддерживать вставку и удаление строк" ( the system must support line insertion and deletion ), то нам повезло, и мы обратим внимание на существительные insertion и deletion. Но необходимость этих свойств точно также должна следовать из предложения в форме:
Редактор должен позволять пользователям вставлять и удалять строки в текущей позиции курсора (The editor must allow its users to insert or delete a line at the current cursor position). |
Наивный разработчик в этом тексте может обратить внимание на тривиальные понятия курсора и позиции, пропустив абстракции команд: вставка и удаление строк.
Третья главная причина пропуска классов характерна для любого метода, использующего документ с требованиями как основу анализа, поскольку такая стратегия не учитывает повторного использования. Удивительно, но литература по ОО-анализу (см. "лекцию 9" ) исходит из традиционного взгляда на разработку - все начинается с документа с техническими требованиями на систему и движется к поиску решения проблемы, описанной в документе. Один из главных уроков объектной технологии как раз состоит в том, что не существует четко выраженного различия между постановкой проблемы и ее решением. Существующее ПО может и должно влиять на новые разработки.
Когда ОО-разработчик сталкивается с новым программным проектом, он не должен смотреть на документ с требованиями как на альфу и омегу мудрости по данной проблеме - он должен сочетать его со знанием предыдущей разработки и доступных программных библиотек. При необходимости он может предложить обновления документа, облегчающие конструирование системы, например, удалив свойство, представляющее ограниченный интерес для пользователей, но кардинально упрощающее систему, возможно, в интересах повторного использования. Подходящие абстракции, скорее всего, находятся в существующем ПО, а не в документе с требованиями для нового проекта.
Классы COMMAND и HISTORY_LOG из примера, посвященного откатам, являются в этом отношении типичными. Способ нахождения подходящих абстракций для этой проблемы состоит не в том, чтобы сушить мозги над документом с требованиями к текстовому редактору. Это может быть процесс интеллектуального озарения ("Эврика", для которого не существует рецептов), или кто-то до нас уже нашел решение, и нам остается повторно использовать его абстракции. Конечно, можно повторно использовать и существующую реализацию, если она доступна как часть библиотеки, в этом случае вся работа по анализу, проектированию и реализации уже была бы сделана для нас.
Обнаружение и селекция
Чтобы что-то изобрести, нужны двое. Один находит варианты, другой отбирает, обнаруживает, что является важным в той массе, которую представил первый. В том, что мы называем гением, значительно меньшая доля от первого, чем от второго, отбирающего нужное из того, что разложено перед ним. Поль Валери (процитировано в [Hadamard 1945])
Помимо прямых уроков это обсуждение ведет к более тонким следствиям.
Простые уроки звучали неоднократно: не слишком полагаться на документ с требованиями, не доверять грамматическим критериям.
Менее очевидный урок вытекает из обзора ложных тревог. Суть его в том, что нужен не только критерий для поиска классов, но и критерий для отбраковки (rejecting) кандидатов. Концепция может показаться вначале обнадеживающей, а в результате анализа она отбраковывается. Примеров подобных ситуаций в данной книге предостаточно (см. "лекцию 5" ).
В книгах по ОО-анализу и проектированию, которые мне довелось читать, довольно мало рассуждений по этому вопросу. Это удивительно, поскольку в практике консультирования ОО-проектов, особенно в командах новичков, я обнаруживал, что исключение плохих идей не менее важно, чем нахождение хороших.
Это может быть даже более важно. Как правило, идей по поводу классов (обычно предлагаемых в виде объектов) хватало с избытком. Проблемой было поставить плотину на пути этого потока. Хотя некоторые важные классы пропускались, значительное большее количество отвергалось по результатам анализа.
Так что следует расширить рамки названия, вынесенного в заголовок этой лекции. Термин "Как найти классы?" означает две вещи: поиск абстракций, подходящих на роль кандидатов в классы, и исключение из них неадекватных задаче нашей системы. Эти две задачи не следует рассматривать как последовательные, - они постоянно перемешиваются. Подобно садовнику, ОО-разработчик должен постоянно высаживать новые растения и выпалывать плохие.
Принцип Выявления класса Выявление класса - это двойственный процесс: генерирование кандидатов, их отбраковка. |
Остаток этой лекции посвящен изучению составляющих этого процесса.