Делегаты и события
Класс, структура, интерфейс, перечисление, делегат – это все разнообразные категории классов. Каждая категория имеет свои особенности объявления, свое назначение и строго определенную область применения.
Делегаты
Объявление класса делегата начинается ключевым словом delegate и выглядит следующим образом:
ОбъявлениеКлассаДелегата ::=
[СпецификаторДоступа]
delegate
СпецификаторВозвращаемогоЗначения
ИмяКлассаДелегата
(СписокПараметров);При этом
СпецификаторВозвращаемогоЗначения ::= ИмяТипа ИмяКлассаДелегата ::= Идентификатор
а синтаксис элемента СписокПараметров аналогичен списку параметров функции. Но сначала – примеры объявления классов делегатов:
delegate int ClassDelegate(int key); delegate void XXX(int intKey, float fKey);
Подобие объявления класса-делегата и заголовка функции не случайно.
Класс-делегат способен порождать объекты. При этом назначение объекта — представителя класса-делегата заключается в представлении методов (функций-членов) РАЗЛИЧНЫХ классов. В частности, тех которые оказываются видимыми из пространства имен, содержащих объявление данного класса-делегата. Объект этого класса способен представлять ЛЮБЫЕ (статические и нестатические) функции — члены классов, лишь бы спецификация их возвращаемого значения и список параметров соответствовали бы характеристикам данного класса-делегата.
Любой класс-делегат наследует System.MulticastDelegate. Это обстоятельство определяет многоадресность делегатов: в ходе выполнения приложения объект-делегат способен запоминать ссылки на произвольное количество функций независимо от их статичности или нестатичности и принадлежности классам. Многоадресность обеспечивается внутренним списком, в который заносятся ссылки на функции, соответствующие заданной сигнатуре и спецификации возвращаемого значения.
| Свойства и методы | Назначение |
|---|---|
| Method | Свойство. Возвращает имя метода, на который указывает делегат |
| Target | Свойство. Возвращает имя класса, если делегат указывает на нестатический метод класса. Возвращает значение типа null, если делегат указывает на статический метод |
| Combine(), operator+(), operator+=(), operator–(), operator–=() | Функция и операторные функции. Обеспечивают реализацию многоадресного делегата. Работа с операторными функциями смотрится как прибавление и вычитание ДЕЛЕГАТОВ. Арифметика делегатов |
| GetInvocationList() | Основываясь на внутреннем списке ссылок на функции, строится соответствующий массив описателей типов функций. Попытка применения метода к пустому делегату приводит к возникновению исключения |
| object DynamicInvoke (object[] args) | В соответствии со списком ссылок обеспечивается выполнение функций, на которые был настроен делегат |
| static Remove() | Статический метод, обеспечивающий удаление элементов внутреннего списка ссылок на функции |
Пример объявления и применения делегата представлен ниже.
using System;
namespace Delegates_1
{
// Класс-делегат. Его объявление соответствует типу функции,
// возвращающей значение int с одним параметром типа int.
delegate int xDelegate(int key);
//===========================================
class ASD
{
// Делегат как член класса.
public xDelegate d;
// А вот свойство, которое возвращает ссылку на делегат.
public xDelegate D
{
get
{
return d;
}
}
}
//========================================================
// Класс, содержащий функцию-член, на которую может
// быть настроен делегат - представитель класса xDelegate.
//========================================================
class Q
{
public int QF(int key)
{
Console.WriteLine("int QF({0})", key);
return key;
}
// А вот функция, в которой делегат используется как параметр!
public void QQQ(int key, xDelegate par)
{
Console.WriteLine("Делегат как параметр!");
// И этот делегат используется по назначению – обеспечивает вызов
// НЕКОТОРОЙ функции. Какой функции? А неизвестно какой! Той,
// на которую был настроен делегат перед тем, как его ссылка была передана
// в функцию QQQ. Здесь не интересуются тем, что за функция пришла.
// Здесь запускается ЛЮБАЯ функция, на которую настраивался делегат.
par(key);
}
}
//===========================================
// Стартовый класс. Также содержит пару пригодных для настройки
// делегата функций.
class StartClass
{
// Одна статическая...
public static int StartClassF0(int key)
{
Console.WriteLine("int StartClassF0({0})", key);
return key;
}
// Вторая нестатическая...
public int StartClassF1(int key)
{
Console.WriteLine("int StartClassF1({0})", key);
return key;
}
// Процесс пошел!
static void Main(string[] args)
{//===============================================================
// Ссылка на делегат.
xDelegate localDelegate;
int i, n;
// Объект – представитель класса StartClass.
StartClass sc = new StartClass();
// Объект – представитель класса Q.
Q q = new Q();
// Объект – представитель класса ASD.
ASD asd = new ASD();
// Статическая функция – член класса – в списке делегата.
// Поскольку делегат настраивается непосредственно в
// классе, которому принадлежит данная статическая функция,
// здесь обходимся без дополнительной спецификации имени
// функции.
asd.d = new xDelegate(StartClassF0);
// Вот показали имя метода, на который настроен делегат.
Console.WriteLine(asd.d.Method.ToString());
// Попытались показать имя класса – хозяина метода, на который
// настроили делегат. Ничего не получится, поскольку метод –
// статический.
if (asd.d.Target != null) Console.WriteLine(asd.d.Target);
// неСтатическая функция – член класса – в списке делегата.
// добавляется к списку функций делегата посредством
// операторной функции +=.
asd.d += new xDelegate(sc.StartClassF1);
Console.WriteLine(asd.d.Method.ToString());
if (asd.d.Target != null) Console.WriteLine(asd.d.Target);
// Делегат также включил в список функцию – член класса Q.
asd.d += new xDelegate(q.QF);
Console.WriteLine(asd.d.Method.ToString());
if (asd.d.Target != null) Console.WriteLine(asd.d.Target);
// Делегат разряжается последовательностью
// вызовов разнообразных функций.
// Либо так.
asd.d(125);
// Либо так. Параметр
// при этом пришлось упаковать в одномерный массив типа object
// длиной в 1.
asd.d.DynamicInvoke(new object[]{0});
// Также есть возможность удаления функции из списка делегата.
// Для этого воспользуемся локальным делегатом.
localDelegate = new xDelegate(q.QF);
asd.d –= localDelegate;
asd.d(725);
// А теперь опять добавим функцию в список делегата.
asd.d += localDelegate;
asd.d(325);
Console.WriteLine(asd.d.Method.ToString());
// А теперь – деятельность по построению массива описателей типа ссылок.
// Преобразование ОДНОГО объекта, содержащего массив ссылок на функции,
// в массив объектов, содержащих по одной ссылке на функцию.
// Таким образом, для каждой ссылки на функцию делегата в рамках
// массива делегатов строится свой собственный делегат.
// Естественно что элемент массива уже не является Multicast'овым
// делегатом. Поэтому с его помощью можно выполнить ОДНУ функцию
// Multicast'ового делегата.
Console.WriteLine("—In array!––––––––––––––––––––––––– ");
// Вот ссылка на массив делегатов.
// Сюда будем сгружать содержимое Multicast'а.
xDelegate[] dlgArray;
try
{
dlgArray = asd.d.GetInvocationList();
}
catch (System.NullReferenceException e)
{
Console.WriteLine(e.Message + ":Delegate is empty");
return;
}
// Прочитали содержимое массива описателей типа ссылок.
for (i = 0, n = dlgArray.Length; i < n; i++)
{
Console.WriteLine(dlgArray[i].Method.ToString());
// А можно и так, без помощи метода ToString()... С тем же результатом.
//Console.WriteLine(dlgArray[i].Method);
}
// Вот как запускается ОДНА функция из списка ссылок на функции!
// Используются разные варианты запуска.
Console.WriteLine("^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^");
dlgArray[1].DynamicInvoke(new object[]{75});
((xDelegate)(dlgArray[2]))(123);
Console.WriteLine("^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^");
// Используем этот массив для преобразования массива ссылок делегата.
// Выкидываем из массива один элемент.
// Возвращаемое значение (НОВЫЙ делегат с измененным списком)
// может быть "поймано" и другим делегатом!
asd.d = (xDelegate)xDelegate.Remove(asd.d,dlgArray[1]);
// Таблица ссылок модифицированного делегата сократилась!
Console.WriteLine("Таблица ссылок сократилась! ");
asd.d(125);
// Через свойство получили ссылку на делегат.
xDelegate dFROMasd = asd.D;
// Таблица ссылок опустошается!
// Еще бы! Здесь из списка методов одного делегата
// удаляются ВСЕ делегаты, которые встречаются в списке
// методов второго делегата. Буквально: удали из этого списка
// ВСЕ методы, которые встретишь в этом списке!
// Что-то из жизни того парня, который вытягивал сам себя
// за волосы из болота! И если бы НОВЫЙ делегат не был бы
// перехвачен на другую ссылку – весь исходный список
// методов Multicast'ового делегата asd.d был бы потерян.
dFROMasd = (xDelegate)xDelegate.RemoveAll(asd.d,asd.d);
// В чем и можно убедиться вот таким способом!
try
{
dlgArray = dFROMasd.GetInvocationList();
}
catch (System.NullReferenceException e)
{
Console.WriteLine(e.Message + ":Delegate is empty");
}
// Но только не исходный делегат!
Console.WriteLine("Но только не исходный делегат!");
// В чем и можно убедиться вот таким способом!
try
{
dlgArray = asd.d.GetInvocationList();
}
catch (System.NullReferenceException e)
{
Console.WriteLine(e.Message + ":Delegate is empty");
}
// Вот! Исходный объект класса-делегата – не пустой!
asd.d(125);
q.QQQ(75,asd.d);
}//==============================================================
}
}
Листинг
9.1.