Опубликован: 06.03.2014 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 6:

Предосторожность

< Лекция 5 || Лекция 6 || Лекция 7 >
Аннотация: Смысл и общие характеристики принципа предосторожности. Формирование принципа предосторожности, его осмысление в контексте природоохранной деятельности. Принцип предосторожности в международных нормативных документах. Сильная и слабая версии принципа предосторожности. Этическое содержание принципа предосторожности, его отличие от принципов компенсации и превентивности. Практические ограничения принципа предосторожности. Условия применения принципа предосторожности. Нормативные условия принципа предосторожности.

В самом общем плане принцип предосторожности представляет собой инструмент контроля за рисками и утверждает, что при разработке проектов и программ деятельности, в особенности, имеющих гуманитарные и экологические последствия, прямые или косвенные, следует со всей ответственностью принимать во внимание риск наиболее опасного из возможных вариантов развития событий.

Принцип предосторожности исторически осмысляется и формулируется в первую очередь по поводу практик, способных нанести вред природе и здоровью человека. Принцип предосторожности направлен на предотвращение возможного ущерба.

Начиная с 1990-х актуальность принципа предосторожности все шире признается в научно-технологической, экологической, биомедицинской, промышленной, торговой политиках.

Принцип предосторожности впервые формулируется в немецкой социально-правовой мысли 1930-х годов по отношению к рачительному ведению домашнего хозяйства. Но мудрость принципа предосторожности зафиксирована в пословицах и поговорках разных народов, например, в русских: "Береженого Бог бережет", "Не зная броду, не суйся в воду", "Лучшая тактика – профилактика", "Легче предупредить ошибку, чем исправлять ее последствия" и т.д. Иными словами, принцип предосторожности отражает необходимость предусмотрительности и ответственности в любой деятельности, в особенности той, возможные последствия которой очевидно масштабны для людей, общества и природы.

Общая характеристика принципа предосторожности

Принцип предосторожности основывается на убеждении, что а) забота об охране окружающей среды и здоровья людей должна носить предупредительный характер; б) активные усилия по предотвращению урона окружающей среде и здоровью людей должны предприниматься и при наличии научно недоказанных опасений относительно последствий проектируемой деятельности.

Принцип предосторожности играет особо важную роль в деятельности, касающейся живых существ и природных объектов, поскольку последствия этой деятельности трудно контролировать, и они имеют потенциально глобальный характер.

Принцип предосторожности представлен в международных документах:

  • Впервые принцип предосторожности в отношении природы был сформулирован во Всемирной хартии природы (принятой Генеральной Ассамблеей в 1982).
  • В Декларация Рио по окружающей среде и развитию (1992) отмечается:

    "В целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды".

    Принцип 15
  • Принцип предосторожности также утверждается в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992).
  • В Соглашении Всемирной торговой организации (ВТО) о санитарии и фитосанитарии (1994) статья 5.7 посвящена предосторожности.
  • Протокол о биобезопасности (2000).
  • Конвенция о биологическом разнообразии (2000) , где речь идет об обеспечении адекватного уровня защиты в области безопасной передачи, использования и применения любых ГМО, являющихся продуктом биотехнологии, и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, а также в
  • Докладе Группы экспертов ЮНЕСКО о принципе предосторожности подчеркивается, что главная цель внедрения принципа предосторожности – это

    "создание этической основы для управления рисками и информирования общественности и политиков о возможных негативных эффектах появляющихся новых технологий"

    The Precautionary Principle: March 2005. [Paris:] UNESCO, 2005.
    (Дальнейший материал представляет основные идеи этого доклада).

Этическое содержание принципа предосторожности

Смысл принципа предосторожности заключается в следующем: если деятельность человека может нанести морально неприемлемый ущерб, возможность которого неопределенна (т.е. нет достоверных научных доказательств на это счет), но с научной точки зрения реальна, следует предпринять действия, позволяющие избежать или уменьшить такой ущерб. Под морально неприемлемым понимается ущерб людям или окружающей среде, который: а) угрожает жизни или здоровью людей, б) является практически невосполнимым, в) неоправданным по отношению к нынешнему или будущим поколениям, д) ущемляет права тех, кому он причиняется.

Реальная возможность ущерба должна основываться на научном анализе. Такой анализ должен проводится постоянно, чтобы можно было пересматривать избранные меры. Считается, что бремя доказательства безопасности новой технологии или продукта, или определенного рода активности деятельности лежит на тех кто ратует за их продвижение; наоборот, те, кто высказывает тревогу относительно возможной опасности, не обязаны предоставлять строгое подтверждение ее актуальности.

Согласно принципу предосторожности а) забота по охране окружающей среды и здоровья людей должна носить предупредительный характер (в противовес принципу компенсации); б) активные усилия по предотвращению урона окружающей среде и здоровью людей должны предприниматься и при наличии научно недоказанных опасений относительно последствий проектируемой деятельности (в противовес принципу превентивности, который предполагает, что усилия по предотвращению ущерба необходимо предпринимать при научно обоснованном риске ущерба).

Предупредительные действия, направленные на то, чтобы избежать или уменьшить ущерб, должны быть соразмерны серьезности потенциального ущерба. При выборе принимаемых мер следует учитывать их позитивные и негативные последствия, в том числе моральные. Их выбор должен осуществляться с участием всех заинтересованных сторон.

Принцип предосторожности вменяется принимающим решения – политикам, ученым, конструкторам руководителям корпораций и т.д.

Принцип предосторожности может трактоваться в сильной и слабой версии. В сильной версии он предполагает необходимость контроля и соответствующих мер во всех случаях, когда некая активность может привести к ущербу для здоровья, безопасности или окружающей среды даже тогда, когда цена контроля и практических действий может быть значимо высока. Принцип предосторожности в сильной версии был впервые сформулирован в статье 11 Всемирной Хартии Природы, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году. Слабая версия принципа указывает на то, что отсутствие научных доказательств отсутствия риска не исключает активности, если воздержание от активности или установление контроля за ней чревато ущербом, к тому же существенным и необратимым.

Условия применения принципа предосторожности

В условиях недостатка или отсутствия научно оправданных опасений принцип предосторожности необходим в силу того, что отсутствие научно достоверных опасений может рождать иллюзию безопасности. Если опасения научно оправданы, то действует принцип превентивности.

Вместе с тем, при применении принципа предосторожности необходимы гарантии против повышенного уровня тревожности. Выражаемая осторожность должна быть состоятельной, т.е. основываться на предположениях, не противоречащих научным представлениям и реалистично учитывать причинно-следственные связи, а при невозможности установить такие связи должны быть использованы соответствующие статистические данные.

Принцип предосторожности требует действий, которые способны предотвратить, ограничить или уменьшить возможный ущерб. При этом Принимаемые действия должны отвечать ряду требований: Первое, они должны покоиться на имеющемся опыте: предпринимаемые меры в данной ситуации должны быть аналогичны мерам, принимавшимся в аналогичной по характеру и масштабам ситуации в прошлом. Второе, меры должны быть пропорциональны избранному уровню защиты и масштабу ущерба. Третье, при выборе необходимых мер следует учитывать все возможные позитивные и негативные последствия (включая и нематериальные затраты и преимущества). Четвертое, при планировании действий ожидаемые потери и приобретения должны сравниваться с потерями и приобретениями в случае отказа от действий.

В ряде ситуаций принцип предосторожности применять не следует. Это ситуации, в которых научные неопределенности могут быть преодолены за короткое время путем дальнейших исследований или когда при неясности возможности предполагаемого ущерба понятно, что его размер соответствует возможным ожидаемым потерям. И наоборот, принцип предосторожности должен применяться в ситуации, когда возможные негативные последствия крайне велики по своему масштабу, хотя их вероятность низка.

Предосторожность неуместна в случаях, когда потенциальный ущерб не является морально неприемлемым, например, когда он грозит тем лицам, которые принимают добровольное участие в данной деятельности и во всей полноте информированы о возможных последствиях. А также в случаях, когда вероятный ущерб обратим или легко преодолим и эффективное противодействие в будущем вероятному ущербу скорее всего не окажется более сложным или дорогостоящим, чем сегодня, даже если придется ждать первых реальных проявлений ущерба. В этих случаях выжидательная позиция, типа: "поживем – увидим", может быть более эффективной.

В то же время, следует учитывать, что принцип предосторожности не может быть средством избавления от риска как такового и не должен становится препятствием для новационных и рискованных действий.

Нормативные условия принципа предосторожности

  1. Незнание возможных опасных последствий действий не освобождает от ответственности за причинение ущерба. При этом предосудительно не неведение о возможном ущербе, а неприятие мер по их предотвращению или хотя бы уменьшению.
  2. Воздержание от действий может быть более оправданной тактикой при необходимости принятия особенно рискованных решений. Считается, что человек несет бОльшую ответственность за то, что он делает, чем за то, что он не делает, невыполнение обязательства является мЕньшим (и никогда бОльшим ) злом, чем совершение действий, нарушающих запреты.
  3. Совместная и индивидуальная ответственность. В жизни ответственность нередко актуально разделена. Именно поэтому во многих случаях технологических аварий и катастроф трудно определить виновного, и наказанию подвергаются те, на ком не может лежать вся полнота вины. В нравственном плане человек может привлекаться к ответственности лишь за определенные последствия в той мере, в какой его деятельность способствовала их наступлению. Человека нельзя считать ответственным за факторы, которые находятся вне его контроля или за пределами его знаний. Может быть совместная ответственность нескольких человек за определенные последствия, к которым они причастны. Однако ответственность за результаты должна быть адекватна роли.
  4. Принцип предосторожности сопряжен с принципами устойчивого развития и равенства поколений и призван содействовать им. Устойчивость развития обеспечивается тем, что потребности нынешнего поколения удовлетворяются при условии неущемления возможностей грядущих поколений удовлетворять собственные нужды. Таким образом между нынешним и будущими поколениями поддерживается нравственный баланс.
  5. Демократия и право на самовыражение. При принятии решений необходимо учитывать мнения всех заинтересованных сторон. Решения, затрагивающие интересы третьих лиц, должны согласовываться с ними в условиях свободного доступа к информации и прозрачности дискурсивных и политических процессов.

Творческие задания

  1. Проанализируйте ситуацию Аварии на Чернобыльской АЭС и установите, на каких этапах и кем до возникновения самой аварии, во время ее развития и по относительному купированию ее последствий нарушался и исполнялся принцип предосторожности.
  2. На основании изучения международных документов проследите этапы осмысления принципа предосторожности в отношении деятельности с экологически значимыми последствиями.
  3. Проанализируйте ситуацию, возникшую на последних стадиях разработки проекта нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО):

    В апреле 2006 года на совещании, которое проводил Президент России с главами сибирских регионов в Томске, руководитель "Транснефти" – государственной компании, разрабатывавшей проект нефтепровода ВСТО докладывал о готовности "Транснефти" со дня на день начать строительство нефтепровода. Выслушав доклад, Президент поинтересовался о степени безопасности нефтепровода для озера Байкал, в непосредственной близости от которого должна была пройти трасса нефтепровода. Не услышав ясного ответа, он распорядился перенести трассу будущего трубопровода в районе озера Байкал за пределы водоохранной зоны. Распоряжение Президента внесло ясность в длительное противостояние общественности и "Транснефти" в вопросе о трассе трубопровода.

    Проект нефтепровода ВСТО начал разрабатываться "Транснефтью" в соответствии с поручением Президента в августе 2001 года. Был и другой вариант "восточного" трубопровода – в Китай, предложенный ЮКОСом. Проект "Транснефти", выводивший нефть к Тихому океану был экономически и политически выигрышным. Он не привязывал "азиатский" экспорт российской нефти к одному партнеру – Китаю, который мог бы диктовать цену на нефть, позволял выйти на широкий энергетический рынок Азиатско-тихоокеанского региона и, следовательно, привлечь больше инвестиций. Разработанных нефтерождений могло не хватить для обеспечения потребностей в нефти и Китая, и Японии, не говоря о Южной Корее, Индии и других потенциальных импортеров топлива, однако привлечение большего числа инвестиций позволяло ускорить работы по разработке новых месторождений. В целом открытие Восточного нефтепровода сулит огромные выгоды восточным регионам и России в целом. Понятно, что новый нефтепровод отвечает и далеко идущим корпоративным интересам "Транснефти". Коммерческие, экономические, частно-политические и геополитические интересы довлели над авторами проекта и, скорее всего, были определяющими при принятии ими решений.

    Некоторые существенные моменты проекта вызвали острое беспокойство экологов и экологически ориентированной общественности. Главным в экологически претензиях к проекту было то, что прокладка трубопровода в минимальной близости от Байкала (в отдельных местах на расстоянии всего 500–800 м) создавало озеру непосредственную угрозу. Представители "Транснефти" убеждали общественность, что для строительства трубопровода будут использованы особо прочные и хладостойкие трубы, соединительные детали, специально разработанные датчики, запорная, предохранительная и регулирующая арматура, фильтры, насосы и другое оборудование. Независимые эксперты, со своей стороны, утверждали, что проведение трассы вблизи Байкала недопустимо ни при каких условиях ввиду повышенной сейсмоопасности этого ареала, что представители "Транснефти" приняли в своих проектных расчетах более низкий уровень сейсмоопасности по сравнению с тем, который установили на основе своих расчетов сейсмологи. Анализ только открытых источников показывал, что обычная аварийность для магистральных нефтепроводов компании "Транснефти" в 2004–2005 годах была выше официально декларируемой в несколько раз. Даже ординарная авария на ВСТО вблизи озера могла бы привести к экологической катастрофе, последствия которой невозможно будет преодолеть в течение 100 лет, разрушение же трубопровода в результате землетрясения чревато необратимыми для озера последствиям.

    Распоряжение Президента России касалось только района озера Байкал. Остается беспокоящая общественность неясность в отношении других участков нефтепровода. Однако важно, что многочисленные заявления и обращения экологов, выступления общественности по всей России заставили высшее российское руководство вмешаться в конфликт, в результате чего опасность от Байкала была отведена (нефтепровод на этом участке перепроектирован и удален от водоохранной зоны на 400-500 км). Решена и другая проблема, связанная с намерением "Транснефти" вывести нефтепровод в бухту Перевозная, представляющей собой небольшой курорт и граничащей с двумя заповедниками – Кедровой Падью и Дальневосточным морским заповедником. Теперь нефтетерминал будет размещен в бухте Козьмино (район Находки). Хотя строительство нефтепровода идет высокими темпами, есть все основания полагать, что проект в целом будет экологически скорректирован.

    а) Определите заинтересованные стороны в данном конфликте. Каковы их позиции и интересы?
    б) Реконструируйте на основе имеющейся информации императивно-ценностные позиции заинтересованных сторон.
    в) Проанализируйте этико-нормативную динамику в разработке проекта нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан".

    Дополнительные материалы для анализа случая: [82], [83], [84]. См. также [85].

< Лекция 5 || Лекция 6 || Лекция 7 >
Нина Помелова
Нина Помелова
Валентина Сергун
Валентина Сергун
Дарья Трофименко
Дарья Трофименко
Россия, г.Самара