Я записался но не приступил к учебе, так как у меня поменялись обстоятельства. |
Секреты текста, или Чтобы поняли
Грамотность и способы ее достижения
В профилях исполнителей есть портфолио. Иногда я просматриваю так называемые "шедевры" и просто удивляюсь. У авторов много положительных восхищенных отзывов, а вот на самом-то деле качество работ оставляет желать лучшего. А ошибок не счесть, причем самых элементарных. Вы точно уверены, что пишете грамотно? Или хотите пополнить ряды так называемых "творцов контента"?
Некоторым людям грамотность дается от природы. Им легко в школе запоминать различные правила русского языка и писать без ошибок. Некоторые люди подолгу зубрят учебники, поступают на филологические факультеты, и благодаря всему этому тоже пишут грамотно.
То есть вам необходимо понять, что грамотным можно либо быть изначально, либо изучать русский язык в течение всей жизни, начиная со школы. Если вы сейчас не умеете писать качественные тексты, то уже и не научитесь. Конечно, если вы более-менее дружите с "великим и могучим", то вам достаточно прочитать несколько учебников для того чтобы выучить правила. Вы уверены, что хорошо подготовлены к тому, чтобы начинать выполнять работы по написанию контента для заказчиков? Лучше для начала сходить в библиотеку и взять учебники русского от 5 до 11 класса. Так вы освежите память, будете уже вооружены багажом знаний и с уверенностью шагнете в мир интернет-контента. Также постоянно пользуйтесь помощью словарей, если не знаете значение какого-либо слова, больше читайте художественной литературы (если вы будете постоянно работать с информацией, вы и так будете достаточно читать, но не факт, что все эти тексты будут образцом грамотности). Перечитывайте написанные вами статьи. Лучше делать это вслух, так как вы будете слышать себя со стороны и таким образом сможете понять, где совершаете ошибки при написании текста.
Если вы хорошо знаете русский язык, но немного подзабыли правила, пройдите по этой ссылке: http://evartist.narod.ru/text1/20.htm. В данной электронной книге собраны все правила русского языка. Там вы найдете и разделы под названиями "литературное редактирование текста" и "русское литературное произношение". Очень полезная книга, рекомендую ее к прочтению даже тем авторам, которые уверены в своей грамотности.
Также проверьте себя на грамотность при помощи специальных тестов:
http://shkolazhizni.ru/test/21
http://www.umclidet.com/hroniki01/un_Test_1.htm
Зуд графомании и методы его лечения
Любой копирайтер просто обязан уметь писать продающие тексты. Это неоспоримая истина, которая озвучивалась мной уже неоднократно. Но что в данном случае можно подразумевать под "умением" писать? Никто, конечно, не требует от средней руки работника рекламы высокохудожественных произведений, да и многие креативные директора вряд ли примут на работу гения чистой воды. Кстати, именно поэтому многие наши выдающиеся соотечественники-литераторы, оказавшиеся волею властей и судеб в эмиграции, перебивались в большинстве своем случайными заработками, но…в рекламные агентства в поисках работы не обращались. И даже не потому, что считали работу в рекламе недостойной настоящего литератора. Знали – не возьмут. Ведь иметь в своем штате пусть даже не гения, а хорошего талантливого писателя – это всегда большая ответственность для любого руководителя – будь то рекламное агентство, печатные или электронные СМИ. Как писал Сергей Довлатов, лучше всего продаются и принимаются "явные литературные способности, а к талантам всегда отношение настороженное".
Такое предисловие, конечно, не означает, что именно у вас не должно быть таланта. Но постоянная работа с различными текстами все же подразумевает наличие "явных литературных способностей". Признайтесь сами себе: вы же ведь не рассчитываете на то, что ваш труд на поприще рекламы будет жить вечно? Или все-таки небольшие сомнения по поводу этого время от времени возникают, особенно тогда, когда вас наперебой хвалят заказчики?
Если такое все же происходит, то вам следует ознакомиться со списком, указанным ниже. В нем приведены качества потенциального графомана, у которого желание писать, к большому сожалению, сосуществует с неумением по-настоящему делать это:
- Взгляд на мир со своей колокольни. По мнению как начинающего, так и профессионального графомана, любой текст уже сам по себе является гениальным, хотя бы потому, что написан именно им. Однако во время написания статьи автор не учитывает мнение потенциальных читателей. Именно из-за этого потом возникают все обиды графомана из того, что "толпа" не поняла, не признала старания копирайтера. Прочих "не-" со стороны читателей может быть сколько угодно, автор должен своевременно понять свои ошибки и научиться исправлять их. Графоман, сравнивая себя с гениями текстовых шедевров, совершенно забывает о том, что нужно писать любой контент для того, чтобы он был про-чи-тан.
- Чем больше – тем лучше, но главное – больше. Умение писать огромное количество простых текстов в короткие сроки не отнять у графоманов. За время, за которое другие копирайтеры, работающие гораздо медленнее, создают один хороший полноценный текст, графоманы успевают строчить на несколько десятков больше. Но, к сожалению, не самого лучшего качества, мягко говоря. Поначалу заказчик может смотреть на это сквозь пальцы, думая про себя, "не боги горшки обжигают" и "если долго мучиться – что-нибудь получится". Но не получается, потому что веб-мастера, к которым попадают плоды быстрых творческих мук графоманов, постоянно отправляют их на доработку. В случае если такие "первосортные" статьи все же размещаются на странице сайта, то в борьбу с графоманией могут вступить посетители данного ресурса. Вы спросите, каким образом они борются с графоманией? На самом деле, очень просто – они перестают посещать веб-сайт. А от этого у веб-мастера появляются одни убытки, соответственно, графоман теряет постоянного заказчика. И тут же находит нового, ведь, к большому сожалению, умение писать быстро ценится гораздо выше, чем простое умение писать. Однако не забывайте, что рунет – "большая деревня", и так называемое "сарафанное радио" еще никто не отменял. Поэтому, сколь веревочке не виться…
- Отсутствие понятия о структуре текста. Логичность изложения – это не для графомана. Особенно это заметно у любителей писать "романы с продолжением", которыми наводнен интернет. Но и короткие рекламные тексты, написанные "на авось", тоже зачастую этим страдают. Например: не успел читатель узнать хотя бы наименование предлагаемого товара, как ему тут же преподносится аффектированный дифирамб магазину, в котором данный товар можно приобрести. У рекламы, конечно, свои законы, и порой количество знаков в тексте, предписанное веб-мастером, не дозволяет охарактеризовать товар достаточно подробно, но ведь можно указать его технические параметры, не правда ли?
- Отсутствие понятия об элементарной грамотности. Нередко складывается такое впечатление, что у графомана отключена даже опция "Правописание" в Word. Дело ясное: заказов много – проверять некогда, да, порой и практически нечего. Поэтому и изобилует интернет огромным количеством текстов, в которых ошибки в правописании плавно переходят в стилистические. А стилистические ошибки, как известно, включают в себя и логические, и фактические.
- Привычка "лить воду". Об этом мы уже говорили ранее, однако, применительно к графоманам можно дополнить, что кроме пресловутой "воды" в текстах важная и полезная информация встречается крайне редко.
- Неспособность адекватно оценить свое "творчество". Практически все графоманы, умеющие, как уже упоминалось, писать огромное количество текстов в кратчайшие сроки, во время их создания полагаются на свою "интуицию" и записывают без разбору все, что только ни придет в голову на данную тему. Особо изощренные "авторы" способны и самую банальную идею преподать как сенсацию, что никак не говорит в их пользу. Очень скоро такие "копирайтеры" исписываются по одной простой причине: умение мыслить по-настоящему свежо и интересно у них напрочь отсутствует. Да и все банальные идеи когда-нибудь да заканчиваются.
- Навязывание своих "бессмертных" сочинений. В архиве любой редакции или литобъединения еще с советских времен хранится вагон и маленькая тележка опусов авторов (если, конечно, ими не растопили камин, который, по давней традиции, имеется в любом уважающем себя творческом союзе, или не передали сторожам для сдачи в макулатуру). Бессмертный образ графомана, за один день доведшего редактора практически до умопомешательства (Аркадий Аверченко "Поэт"), к сожалению, имеет немало прототипов. И "желание целовать чьи-то власы", намертво вцепившееся в бумагу, в литработников и в заказчиков рекламы, и сегодня, как говорится, живее всех живых. Прочитайте этот замечательный рассказ, и вы поймете, почему он не потерял актуальность и в наши дни.
- Абсолютное неприятие критики в свой адрес. Ни один настоящий графоман никогда не признается в том, что он является таковым, а тем более – публично. Напротив, все разумные доводы со стороны людей, действительно желающих помочь ему научиться писать хотя бы более-менее прилично или прекратить так щедро изливать на головы ни в чем не повинных читателей "поток сознания", изредка граничащий уже с патологией, воспринимается графоманом в штыки. За примерами далеко ходить не надо: почитайте на биржах копирайтинга ответы и комментарии некоторых исполнителей на отзывы заказчиков, и вы сразу поймете, что к чему.
Если вы даже и обнаружили в себе некоторые качества завзятого графомана, бояться этого не стоит, с этим следует бороться. Надеюсь, что ваш "зуд графомании" (термин, придуманный в свое время сотрудниками Литинститута имени А. М. Горького, уставшими отбиваться от претендентов на обучение в этом вузе), еще не принял патологических форм, и вы способны адекватно реагировать на конструктивную критику. А методы борьбы с этим "вселенским злом", от которого так страдают и интернет, и другие СМИ, и литературные работники всего мира, будут изложены также по пунктам.
- При создании текстов всегда помните, что ваше мнение – не истина в последней инстанции, и попытки склонить к нему целевую аудиторию без достаточных на то оснований может быть воспринято ею вполне адекватно – пользователи просто перестанут посещать сайт, ставший чуть ли не трибуной для очередного "непризнанного гения".
- Если вы привыкли писать быстро, много, но плохо, честно признайтесь в этом, хотя бы перед самим собой. При начале сотрудничества с очередным заказчиком обязательно договоритесь, чтобы он время от времени давал вам работу, которую можно выполнить не спеша, хотя бы в течение нескольких дней. Написав так называемую "рыбу" (слово из жаргона журналистов, означающее: "заготовка для будущей статьи"), отложите дальнейшую работу на день или два, даже если вам и кажется, что ваш текст не так уж и плох. Не поленитесь к нему вернуться через установленный срок, внимательно его перечитайте, найдите возможные ошибки, дополните его новыми наблюдениями и замечаниями. Такая планомерная работа над текстом может показаться нудной, но если вы не желаете стать графоманом окончательно и бесповоротно, ей придется заниматься хотя бы время от времени.
- Даже если вы писали сочинения в школе на "отлично", это еще не значит, что все тонкости родного языка вами досконально изучены. Как бы ни было тяжело и скучно вновь зубрить правила и писать сочинения, займитесь этим обязательно. Это необходимо, потому, что, набив руку на штамповании текстов уровня средней школы, вы так на нем и останетесь. Процесс повторения уже раз изученного - долгий и трудоемкий. Но если у вас действительно есть явные литературные способности, вы сможете наверстать упущенное довольно быстро.
- Постоянно расширяйте свой кругозор, однако помните, что знать обо всем понемножку – еще хуже, чем не знать совсем ничего. Век "просвещенных дилетантов" - XVIII-й – уже давно миновал, и с тех пор многие люди научились не только читать, но и осмысливать прочитанное. И им ваши жалкие потуги на "всезнайство" будут смешны, о чем они не преминут ехидно высказаться в комментариях к вашим "творениям". Лучше хорошо разбираться в нескольких близких вам темах, чем браться за любую работу, связанную с написанием текстов, по принципу "лишь бы платили" или "лишь бы хвалили" (две основные "движущие силы" для труда графомана).
- Развивайте свою фантазию, так как именно от этого зависит, будут ли ваши тексты наполнены банальными трескучими фразами или станут действительно образцовыми. Для этого совсем не обязательно продолжать сочинительство с еще большим пылом. Иногда бывает достаточно просто принять во внимание точку зрения другого человека и попытаться поставить себя на его место в той или иной ситуации. Если упражняться в этом постоянно, то со временем вы сможете приобрести так называемый навык "двойного зрения" (быть читателем и зрителем происходящего одновременно; термин известного российского литературоведа Владимира Новикова), которым должен обладать каждый уважающий себя человек, претендующий на звание "мастера рекламы", "опытного копирайтера", "литератора".