Методы создания пользовательского интерфейса
Любая программа, написанная на языке Pascal, может работать с экраном в двух режимах: в текстовом или в графическом. По умолчанию всегда используется текстовый режим.
Текстовый режим
В текстовом режиме единицей вывода информации служит символ. На экране каждый символ занимает одно знакоместо - прямоугольный участок размером 8х8 пикселей (зерен экрана). Во весь экран помещается 80х25 знакомест.
Курсор (мигающий прямоугольник) помечает то место на экране, куда по умолчанию будет осуществлен вывод очередного символа, - текущую позицию. Для определения текущей позиции курсора предназначена сетка координат, мысленно накладываемая на экран. Левое верхнее знакоместо имеет координаты (1,1), правое верхнее - (1,80), левое нижнее - (25,1) и правое нижнее - соответственно (25,80).
Рассмотренные в лекции 6 процедуры write() и writeln() работают именно с текстовым экраном: они выводят информацию посимвольно, начиная с текущей позиции курсора.
Если при выводе информации в текстовый файл любой символ записывается туда в виде своего изображения, то при выводе на экран существуют четыре исключения из этого правила:
- Вместо изображения символа #7 компьютер издаст звуковой сигнал.
- Вместо изображения символа #8 курсор на экране будет передвинут на одну позицию влево.
- Вместо изображения символа #10 курсор на экране будет передвинут на одну строку вниз.
- Вместо изображения символа #13 курсор на экране будет передвинут на начало текущей строки.
Остальные символы выводятся на экран в "правильном" виде.
Процедуры модуля Crt
В предыдущей лекции мы уже упоминали, что модуль Crt, входящий в состав стандартных библиотек языка Pascal, содержит средства для работы с экраном в текстовом режиме.
Для того чтобы сделать работоспособными все описанные ниже процедуры и функции, ваша программа должна подключить стандартный модуль Crt:
Активная область ввода / вывода
Процедура Window(x1,y1,x2,y2: byte) создаст на экране окно с координатами левого верхнего угла в точке (x1,y1) и координатами правого нижнего угла в точке (x2,y2). Теперь активная область экрана будет ограничена этим окном. Текущие координаты курсора будут отсчитываться не от левого верхнего угла экрана, а от левого верхнего угла этого окна.
Очистка
Процедура ClrScr очистит весь экран (или активное окно); курсор будет помещен в верхний левый его угол.
Процедура ClrEol очистит текущую строку, начиная с текущей позиции курсора и до правого края экрана (окна).
Процедура DelLine удалит строку, в которой находится курсор.
Процедура InsLine очистит текущую строку целиком. Курсор останется на прежней позиции.
Цвета
Процедура TextBackground(color: byte) установит цвет фона.
Процедура TextColor(color: byte) установит цвет выводимого текста.
Замечание: Вместо номера цвета возможно использовать соответствующую константу (см. табл. 14.1).
Помимо этого, можно использовать константу blink = 128 (мерцание).
Звук
Процедура Sound(hz: word) включит звуковой сигнал с частотой hz герц.
Процедура NoSound выключит звуковой сигнал.
Позиционирование
Процедура GotoXY(x,y: byte) переместит курсор в заданную позицию в пределах текущего окна (экрана).
Функция WhereX: byte вычислит положение курсора в текущем окне (или на экране): его горизонтальную составляющую. Напомним, что координата X отсчитывается от левого края экрана (окна).
Функция WhereY: byte вычислит положение курсора в текущем окне (или на экране): его вертикальную составляющую. Напомним, что координата Y отсчитывается от верхнего края экрана (окна).
Ожидание
Процедура Delay(ms: word) приостановит исполнение программы на ms миллисекунд.
Функция KeyPressed: boolean отслеживает нажатия клавиш (на клавиатуре).
Функция ReadKey: char возвращает код символа, чья клавиша (или комбинация клавиш) была нажата.