Опубликован: 26.06.2012 | Уровень: для всех | Доступ: свободно
Лекция 18:

Россия в начале ХХI века (2000-2008 гг.)

Аннотация: Укрепление государственности. Политические реформы.- Экономическое и социальное развитие страны.- Внешняя политика России.

Укрепление государственности. Политические реформы. Незадолго до наступления нового века 19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Госдуму. Основная борьба развернулась между кремлевским блоком "Единство" и оппозиционным ему блоком "Отечество-вся Россия". К блоку "Единство", поддержанному премьером В.Путином, примкнули многие политики, региональные руководители. Это решило исход кампании: КПРФ получила 24,2%, "Единство"-23,3%, ОВР-13,3%, СПС-8,5%, Яблоко и ЛДПР-по 5,9%. В целом Кремль получил лояльное большинство в парламенте.

На досрочных президентских выборах, состоявшихся 26 марта 2000г., В.Путин победил уже в первом туре, получив 52,9% голосов, Г.Зюганов имел 29,2%, Г.Явлинский - 5,8%, остальные - меньше 3% голосов.

Новый президент приоритетной задачей объявил укрепление государства, усиление вертикали исполнительной власти. Были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента. По поручению Путина они занялись приведением в соответствие регионального законодательства с федеральным, т.к. более 3,5 тыс. нормативных актов не соответствовали Конституции РФ и федеральным законам.

Была реформирована верхняя палата парламента - Совет Федерации, членами которого были губернаторы и председатели Государственных собраний субъектов Федерации. Они выводились из верхней палаты, их места занимали по два чиновника из каждого региона. Влияние местной элиты на центральную власть теперь ослабло. Для бывших членов верхней палаты был создан новый совещательный органГосударственный Совет при Президенте РФ.

В результате проведенных мер удалось преодолеть характерную для 90-х гг. конфликтность между парламентом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство из депутатов фракций "Единство", ОВР, "Народный депутат", "Регионы России", что позволило президенту проводить намеченную им политику.

Проблема укрепления государства имеет такой важный аспект, как преодоление недоверия граждан к своему государству. "Суть многих наших проблем - в застарелом недоверии к государству, неоднократно обманывавшему граждан". Государство обманывало и не обеспечивало защиту граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников, допуская нарушение прав и интересов значительной части населения. Оно не доверяло правоохранительным органам. Это недоверие граждан не было преодолено. В 2007 г., и как признал Уполномоченный по правам человека при президенте РФ В.Лукин, главным предметом беспокойства граждан оставался произвол правоохранительных органов, на который приходится половина всех жалоб.

Одним из ключевых направлений повышения эффективности госуправления является борьба с коррупцией. В 2006г. Россия подписала Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003г. Однако соответствующий закон Думой не был принят.

В условиях стабилизации в декабре 2003г. прошли очередные парламентские выборы. Партия "Единая Россия" получила больше всех голосов (37,5%). В эту фракцию вошли депутаты одномандатники. Было обеспечено конституционное большинство. В парламент прошли депутаты от КПРФ, ЛДПР и "Родины", либеральные партии "Яблоко" и СПС не преодолели пятипроцентный барьер.

14 марта 2004г. состоялись президентские выборы. Победил В.Путин, получивший 71,3% голосов избирателей.

В.Путин продолжил линию на дальнейшее укрепление "вертикали власти" и обеспечение гражданского согласия. По его предложению в декабре 2004 г. Думой были приняты законы о новом порядке избрания губернаторов, новой системе избрания депутатов в Госдумы и о создании Общественной палаты. Теперь региональные Госсобрания избирали главу региона только по представлению президента РФ. Он же мог и отзывать губернатора.

Были отменены выборы депутатов по одномандатным округам, они осуществлялись по партийным спискам. Был повышен минимальный уровень для прохождения партий в Госдуму с 5до 7 %. В избирательных бюллетенях отменена графа "против всех", отменен "порог явки".

Эти изменения обеспечивали успех прежде всего крупным партиям, что и было продемонстрировано на декабрьских выборах 2007г., в которых "Единая Россия" получила 64 %, КПРФ-11,5%. А на президентских выборах 2 марта 2008г. Д. Медведев, выдвинутый "Единой Россией" и другими партиями, получил 70,2% голосов.

В целях обеспечения гражданского согласия была создана Общественая палата, которая призвана активизировать становление гражданского общества и формирования его институтов.

Борьба с терроризмом. От ее успешного проведения зависело обеспечение безопасности и порядка в стране. Уже в 2000г. завершилась активная фаза боевых действий. Теперь федеральный центр предпринимал меры по нормализации обстановки, делая ставку на решение проблем силами чеченских лидеров. В марте 2003г. в ходе референдума была принята новая Конституция, в которой республике предоставлены широкие полномочия. В октябре 2003г. Президентом Чечни избран А. Кадыров. Однако череда террактов продолжалась и в 2004 г. на праздновании Дня Победы президент А. Кадыров погиб. В августе террористы взорвали 2 самолета. 1 сентября 2004г. террористы захватили школу в г. Беслане, в результате здесь погибло 330 человек.

Далее ситуация изменилась к лучшему. Новым президентом Чечни был избран сначала А. Алханов, затем Р. Кадыров. Тем временем в июле 2006г. был уничтожен лидер подполья Ш. Басаев, еще раньше - А. Масхадов. Боевики в Чечне престали быть организовнной силой. Однако неспокойно стало в соседних республиках – Ингушетии и Дагестане.

Экономическое и социальное развитие. В 2000 г. был принят документ "Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу", определивший приоритеты экономической политики на период до 2010 г.

В конце 2000 г. приняты новые Налоговый и Таможенный кодексы, что способствовало улучшению делового климата. Была снижена шкала налогов с 30 до 13 %, ставшая самой низкой в Европе и создавшая предпосылки для выхода экономики из "тени".

Эти и другие инициативы положительно сказались на собираемости налогов. Госбюджет принимался с профицитом. Уже к концу 2000 г. удалось погасить большую часть задолженностей по зарплатам и пенсиям. Руководство страны высказывалось за изменение "сырьевого крена" в развитии экономики. Однако преодолеть эту диспропорцию не удалось, так как работа по развитию других отраслей промышленности, по оснащению их современными технологиями проводилась недостаточно. Росли золотовалютные резервы Центробанка. 1-го января 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, образуемый из сверхдоходов от цен на нефть и газ. Предполагалось направить его на снижение рисков, связанных с возможным ухудшением конъюнктуры. Благодаря достигнутой стабильности Россия досрочно выплатила внешние долги. Быстрыми темпами росли инвестиции, в том числе прямые иностранные.

В 2005 г. руководство страны приступило к решению масштабных, общенациональных задач. Были разработаны четыре приоритетные национальные проекты: "Здоровье", "Качественное образование", "Доступное жилье", "Развитие агропромышленного комплекса". Основной смысл проектов заключался в концентрации финансов и административных усилий на повышении качества жизни россиян.

Начиная с 2000 г. наблюдался устойчивый рост экономики. За 2000-2007 гг. ВВП страны вырос на 72%, и Россия заняла 7-ое место в мире по этому важному показателю. Соответственно росли и реальные доходы населения. За 8 лет рост составил в 2,5 раза. Почти во столько же раз выросли пенсии. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.

Тем не менее в экономике оставалось много проблем. Главная из них – снижение уровня инфляции. В 2007 г. он составил вместо ожидаемого 8,5% почти 12 %.

Внешняя политика России. В июне 2000 г. была разработана Концепция внешней политики, провозгласившая необходимость строительства нормальных конструктивных отношений со всеми государствами мира. В условиях жесткой конкуренции Россия должна стать сильной, проводить сугубо прагматическую политику, исходя из национальных интересов.

Россия вела интенсивный диалог по самой широкой проблематике с США и другими государствами мира. Сотрудничество осуществлялось и в рамкай международных организаций – ООН, "Большой восьмерки", НАТО, ОБСЕ, Евросоюз, МВФ и др.

На состоянии международных отношений огромное влияние оказали террористические акты в США 11 сентября 2001 г. Их следствием стала консолидация мирового сообщества в борьбе против терроризма. Россия тесно сотрудничала с США, предоставила свои воздушные пространства, когда началась "акция возмездия" в Афганистане.

Другим крупным событием стала начатая 20 марта 2003 г. США и Великобританией "антитеррористическая операция" в Ираке. Вооруженное вторжение в обход ООН мотивировалось необоснованной информацией о наличии у иракского диктатора оружия массового поражения. Резко против этой войны выступили Россия, Китай и ряд других стран. Ход событий подтвердил правильность такой позиции.

Россия интенсивно сотрудничала с государствами, входящими в СНГ. Особое внимание уделялось решению совместных экономических проектов, обеспечению безопасности, борьбе с терроризмом. Конфликтные отношения у России возникали с Грузией и Молдовой. В 2006 г. Россия ввела санкции против товаров из этих стран. Трения вызывались и из-за самопровозглашенных республик. Осложнялись и отношения с Украиной, прежде всего в период проходивших там президентских выборов и "оранжевой революции" 2004 г. Весьма выдержанную позицию заняла Москва в отношении прибалтийских республик, вступивших в НАТО в 2002 г.

Плодотворно развивалось сотрудничество России с Китаем. В 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. В 2004 г. подписано соглашение об окончательном урегулировании пограничных вопросов между ними. Оба государства вошли в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), созданную в 2001 г.

Общим успехом внешней политики России следует то, что она не давала себя втянуть в крупные конфликты, в том числе военные.

Темы рефератов

  1. Бизнес-группировки и их борьба за влияние на власть и политику.
  2. Политический портрет Путина В.В.
  3. Проблемы инновационного развития экономики РФ.
  4. Проблемы внешней политики РФ.
  5. Проблема построения правового общества в РФ.
  6. Социальные проблемы развития российского общества.
  7. Реформы в российской армии.
  8. Международные организации и участие в них РФ.
Анна Бугаева
Анна Бугаева
Наталья Петрова
Наталья Петрова