Опубликован: 09.12.2008 | Уровень: специалист | Доступ: свободно | ВУЗ: Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Лекция 1:

Введение. Назначение и состав методологий внедрения информационных систем

Лекция 1: 1234567 || Лекция 2 >
Аннотация: Информационная система (ИС). Задачи и проблемы внедрения информационных систем. Назначение и состав методологии внедрения ИС. Содержание стандартов управления проектами. Концепции управления проектами. Участники проекта и их задачи. Общие особенности проектной деятельности. Окружение проекта. Организационная структура проекта. Основные типы структур организаций, осуществляющих внедрение ИС. Организационная структура проекта
Ключевые слова: значение, представление, задача проекта, информационная система, информационная модель предметной области, проект, запуск, group, статистика, работ, реинжиниринг бизнес-процессов, опыт, факторы успеха внедрения ИС, методология внедрения, SAP, Oracle, EBS, бизнес-процессы, microsoft solutions framework, methodology, процедурная модель, ASAP, acceleration, компания oracle, адаптация, шаблон документа, ресурс проекта, уменьшение риска, проектная группа, разбиение, внедрение информационных систем, фаза проекта, бюджет проекта, определение проекта, этап проекта, иерархическая структура работ, пересечение, проектная деятельность, стандарт управления проектами, команда проекта, предметной области, действующие лица окружения проекта, руководитель проекта, куратор проекта, стандарт PMBOK, project, BODY, knowledge, ANSI, management, scope, TIME, управление стоимостью, управление персоналом, communication, управление качеством, quality manager, управление рисками, risk management, e-procurement, деятельность, определение, проектная организация, жизненный цикл проекта, ICB, baseline, project management, guidelines, коэффициент готовности, цикла, связь, цикл разработки, жизненный цикл, спонсор проекта, менеджер проекта, расписание проекта, подразделения, контроль, стоимость, MSF, структура организации, процесс исполнения, шаблон, факторы окружения проекта, мониторинг, команда, проектные роли, отношение подчиненности, эффективное управление, исполнение, функциональная организация, матричная организация, функциональная структура, процент занятости

Практически в любой современной организации мы можем наблюдать тесное переплетение информационных технологий и бизнес-процессов основной деятельности. Поэтому внедрение (замена) информационной системы оказывается серьезным преобразованием, зачастую затрагивающим разнообразные сферы деятельности предприятия. Как следствие, во многих случаях оно становится сложным и болезненным процессом. Тем не менее проблемы, возникающие при внедрении системы, уже достаточно хорошо изучены, и в настоящее время созданы эффективные методики их решения, объединенные в соответствующих стандартах (методологиях).

Начиная рассматривать вопросы, связанные с организацией внедрения информационных систем, следует прежде всего уточнить значение термина "информационная система". К сожалению, до сих пор под информационной системой зачастую подразумевают программный пакет, что совершенно не соответствует истине и не позволяет сформировать правильное представление о задачах проекта внедрения.

Информационная система представляет собой сложный комплекс разнородных составляющих, которые взаимодействуют между собой и создают необходимые потребителю свойства системы. Для целей настоящей книги информационную систему следует рассматривать как всю инфраструктуру предприятия, задействованную в процессе управления информационно-документальными потоками и включающую в себя:

  1. технологические элементы, обеспечивающие функционирование системы:
    • информационную модель предметной области;
    • кадровые ресурсы, отвечающие за формирование и развитие информационной модели;
    • программный комплекс;
    • кадровые ресурсы, отвечающие за конфигурирование программного комплекса;
    • аппаратно-техническую базу;
    • эксплуатационно-технические кадровые ресурсы;
  2. управленческие элементы, обеспечивающие организацию эксплуатации системы:
    • регламент развития информационной модели и правила внесения в нее изменений;
    • регламент технической и пользовательской поддержки программного комплекса;
    • регламент внесения изменений в конфигурацию программного комплекса и состав его функциональных модулей;
    • регламент использования программного комплекса и пользовательские инструкции;
    • регламент обучения и сертификации пользователей.

Общая характеристика проектов внедрения информационных систем

Задача проекта внедрения информационной системы включает в себя создание (адаптацию) и запуск в продуктивную эксплуатацию всех перечисленных выше элементов. О сложности этой задачи свидетельствует известная из результатов исследований Standish Group неутешительная статистика по успешности ИТ-проектов: в 1998 году только 26% проектов завершились в срок, не превысили бюджет и обеспечили реализацию предусмотренных функций.

Источники проблем при внедрении информационной системы охватывают различные аспекты частного проекта и деятельности компании в целом. К ним можно отнести:

  • отсутствие постановки менеджмента на предприятии;
  • необходимость в частичной или полной реорганизации структуры предприятия;
  • необходимость изменения технологии бизнеса в различных аспектах;
  • сопротивление сотрудников предприятия;
  • временное увеличение нагрузки на сотрудников во время внедрения системы;
  • необходимость в формировании квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы, выбор сильного руководителя группы.

Кроме того, в процессе внедрения существует необходимость в реализации единой ИТ-стратегии предприятия, которая позволит адекватно сочетать развитие (создание) программной и аппаратной частей системы параллельно с комплексом работ по развитию существующей ИТ-инфраструктуры компании.

Значительная часть проблем проектов внедрения обусловлена довольно типичными ошибками, которые известны, но тем не менее часто повторяются:

  • проектирование систем без учета стратегии развития бизнеса — необходимо представлять структуру и масштабы бизнеса в перспективе как минимум на 3 года [ 1 ] , [ 2 ] ;
  • нарушение принципа построения системы "сверху-вниз" и, как следствие, отсутствие информационной поддержки принятия управленческих решений на верхних уровнях управления;
  • чрезмерное увлечение реинжинирингом бизнес-процессов и порой неоправданное их подчинение требованиям стандартной функциональности базовой ERP-системы;
  • кардинальная переработка базовой функциональности ERP-системы;
  • нереалистичные ожидания вследствие неверной оценки экономической эффективности внедрения ERP-системы.

В то же время накопленный опыт внедрения информационных систем свидетельствует о наличии устойчивой группы факторов успеха таких проектов [ 3 ] , и, как следствие, о возможности формирования технологии успешного управления проектом внедрения с учетом этих факторов ( рис. 1.1). Рациональная организация проектов внедрения информационных систем описывается в стандартах (международных, государственных, корпоративных), которые часто называют методологиями внедрения.

Факторы успеха проекта внедрения

Рис. 1.1. Факторы успеха проекта внедрения

Назначение и состав методологий внедрения

Методологии внедрения обычно разрабатываются ведущими производителями информационных систем с учетом особенностей их программных продуктов, а также сферы внедрения. Положительная сторона таких стандартов - их практическая направленность. Они представляют собой глубоко проработанные, проверенные, многократно апробированные рабочие инструкции и шаблоны проектных документов. Такие стандарты обычно далеки от теоретических абстракций, ориентированы на особенности конкретных систем, содержат наилучший опыт. Но у стандартов есть и отрицательные стороны: даже методологии, предназначенные для систем, близких по классу, не взаимозаменяемы. Например, методология внедрения системы Microsoft Axapta направлена во многом на управление настройками модулей и доработками; а при внедрении функционально подобных модулей SAP или ORACLE EBS превалирует идеология бизнес-реинжиниринга, при котором организации предлагается изменять свои бизнес-процессы, адаптируя их под "лучший опыт", зафиксированный в системе. В качестве наиболее известных примеров методологий можно привести следующий, далеко не исчерпывающий перечень:

  • разработки компании Microsoft - методологии "OnTarget", "MSF (Microsoft Solutions Framework)", "Business Solutions Partner Methodology";
  • разработки компании SAP - методологии "Процедурная модель SAP", "ASAP (Accelerated SAP)";
  • разработки компании Oracle - комплекс методологий "Oracle Method".

Такое разнообразие стандартов позволяет организациям выбрать на их основе рациональную стратегию и сформировать собственные процедуры внедрения, т. е. не "изобретать велосипед" и в то же время обеспечить конкурентные преимущества. Адаптация методологий к нуждам конкретного предприятия заключается не столько в переводе текстов и шаблонов документов на русский язык, сколько в корректировке подходов с учетом российских условий. При этом обычно пересматриваются рекомендуемые стандартами сроки и последовательность задач, создаются методики сбора, верификации и преобразования исходных данных, разрабатываются решения по интеграции с унаследованными системами.

Для Заказчика информационной системы основными результатами использования методологии являются:

  • создание решения, оптимально соответствующего требованиям клиента;
  • максимально эффективное использование ресурсов проекта;
  • минимизация сроков и затрат на внедрение;
  • уменьшение рисков проекта.

В то же время организация работы в соответствии с документально зафиксированной методологией оказывается полезной и для разработчика системы:

  • появляется методическая база для обучения новых сотрудников стандартным методам внедрения;
  • сокращаются внутренние расходы на организацию и реализацию проектов;
  • улучшается взаимодействие и взаимопонимание между членами проектной группы;
  • повышается эффективность совместного использования ресурсов между проектами, командами.

Несмотря на разнообразие существующих методологий, их содержание включает в себя следующие компоненты: описание состава и структуры комплекса работ проекта внедрения, правила управления таким проектом, организационную структуру команды внедрения.

Структурирование комплекса работ заключается прежде всего в выделении фаз (этапов) проекта. Разбиение проекта на фазы (длительностью 3-4 месяца) обусловлено высокой сложностью проектов и значительными затратами времени на внедрение информационных систем, позволяет получить значимые результаты в более сжатые сроки и реализовать следующие преимущества в организации проекта:

  • данные проектной документации не устаревают;
  • после выполнения каждой фазы проекта появляется возможность уточнить или скорректировать задачи к решению на последующих фазах;
  • снижаются проектные риски, обусловленные организационными изменениями на предприятии Заказчика в ходе проекта;
  • оптимизируются бюджет проекта и график платежей.

Состав этапов проекта и распределение работ по этапам зависит от конкретной методологии, однако можно выделить типовой состав этапов, которые в той или иной степени присутствуют во всех методологиях и определяются самой логикой внедрения. Это этапы определения проекта, обследования объекта автоматизации, анализа результатов обследования и разработки дизайна системы, создания (настройки) системы, запуска системы в эксплуатацию, сопровождения системы.

Следующим шагом является выделение процессов (комплексов работ), выполняемых на различных этапах проектов. Состав и последовательность исполнения процессов определяются конкретной методологией и служат основой для планирования проекта - для построения иерархической структуры работ (см. "Управление интеграцией проекта. Управление содержанием проекта" "Управление интеграцией и содержанием проекта внедрения").

Таким образом, методология внедрения строится как пересечение двух различных областей знаний: специфической технологии создания продукта - информационной системы - и достаточно универсальной технологии управления проектной деятельностью ( рис. 1.2).

Составляющие методологии внедрения

Рис. 1.2. Составляющие методологии внедрения
Лекция 1: 1234567 || Лекция 2 >
Надежда Артюх
Надежда Артюх
Курс Методологии проектирования и внедрения корпоративных информационных систем
Олег Антонов
Олег Антонов