Опубликован: 07.04.2008 | Уровень: специалист | Доступ: свободно
Лекция 6:

ООП – Объектно-Ориентированное Программирование

< Лекция 5 || Лекция 6: 12 || Лекция 7 >
Аннотация: В этой короткой, теоретической лекции вы подробней изучите концепцию Объектно-Ориентированного Программирования, каким образом программист использует объекты, что такое свойства, события и методы.

Объект

Объектэто совокупность свойств, методов и событий. То есть объект состоит из этих свойств, методов и событий, а они обеспечивают его полноценную работу. Представим себе кнопку. Она обладает:

Свойствами – цвет, текст на кнопке, шрифт текста и так далее.

Событиями – события пользовательских действий, например, пользователь нажал на кнопку, указатель мыши оказался над кнопкой, и т.п.

Методами – обеспечивающими работу кнопки, например прорисовка кнопки в нажатом и не нажатом виде, прорисовка фокуса (то есть, фокус ввода находится на кнопке).

Раньше приходилось затрачивать много времени и усилий, чтобы нарисовать такую кнопку на форме, код кнопки мог занимать страницу – полторы. Теперь мы имеем автономный объект, который достаточно бросить на форму, и он уже готов к употреблению. Нужно две кнопки? Три? Нет проблем – кидаем на форму столько кнопок, сколько нужно, и не заботимся о том, как программно эти объекты описаны в коде. Итак,

  • Свойстваэто переменные, которые влияют на состояние объекта. Например, ширина, высота, положение кнопки на форме или надпись на ней.
  • Методыэто те же процедуры и функции, то есть это то, что объект умеет делать (вычислять). Например, объект может иметь процедуру для вывода какого-то текста на экран. Кнопка при нажатии меняет форму – это метод кнопки, процедура прорисовки вида нажатой и не нажатой кнопки.
  • Событияэто те же процедуры и функции, которые вызываются при наступлении определенного события. Например, пользователь нажал на кнопку, вызывается процедура обработки этого нажатия. Или мышка оказалась над кнопкой – вызывается процедура обработки этого события, если программист ее создал.

Как уже упоминалось в первой лекции, программирование с применением объектов для программиста существенно упростилось. Вместо того, чтобы вписывать сотни строк кода, описывающего поведение одной единственной кнопки, программист просто объявляет объект типа "Кнопка". Далее появились системы визуального программирования, такие как Delphi, которые используют компонентную модель программирования. Здесь уже программисту не нужно самостоятельно задавать такие свойства объекта, как его положение на форме, высоту и ширину. Вы просто устанавливаете нужный компонент на форму, и мышкой или клавиатурой двигаете, растягиваете или сжимаете его до нужных размеров. Серьезное программирование превратилось в детский конструктор, где Вы создаете интерфейс программы даже не задумываясь над тем, сколько кода для этого нужно было бы написать! Delphi это делает за Вас.

Компонентыэто более совершенные объекты. То есть, это объекты, с которыми можно работать визуально. Справедливости ради следует отметить, что существуют и не визуальные компоненты, например, диалоги, с которыми нам скоро предстоит познакомиться. Не следует путать понятия "объект" и "компонент". Каждый компонент – это объект, но не каждый объект является компонентом.

Представим себе отвлеченный пример. Допустим, у нас на палитре компонентов есть компонент ТЧел, который представляет собой усредненного человека. Если мы мышкой щелкнем по этому компоненту, а затем щелкнем по форме, то мы создадим отдельный, автономный объект этого компонента, который уже обладает всеми свойствами, методами и событиями, присущими каждому человеку.

Как у любого объекта, у него есть свойство Name – имя компонента, то имя, по которому мы будем в дальнейшем обращаться к этому объекту. Delphi по умолчанию присвоит ему текст "Чел1". Если мы установим на форму еще один такой компонент, то будет создан еще один автономный объект, у которого свойство Name будет содержать строку "Чел2". Итак, свойство Name – это переменная строкового типа, принадлежащая любому объекту, и являющаяся идентификатором (опознавателем), по которому к этому объекту нужно обращаться.

Далее, у нашего воображаемого объекта есть и другие свойства. К примеру, свойства Имя, Фамилия, Отчество. Это также строковые переменные, принадлежащие этому объекту. Мы можем вписать в них нужный текст программно:

Чел1.Имя := 'Иван';
Чел1.Отчество := 'Иванович';
Чел1.Фамилия := 'Иванов';

Обратите внимание, что свойство Name содержит имя объекта, по которому мы к этому объекту обращаемся. Если бы мы изменили в свойстве Name Чел1 на Человек, то код выглядел бы иначе:

Человек.Имя := 'Иван';

Точно также, эти свойства мы можем менять в Инспекторе объектов, в момент создания программы. Так, мы меняли свойства Caption у кнопок, выводя на них нужный нам текст. А перемещая кнопку на нужную позицию, мы тем самым меняли свойства Left и Top.

Далее, этот объект имеет не только строковые, но и другие типы свойств – переменных. Например, возраст (в годах) и рост (в сантиметрах) – это будут переменные целого типа:

Чел1.Возраст := 30;
Чел1.Рост := 180;

Объект может иметь и символьную переменную, например, свойство Пол (м – мужской, ж – женский):

Чел1.Пол := 'м';

Также такой объект может иметь и логический тип данных, например, Военнообязанный, то есть, был в армии или нет:

Чел1.Военнообязанный := True;
< Лекция 5 || Лекция 6: 12 || Лекция 7 >
Виктор Пелих
Виктор Пелих

Здравствуйте.
Прохожу курс "Введение в программирование на Delphi"
Добрался до Лекции 29: Введение в базы данных.

Установлена RAD Studio 11.3, у которой отсутствует вкладка BDE и, соответственно, компонент Table,  который обеспечивает доступ к таблице средствами механизма BDE.
Поиск в интернете подсказал 
BDE Installer for RAD Studio, Delphi, C++Builder 10.3 Rio
Подскажите, имеется ли ещё возможность использовать механизм BDE в Delphi11 и если такая возможность есть, как подключить BDE к Delphi11?
С уважением...

 

Федор Антонов
Федор Антонов

Здравствуйте!

Записался на ваш курс, но не понимаю как произвести оплату.

Надо ли писать заявление и, если да, то куда отправлять?

как я получу диплом о профессиональной переподготовке?