Опубликован: 15.05.2007 | Уровень: для всех | Доступ: свободно | ВУЗ: Московский государственный университет путей сообщения
История информационных технологий Программа курса построена в соответствии с "History in the computing curriculum", предложенной IEEE, включает описание эволюции от первых вычислительных механизмов до современного аппаратного и программного обеспечения, сетей и средств интерактивного взаимодействия человека с машиной.

План занятий

ЗанятиеЗаголовок <<Дата изучения
-
Введение 
36 минут
-
Лекция 1
34 минуты
Язык, речь и письменность
Язык и речь - природная информационная технология, которой каждый человек овладевает в первые годы после появления на свет. Письменность - информационная технология, позволяющая запоминать и передавать информацию другим людям, в том числе потомкам
Оглавление
    -
    Тест 1
    30 минут
    -
    Лекция 2
    36 минут
    Книгопечатание
    Книгопечатание (полиграфия) - комплекс производственных процессов для изготовления печатной продукции - книг, журналов, газет или листовок, первое в истории средство массовой информации
    Оглавление
      -
      Тест 2
      21 минута
      -
      Лекция 3
      2 часа 12 минут
      Традиционные средства связи
      Средства связи – способы передачи информации на расстояние. К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение
      Оглавление
        -
        Тест 3
        18 минут
        -
        Лекция 4
        58 минут
        Современные средства и линии связи
        К современным средствам связи относятся электрические и оптические средства – проводная – факсимильная, волоконно-оптическая, беспроводная – радиотелеграф, радиорелейная, спутниковая, пейджинговая, сотовая мобильная связь, Интернет-телефония, спутниковое цифровое телевидение
        Оглавление
          -
          Тест 4
          18 минут
          -
          Лекция 5
          58 минут
          История звукозаписи
          К основным методам звукозаписи относятся механическая, магнитная, оптическая и магнито-оптическая звукозапись и запись на твердотельную полупроводниковую флэш-память
          Оглавление
            -
            Тест 5
            18 минут
            -
            Лекция 6
            1 час 14 минут
            Запись изображений
            К записи изображений относятся: фотография – получение неподвижных плоских изображений на бумаге, голография – получение объемных изображений, кино – съемка движущихся объектов на кинопленку и на цифровые носители, видеосъемка – магнитная и цифровая, виртуальная реальность
            Оглавление
              -
              Тест 6
              21 минута
              -
              Лекция 7
              1 час 40 минут
              История компьютера
              Люди использовали для счета от пальцев собственных рук, камешков, примитивного счетного прибора – абака, счетов, механического арифмометра, логарифмической линейки до электронного калькулятора и современных персональных компьютеров – настольных, портативных и карманных, способных решать самые разнообразные задачи не только быстрого счета, а гораздо более сложные
              Оглавление
                -
                Тест 7
                27 минут
                -
                Лекция 8
                53 минуты
                История сети Интернет и электронной почты
                Интернет – это глобальная компьютерная сеть, дающая возможность каждому пользователю сети пользоваться информационными возможностями всей сети и передавать одновременно свою информацию всем ее пользователям. Интернет - сеть, базирующаяся на общей системе адресов и единой системе протоколов, являющихся своеобразным "языком" входящих в нее компьютеров
                Оглавление
                  -
                  Лекция 9
                  9 минут
                  История копирования и размножения документов
                  Для копирования и размножения документов применяли копировальную бумагу, пишущую машинку, ротатор, гектограф, мимеограф, стеклограф, а сегодня - электрофотографию и ксерографию
                  Оглавление
                    -
                    Тест 8
                    21 минута
                    -
                    Лекция 10
                    2 часа 17 минут
                    Сохранение и передача информации в живой природе
                    Живые организмы отличает от неживой природы получение и использование информации от окружающей природы, а также обмен информацией между живыми организмами. Генетическая информация передается по наследству от организма к организму, а индивидуальная память не наследуется, а приобретается в течение жизни каждого организма
                    Оглавление
                      -
                      Тест 9
                      18 минут
                      -
                      Лекция 11
                      1 час 7 минут
                      Информационные технологии на транспорте
                      Транспорт делится на наземный, водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный. Человек осваивал сначала наземный – колесный транспорт, затем водный – речной и морской – весельный, парусный, паровой, потом железнодорожный, автомобильный и самый молодой - воздушный. Параллельно осваивались приборы для навигации, ориентации, определения скорости, времени и др.
                      Оглавление
                        -
                        Тест 10
                        18 минут
                        -
                        Лекция 12
                        2 часа 9 минут
                        Информационные технологии в различных областях деятельности
                        В данной лекции описывается применения информационных технологий в медицине, образовании, финансах, банковском деле, торговле, юриспруденции, военном деле, криптографии, машиностроении и металлообработке
                        Оглавление
                          -
                          Тест 11
                          33 минуты
                          -
                          Лекция 13
                          54 минуты
                          История измерений
                          Человек столкнулся с необходимостью измерений в древности, на раннем этапе своего развития – в практической жизни, когда потребовалось измерять расстояния, площади, объемы, веса, и, разумеется, время. Измерение – это сравнение какой-либо величины с однородной величиной, принимаемой за единицу меры. С измерениями тесно связано развитие науки и техники. Научные исследования сопровождаются измерениями, позволяющими установить количественные соотношения и закономерности свойств изучаемых явлений
                          Оглавление
                            -
                            Лекция 14
                            24 минуты
                            История идентификации личности
                            Идентификация личности - признание тождественности, опознание личности человека. Рассматриваются бумажные (например, по удостоверению личности, паспорту, водительскому удостоверению) и биометрические идентификаторы личности (основанные на физиологических или поведенческих характеристиках, индивидуальных для каждого человека: внешность, походка, почерк, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз, форма лица и т.д.). Сегодня применяются, в основном, три метода биометрической идентификации: распознание по отпечаткам пальцев, по радужной оболочке глаз и по форме лица
                            Оглавление
                              -
                              Лекция 15
                              21 минута
                              Современные средства и системы отображения информации
                              К ставшим уже традиционными средствам воспроизведения (или отображения) информации – кинопректорам, диапроекторам, телевизорам, мониторам компьютеров за последние годы добавились новые – мультимедийные проекторы, LCD-мониторы, плазменные панели, настенные экраны, интерактивные доски, планшеты, комплексы для образования и целые интегрированные системы управления. Они находят широкое применение в оборудовании выставок, конференц-залов, ситуационных центров, школ, стадионов, в цифровом кино
                              Оглавление
                                -
                                Лекция 16
                                16 минут
                                Заключение
                                Оглавление
                                  -
                                  Дополнительный материал 1
                                  1 час 4 минуты
                                  Толковый словарь
                                  Оглавление
                                    -
                                    Дополнительный материал 2
                                    30 минут
                                    -
                                    Дополнительный материал 3
                                    17 минут
                                    -
                                    Дополнительный материал 4
                                    30 минут
                                    -
                                    Дополнительный материал 5
                                    18 минут
                                    -
                                    Дополнительный материал 6
                                    38 минут
                                    -
                                    5 часов
                                    -
                                    Анна Чулкова
                                    Анна Чулкова

                                    Тесты к курсу составлены отвратительно. Они не соответствуют тексту лекции, трактуются двузначно, плохо сформулированы. В большинстве случаев верный ответ расчитан на угадывание того ответа, который считает правильным составитель теста. Но не факт, что этот ответ на самом деле верный! И самое главное - содержание тестов направлено на что угодно, но не на знание информационных технологий.

                                    Владислав Туйков
                                    Владислав Туйков