Опубликован: 05.07.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 4596 / 873 | Оценка: 4.12 / 3.74 | Длительность: 18:59:00
Лекция 3:

Типы, операции и выражения

Аннотация: Изучаются конструкции языка, рассматриваются возможности представления данных в языке C и операции над ними.

2. Типы, операции и выражения

Переменные и константы являются основными объектами, с которыми оперирует программа. описания перечисляют переменные, которые будут использоваться, указывают их тип и, возможно, их начальные значения. Операции определяют, что с ними будет сделано. Выражения объединяют переменные и константы для получения новых значений. Все это - темы настоящей лекции.

2.1. Имена переменных

Хотя мы этого сразу прямо не сказали, существуют некоторые ограничения на имена переменных и символических констант. Имена составляются из букв и цифр; первый символ должен быть буквой. Подчеркивание "_" тоже считается буквой; это полезно для удобочитаемости длинных имен переменных. Прописные и строчные буквы различаются; традиционная практика в "с" - использовать строчные буквы для имен переменных, а прописные - для символических констант.

Играют роль только первые восемь символов внутреннего имени, хотя использовать можно и больше. Для внешних имен, таких как имена функций и внешних переменных, это число может оказаться меньше восьми, так как внешние имена используются различными ассемблерами и загрузчиками. Детали приводятся в "приложении А" . Кроме того, такие ключевые слова как if, else, int, float и т.д., зарезервированы: вы не можете использовать их в качестве имен переменных. (Они пишутся строчными буквами).

Конечно, разумно выбирать имена переменных таким образом, чтобы они означали нечто, относящееся к назначению переменных, и чтобы было менее вероятно спутать их при написании.

2.2. Типы и размеры данных

В языке C имеется только несколько основных типов данных: char один байт, в котором может находиться один символ из внутреннего набора символов. int Целое, обычно соответствующее естественному размеру целых в используемой машине. float С плавающей точкой одинарной точности. double С плавающей точкой двойной точности.

Кроме того имеется ряд квалификаторов, которые можно использовать с типом int: short (короткое), long (длинное) и unsigned (без знака). Квалификаторы short и long указывают на различные размеры целых. Числа без знака подчиняются законам арифметики по модулю 2 в степени n, где n - число битов в int ; числа без знаков всегда неотрицательны. описания с квалификаторами имеют вид:

short int x; 
long int y; 
unsigned int z;

Cлово int в таких ситуациях может быть опущено, что обычно и делается.

Количество битов, отводимых под эти объекты зависит от имеющейся машины; в таблице ниже приведены некоторые характерные значения.

Таблица 2.1.
DEC PDP-11 HONEYWELL 6000 IBM 370 INTERDATA 8/32
ASCII ASCII EBCDIC ASCII
char 8-BITS 9-BITS 8-BITS 8-BITS
int 16 32 32 32
short 16 36 16 16
long 32 36 32 32
float 32 36 32 32
double 64 72 64 64

Цель состоит в том, чтобы short и long давали возможность в зависимости от практических нужд использовать различные длины целых; тип int отражает наиболее "естественный" размер конкретной машины. Как вы видите, каждый компилятор свободно интерпретирует short и long в соответствии со своими аппаратными средствами. Все, на что вы можете твердо полагаться, это то, что short не длиннее, чем long.

2.3. Константы

Константы типа int и float мы уже рассмотрели. Отметим еще только, что как обычная

123.456е-7,

так и "научная" запись

0.12е3

для float является законной.

Каждая константа с плавающей точкой считается имеющей тип double, так что обозначение " e " служит как для float, так и для double.

Длинные константы записываются в виде 123L. Обычная целая константа, которая слишком длинна для типа int, рассматривается как long.

Существует система обозначений для восьмеричных и шестнадцатеричных констант: лидирующий 0 (нуль) в константе типа int указывает на восьмеричную константу, а стоящие впереди 0x соответствуют шестнадцатеричной константе. Например, десятичное число 31 можно записать как 037 в восьмеричной форме и как 0x1f в шестнадцатеричной. Шестнадцатеричные и восьмеричные константы могут также заканчиваться буквой l, что делает их относящимися к типу long.

2.3.1. Символьная константа

Символьная константа - это один символ, заключенный в одинарные кавычки, как, например, 'х' . Значением символьной константы является численное значение этого символа во внутреннем машинном наборе символов. Например, в наборе символов ASCII символьный нуль, или '0', имеет значение 48, а в коде ebcdic - 240, и оба эти значения совершенно отличны от числа 0. Написание '0' вместо численного значения, такого как 48 или 240, делает программу не зависящей от конкретного численного представления этого символа в данной машине. Символьные константы точно так же участвуют в численных операциях, как и любые другие числа, хотя наиболее часто они используются в сравнении с другими символами. Правила преобразования будут изложены позднее.

Некоторые неграфические символы могут быть представлены как символьные константы с помощью условных последовательностей, как, например,

  • \n (новая строка),
  • \t (табуляция),
  • \0 ( нулевой символ ),
  • \\ (обратная косая черта),
  • \' (одинарная кавычка) и т.д.

Хотя они выглядят как два символа, на самом деле являются одним. Кроме того, можно сгенерировать произвольную последовательность двоичных знаков размером в байт, если написать

'\ddd'

где ddd - от одной до трех восьмеричных цифр, как в

#define formfeed '\014' /* form feed */

Символьная константа '\0', изображающая символ со значением 0, часто записывается вместо целой константы 0, чтобы подчеркнуть символьную природу некоторого выражения.

Марина Дайнеко
Марина Дайнеко
Россия, Moscow, Nope, 2008
Сергей Козлов
Сергей Козлов
Россия, Тюмень