Опубликован: 16.06.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 1251 / 436 | Оценка: 3.92 / 3.58 | Длительность: 03:12:00
Специальности: Менеджер
Лекция 4:

Основные этапы шкалирования. Структурная схема процесса принятия решений

< Лекция 3 || Лекция 4: 12 || Лекция 5 >
Аннотация: Теория создания шкал.

Основная цель измерения - возможность сравнения разных объектов по определенному свойству, которое измеряет шкала. С помощью заранее разработанных шкал могут быть измерены все, даже самые сложные, социальные явления. Шкала представляет собой систему характеристик изучаемого свойства, выполняющую роль эталона. С целью разработки шкалы устанавливают континуум - протяженность изучаемого свойства, т.е. определяют его крайние состояния - начало и конец, максимум и минимум. При нахождении крайних точек и определении континуума шкала градуируется, т.е. устанавливается ее дробность с помощью делений. Континуум разбивается на части.

Шкала - правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому измеряемому объекту в соответствие ставится некое число или другой математический конструкт.

Шкала - специально разработанная линейка для измерения интересующих исследователя свойств объекта (присваивания или числовых значений).

Основные этапы шкалирования:

  1. построение теоретической классификации (интерпретация)
  2. поиск эмпирических индикаторов для разработанной теоретической схемы концепта (операционализация)
  3. тестирование получившейся шкалы

Требования к шкале:

  1. Полнота охвата (каждому измеряемому объекту должно найтись место на шкале);
  2. Непротиворечие (один и тот же объект на одной и той же шкале не может иметь более одного места);
  3. Единое основание классификации
  4. Шкала должна обладать хорошей воспроизводимостью (при дальнейшем измерении того же объекта по той же шкале результат не должен сильно отличаться);
  5. Расстояние от одной позиции до другой должно быть примерно одинаковым.

При конструировании шкал соблюдаются еще такие требования, как точность и надежность.

Точность шкалы - эта характеристика измерения, которая зависит от степени совпадения полученных в ходе исследования числа о данных свойствах, сторонах изучаемого явления (процесса) с их истинной величиной.

Надежность шкалы - ее устойчивость по отношению к измерению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных сравнимых числовых данных об изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении.

Проверка надежности и обоснованности шкалы проводится двумя способами: повторным исследованием через определенный промежуток времени и "расщеплением" текста на две части с параллельной их проверкой.

Основными индикаторами качества шкалы могут выступать две основных характеристики:

  • Надежность - воспроизводимость получаемых результатов измерение, вне зависимости от случайных факторов.
  • Валидность - степень соответствия собранной информации и той, которую планировали получить.

Результаты - должны быть одинаковы, устойчивы.

Варьировать можно:

  1. Инструмент измерения
  2. Время измерения
  3. Объект измерения
  4. Регистратор измерений

Проверка надежности:

  1. Инструмент измерения
    • Метод альтернативной формы (Один объект, одно время, 2 разных человека в одно время измеряют одно и тоже.)
    • Метод расщепления шкалы (1 шкала, проводим измерение, а потом делим пополам и обрабатываем отдельно, разделение должно быть случайным.)
    • Анализ шкалы на внутреннюю консистентность
  2. Время измерения
    • Тест-ретест (Повторное измерение с тем же инструментарием в другое время (предполагается, что через короткое время меняются ценностные установки.))
  3. Объект измерения
    • Метод подвыборок (Один инструментарий, несколько разных объектов. Объекты должны относиться к одной социальной группе.)
  4. Регистратор измерений
    • Альтернативный регистратор (Смена наблюдателя.)
    • Альтернативная процедура сбора данных (Определение эффективности инструментария.)

Типы валидности:

  • Содержательная валидность.(Насколько хорошо шкала охватывает смысл измеряемого концепта.)
    1. Содержательный анализ всех пунктов шкалы на полноту шкалы (на полноту охвата смысла измеряемого понятия).
    2. Проверка на однородной выборке на тот же самый предмет.
  • Прогнозная (прагматическая) валидность.(Насколько реализуются прогнозы на основе проводимых исследований.)
  • Конструктивная валидность.
    1. Внешняя. Сравнение данных о концепте с результатами измерения других переменных (чтобы выявить взаимоисключающие параметры).
    2. Внутренняя. Проводим измерения одной и той же переменной (определение уровня жизни через изучение сберегательного поведения, потребления и т.д.)
    3. Дискриминантная валидность. (Способность инструмента измерения дифференцировать респондента по значимым группам.)
    4. Параллельная валидность. (Насколько хорошо тестируемая шкала связана с аналогичными измерениями на сходном объекте.)
    5. Очевидная валидность. (Прямое наблюдение за исследуемым поведением.)

Методы повышения валидности:

  • Подойти с точки зрения логики и здравого смысла.
  • Тест по эталонной группе. (Эталонный результат не совпадает с полученным. То есть если у нас есть точные данные по одному объекту, с ними нужно сравнить полученные результаты.)
  • Поиск независимого критерия. (Аппаратная фиксация информации.)
  • Метод идей для отбора пунктов шкалы (Необходимо тестировать типичных представителей.)
  • Построение индекса. (Совмещение показателей для регистрации одного свойства.)

Кроме надежности и валидности есть еще:

  • Точность шкалы - уровень чувствительности (дробности шкалы, которая дает устойчивое измерение без больших неточностей).
  • Правильности (отсутствие систематических ошибок, связанных с процедурой и инструментом исследования).
< Лекция 3 || Лекция 4: 12 || Лекция 5 >