Список терминов
№ п/п |
Термин |
Англ. Термин |
Разъяснение |
01.001 |
ввод-вывод (данных) |
input-output (of data) |
Операция передачи данных между ЭВМ или ЭВМ и человеком вместе с преобразованиями, необходимыми для "понимания" информации другой стороной. Ввод-вывод обычно осуществляется с помощью "периферийных устройств ЭВМ". |
01.002 |
операторы ввода-вывода |
input-output operators
|
Операторы (или функции) в языке программирования, с помощью которых передаётся запрос операционной системе на ввод или вывод данных с периферийных устройств. Без этих операторов любое "общение" между ЭВМ и человеком невозможно. |
01.003 |
ЭВМ |
computer |
Устройство (автомат) предназначенное для сбора, хранения, обработки и передачи информации, а также её вывода по запросу пользователя ЭВМ. |
01.004 |
устройство вывода |
output unit |
Периферийное устройство, предназначенное для передачи информации с ЭВМ. К устройствам вывода с персональных ЭВМ относят: Дисплей (монитор), принтер, акустические системы, графопостроители и некоторые другие устройства. |
01.005 |
технологии вывода |
output technology |
Технологии и способы программирования (например, библиотеки), используемые для ввода-вывода данных. К этим технологиям относят: прямое программирование устройств, программирование устройств с использованием их драйверов, буферизированный ввод-вывод, ввод-вывод с использованием библиотек и API. |
01.006 |
способ вывода |
output means |
Способ преобразования данных перед их выводом. Различают форматированный и неформатированный ввод-вывод, а также текстовый и двоичный ввод-вывод. Кроме того, разделяют ввод-вывод с использованием последовательного или прямого доступа к записям данных (используется для дисковых устройств). |
01.007 |
прямое программирование (устройства) |
direct programming (of the unit) |
Программирование периферийного устройства (обычно на языке ассемблера) на уровне его портов, регистров и адресов в физической памяти. Оно обеспечивает высокую скорость работы устройства, однако работа таких программ ограничена только одним компьютером. К тому же сложные интерфейсы создавать прямым программированием очень сложно. |
01.008 |
периферийное устройство |
peripheral device
|
Устройство ввода или вывода информации, расположенное обычно вне материнской платы компьютера, подключаемое к ней с помощью шин и разъёмов. Для своего использования периферийное устройство потребляет ресурсы компьютера в виде адресов физической памяти, портов ввода-вывода, прерываний и каналов прямого обращения к памяти. Программирование этих устройств осуществляется в основном при помощи специальных программ – драйверов. |
01.009 |
непереносимость |
non-portability |
Невозможность работы программы на другой ЭВМ, при том, что на первой ЭВМ всё работало нормально. Непереносимость обычно связана с различной архитектурой ЭВМ, набора её периферийных устройств, разными операционными системами и драйверами к ним. Непереносимость программ — это одна из основных проблем современного программирования. |
01.010 |
драйвер |
driver |
Промежуточная программа, которая позволяет обращаться операционной системе к периферийному устройству без его прямого программирования, на понятном для программ данной операционной системы "языке". Как правило, современные драйверы имеют "многоуровневую структуру", каждый из уровней которого обменивается информацией с выше и ниже лежащем уровнем по определённому протоколу обмена. |
01.011 |
унифицированный интерфейс |
uniform interface |
Протокол для обмена информацией между разными системами с единым конечным набором системных команд (функций), параметров обмена, правилами вызовов функций и т.п. Примерами "унифицированного интерфейса" являются протоколы Интернета, интерфейсы драйверов устройств и API для программирования в Windows. |
01.012 |
аппаратная реализация |
hardware support
|
Реализация алгоритма работы системы "на уровне микросхемы", когда алгоритм выполняет не процессор по определённой программе, а происходит "пересылка электрических сигналов" среди триггеров, логических ячеек и т.п. При этом информация также представляется в виде электрических сигналов. |
01.013 |
регистр |
register |
Совокупность "элементарных ячеек памяти" определённой длины (т.н. "разрядности"), в которых микропроцессор и периферийные устройства хранят свои промежуточные данные. Обращение к регистрам происходит обычно по их именам. |
01.014 |
порт 1. |
port 1. |
Адресация памяти в периферийных устройствах ввода-вывода в микропроцессоре с архитектурой x86, при которых обмен данными происходит минуя адресную шину компьютера. При этом происходит обращение к регистрам периферийных устройств, не входящих в состав центрального процессора. |
01.015 |
порт 2. |
port 2. |
Разъём в системном блоке компьютера для подключения определённого вида устройств, работающих по "схожим" интерфейсам. |
01.016 |
адрес |
address |
Шестнадцатеричное число, по которому находится нужная ячейка памяти длиной в 1 байт при её "сплошной" адресации. Этот адрес передаётся по адресной шине, а её значение возвращается по шине данных. |
01.017 |
аппаратное прерывание |
device interruption |
Некоторый сигнал, вызванный событием в компьютерной системе (чаще всего — при появлении данных на устройстве ввода или при готовности устройства вывода к передаче данных), который передаётся на вход микропроцессора с тем, чтобы он "прервал" выполнение основной программы и переключился на обслуживание данного периферийного устройства. Аппаратные прерывания могут запрещаться ("маскироваться") с помощью специальных команд микропроцессора. |
01.018 |
программное прерывание |
program interruption |
Команда в системе команд процессора, при появлении которой он начинает выполнять специальные функции операционной системы, прежде всего, ввод-вывод данных. После выполнения этих функций управление опять переходит вызвавшей его программе. |
01.019 |
объект |
object |
В объектно- ориентированном программировании является порождением класса объектов, описанного на языке программирования и расположенного в оперативной памяти, вместе с полями данных и методами, изменяющими эти данные. Вызов методов происходит после получения сообщения (события), инициированное другим объектом или операционной системой. |
01.020 |
метод 1. |
method 1. |
Функция манипуляции данными данного объекта, которая описана в классе объекта, и которая может вызываться и исполняться только в самом объекте. Иначе говоря, вызов метода одного объекта из другого запрещена. Порядок запуска методов определяет обработчик сообщений. |
01.021 |
средний уровень |
middle level |
Одна из ступеней в классификации операций ввода-вывода, когда эти операции производятся не путём "прямого программирования" устройств с использованием их уникальных адресов, портов и регистров, а с использованием специально написанных драйверов для операционной системы, с использованием стандартных функций и программных прерываний операционной системы. При этом к среднему уровню относят как программирование с помощью дескрипторов файлов, так и с помощью связанных с ними потоками. |
01.022 |
высокий уровень |
high level |
Одна из ступеней в классификации операций ввода-вывода, когда эти операции производятся с помощью специальных библиотек и API "высокого уровня", без прямого обращения к операционной системе и драйверам устройств. Это обеспечивает лучшую "предсказуемость" результатов вывода, однако делает этот ввод-вывод зависимым от использованных при программировании библиотек. |
01.023 |
буферизированный |
bufferized |
См. потоковый |
01.024 |
потоковый |
streamable |
Способ ввода-вывода, когда в операционной системе создаётся поток вместе связанным с ним буфером в оперативной памяти для ввода-вывода. При этом программа пользователя просто записывает или читает данные из этого потока, а синхронизацией данных между этим буфером и устройством занимается операционная система. Потоковый ввод-вывод относится к вводу-выводу среднего уровня, выводит только текстовые данные и не предназначен для вывода оформления текста (отличными от текста способами). |
01.025 |
буфер |
buffer |
Область памяти в оперативной памяти компьютера, предназначенная для временного хранения и обмена данных между операционной системой и прикладными программами. |
01.026 |
шрифтовое оформление |
font appearance (design) |
Оформление выводимой символьной информации при помощи шрифтов (с определённой гарнитурой, начертанием, кеглем и т.п.), применяемое при выводе текста. Если операционная система и устройство вывода может отображать текст только одним, "прошитым в него" шрифтом, то говорят об "отсутствии шрифтового оформления текста". |
01.027 |
абзацное оформление |
paragraph appearance (design) |
Оформление выводимой информацией при помощи специальных "абзацных полей", включающих в себя отступы, отбивки, интерлиньяж, внешние и внутренние поля и т.п., при создании которых не используются "лишние пробельные символы". В противном случае говорят об отсутствии абзацного оформления текста. |
01.028 |
консоль |
console |
Устройство ("терминал") для ввода-вывода информации в персональный компьютер в операционной системе. В качестве устройства ввода используется клавиатура, а в качестве вывода — экран компьютера. При этом вводе-выводе не предполагается использование шрифтового и абзацного оформления (только текст)! |
01.029 |
WIMP-интерфейс |
WIMP interface (От английских слов: Window, Image, Message, Pointer — "Окно, Изображение, Сообщение, Указатель) |
Графический интерфейс операционной системы, в котором команды подаются посредством указания на объект на рабочем столе, в результате чего возникает событие, сообщение от которого передаётся объекту. По другому, этот интерфейс состоит из объектов, которые обмениваются друг с другом сообщениями. |
01.030 |
SILK-интерфейс |
SILK-interface (От английских слов: Speech, Intelligence, Language, Knowledge — "Речь, Интеллект, Язык, Знания"). |
Один из наиболее разрекламированных интерфейсов начала 80-х годов XX века, на котором должно было работать пятое поколение ЭВМ в Японии. Он предполагает полный отказ от "команд" в привычном смысле этого слова, а управление им происходит при помощи речи и заложенных в компьютер знаний. Вследствие очень большой сложности и "проигрышу" в коммерческом плане WIMP - интерфейсу он так и не стал популярным. |
01.031 |
редактор |
editor |
Программа, предназначенная для подготовки, создания и изменения (редактирования) текстовой (и не только!) информации оператором на персональной ЭВМ. Это единственный ориентированный на пользователя тип программ, требующий для своей работы непосредственное участие человека. |
01.032 |
перенаправление |
redirection |
Перенаправление ввода и вывода данных в операционных системах из одного потока в другой. Например, вывод программы на экран дисплея можно переназначить в файл, в другую программу (фильтр или редактор), а также непосредственно на принтер. |
01.033 |
API |
API (От английских слов: Application Programming Interface, "Интерфейс Прикладного Программирования"). |
Набор функций, драйверов, библиотек, с помощью которых пользователь или программист может писать программы в данной операционной системе, прикладном программном пакете и т.п. Программирование на уровне API требует обычно меньшей квалификации программиста, чем при выводе при помощи "прямого программировании устройств". |
01.034 |
реальная конфигурация |
actual configuration |
Текущая комплектация ЭВМ и периферийных устройств (процессор, память, жёсткий диск, приводы, дисплей, порты, внешние устройства ввода-вывода), которая поддерживается платформой данной ЭВМ и с которой работает пользователь или оператор ЭВМ. Часто реальная конфигурация ЭВМ — это компромисс между возможностями новых устройств и ограничениями архитектуры ЭВМ. |
01.035 |
графика |
graphics |
Представление статичной "не текстовой информации" (например, графиков, изображений, фотографий, картин, отсканированных документов и т.п.) Эта информация может быть выведена на экран монитора и принтер (графопостроитель). |
01.036 |
подготовительная операция |
preparatory operation |
Количество вызываемых функций и установок параметров перед каким-либо действием в алгоритме. Чем сложнее интерфейс, тем больше таких операций необходимо сделать. |
01.037 |
привязка |
closure |
Необходимость переноса вместе с прикладной программой дополнительных библиотек и системных программ с компьютера на компьютер. Привязка является одной из причин непереносимости программ. |
01.038 |
платформа |
platform |
Совокупность аппаратных средств (процессора, материнской платы, портов, контроллеров ввода-вывода, типа оперативной памяти и т.п.), которые однозначно определяют класс компьютера. Для этого класса компьютеров существуют определённые наборы системных и прикладных программ (операционные системы, драйвера, пользовательские библиотеки, API и т.д.). |
01.039 |
библиотека |
library |
Файл, содержащий в себе набор наиболее часто используемых функций несколькими программами, объединённые в пакеты, или даже всеми программами операционной системы, вызываемые по требованию этих программ. Использование библиотек позволяет сделать более "компактный и управляемый" код, и не расходовать зря дисковое пространство, оперативную память и другие ресурсы компьютера. |
01.040 |
операционная система |
operating system |
Основная программа, выполняемая на ЭВМ, управляющая процессом запуска программ на исполнение, разделением процессов, предоставление ресурсов ЭВМ прикладным программам. Виды запускаемых операционных систем зависят от платформы ЭВМ. |
01.041 |
ресурсы ЭВМ |
computer resources
|
Аппаратные (размер оперативной памяти, место на жёстком диске, время работы процессора) и программные (доступность системных библиотек) ресурсы, передаваемые операционной системой прикладным программам для их нормального функционирования. При недостатке ресурсов программа может "зависнуть". |
01.042 |
форматированный 1. |
formatting 1. |
Способ ввода-вывода текстовых данных, когда задаётся максимальный размер строки с литерами, выравнивание текста внутри этой строки, для числовых данных задаётся также положение десятичной точки и порядка чисел, задаются заполняющие символы и т.п. |
01.043 |
заполняющий символ |
pad character
|
Символ, используемый для заполнения "лишнего" пространства в выводимой строке, не занятого основным текстом. Обычно к качестве заполняющего символа используется символ "пробел" (\x20). Иногда этот символ можно поменять (например, на символ "звёздочка" в формах квитанций). |
01.044 |
неформатированный 1. |
non-formating 1. |
Способ ввода-вывода текстовых и двоичных данных, когда не производится никакой обработки перед операцией вывода и данные передаются "как есть". Неформатированный ввод-вывод должен использоваться только в "исключительных случаях" при выводе двоичных данных. |
01.045 |
размер строки |
string size |
Количество символов в текстовой строке, находящейся в оперативной памяти ЭВМ. Этот размер измеряют в символах или в байтах. |
01.046 |
числовые данные |
digital data
|
Данные, представляющие целые либо вещественные числа в программе. Числовые данные могут представлены в текстовой и двоичной форме. |
01.047 |
научный формат (числа) |
scientific format (of a number) |
Числовые данные, представленные в виде вещественных чисел с мантиссой и порядком. Над вещественными числами в такой записи удобно производить вычисления. При этом длина мантиссы и положение десятичной точки остаётся фиксированным. |
01.048 |
опции формата |
format options |
Специальные символы или сочетания символов в специальной строке форматов, определяющих преобразование форматов (из текстовой формы в двоичную и наоборот), длину полей в строке вывода, выравнивание текста в поле, положение десятичной точки и т.п. |
01.049 |
строка формата |
format line |
Текстовая строка, состоящая из опций формата ввода-вывода вместе с разделяющими ("структурирующими") их символами. |
01.050 |
двоичная форма |
binary form
|
Представление целых и вещественных чисел в форме, в которой они представлены и в которой обрабатываются в центральном процессоре — в виде двоичных нулей и единиц. |
01.051 |
текстовая форма |
text form |
Представление текстов, целых и вещественных чисел в виде последовательности символов с кодами, заданными в одной из кодировок. В этом случае двоичными нулями и единицами кодируется не всё число, а только литеры и цифры. С числом в текстовой форме невозможно эффективно проводить численные вычисления. |
01.052 |
выравнивание |
alignment |
Расположение литер текста в строке, имеющей большую длину, чем в ней занимает текст. Выравнивание бывает по левому краю, правому краю, по центру либо по ширине. |
01.053 |
выравнивание по левому краю |
left alignment
|
Если литеры текста сдвинуты влево, а пробельные символы расположены справа от текста, говорят о выравнивании слева. |
01.054 |
выравнивание по правому краю |
right alignment |
Если литеры текста сдвинуты вправо, а пробельные символы расположены слева от текста, говорят о правостороннем выравнивании. |
01.055 |
выравнивание по центру |
center line |
Если заполняющие символы в строке расположены поровну слева и справа от текста, говорят о центрировании текста |
01.056 |
выравнивание по ширине |
justification
|
Если пробельные (заполняющие) символы распределены равномерно внутри строки между символами, то говорят о "выключке" (выравниванию по ширине). При этом обе границы текста в строке — ровные. |
01.057 |
неформатированный двоичный (вывод) |
non-format binary (output) |
Способ вывода числовых данных в двоичной форме, когда не происходит не только "обработка" числа перед выводом, но и вообще не производится перевод чисел в текстовую форму. Неформатированный двоичный вывод обычно используется при записи на диск и/или передаче данных между компьютерами. |
01.058 |
двоичный |
binary |
Представленный в виде двоичных нулей и единиц. |
01.059 |
бинарный |
binary |
Тоже, что и двоичный |
01.060 |
запись данных |
data record
|
Текстовая или двоичная строка, имеющая фиксированную, заданную программистом длину. Фиксированная длина записи позволяет организовать к ней прямой доступ. |
01.061 |
фиксированная длина |
fixed length |
Размер строки, имеющий определённую заданную программистом длину (например, с помощью строки формата), |
01.062 |
переменная длина |
variable length |
Размер строки вывода, не имеющий определённого наперёд заданного значения. Размер этот определяется в процессе выполнения программы. К записям переменной длины невозможно организовать прямой доступ. |
01.063 |
прямой доступ |
direct access
|
Если файл организован таким образом, что все записи данных в нём имеют фиксированную длину, то любую запись из его содержимого можно прочитать, зная только начало файла на носителе и порядковый номер (смещение) записи. Такой подход удобен при проектировании баз данных. |
01.064 |
база данных |
database |
Определённым образом упорядоченные записи в файлах, позволяющие получить быстрый доступ к информации целиком, а не к отдельным числам и фактам. Запись и чтение информации из базы данных называется транзакцией. |
01.065 |
транзакция |
transaction |
Процесс получения и записи информации в базу данных, обеспечивающих её целостность и непротиворечивость. Транзакция или вносит все необходимые изменения в поля базы данных (тогда транзакция принимается), или оставляет базу данных в неизменном виде (транзакция отклоняется). |
01.066 |
смертельные объятия |
dead lock |
Зависание компьютера, когда два процесса хотят получить полный доступ к одному ресурсу, мешая друг другу завершить транзакции. Для предотвращения смертельных объятий в системах управления базами данных применяют специальные алгоритмы. |
01.067 |
контекст 2. |
context 2. |
Окружение (параметры по-умолчанию), задаваемое для каждого устройства при операциях ввода-вывода. К контексту относят: шрифтовое, абзацное оформление текста, цветовое решение, направление координат, метрики текста, размеры кистей и т.п. Контекст используется в API Windows для вывода текста и графики на любом устройстве. |
01.068 |
зависание |
suspension, wedging |
Состояние компьютера, в котором он "не реагирует" на запросы на ввод информации и не выводит информацию наружу. Это состояние вызывается разными причинами. |
01.069 |
системное сообщение |
system message |
Некоторая "псевдокоманда", генерируемая операционной системой и передаваемая объекту ("программе") через системную очередь сообщений. Каждое системное сообщение имеет своего получателя — объекта, которому передаётся эта команда. |
01.070 |
очередь сообщений |
messages queue
|
Некоторый буфер в оперативной памяти компьютера, в который записываются все системные сообщения от операционной системы и её объектов. Эти сообщения затем в порядке очереди передаются объектам-получателям. |
01.071 |
C++ (Си плюс плюс) |
C++ |
Язык программирования, основанный на языке Си, который может работать с классами и объектами. Именно поэтому этот язык является языком объектно-ориентированного программирования. Этот язык имеет широкую область применения. |
01.072 |
Перл |
Perl |
Процедурный язык программирования, предназначенный для написания скриптовых программ для обработки символьной информации и системного администрирования, а также для Интернета. |
01.073 |
Питон |
Python |
Универсальный интерпретируемый язык программирования. Используется в системном администрировании и в Интернете, а также для символьных вычислений и обучения программированию. |
01.074 |
Ява |
Java |
Объектно-ориентированный язык программирования с байт-кодом, работающий на разных платформах ЭВМ. Используется, прежде всего, в Интернете. |
01.075 |
Квик бейсик |
Quick Basic |
Интерпретируемый язык процедурного программирования, используемый в образовательных целях. |
01.076 |
Пролог |
Prolog |
Язык логического программирования, используемый при обработке символьных данных и в искусственном интеллекте. |
01.077 |
потоковый редактор
|
sed stream editor sed |
Эта программа-фильтр служит для построчного редактирования строковых (текстовых) данных. Этот фильтр существует практически во всех операционных системах, но его "родной" операционной системой является UNIX. |
01.078 |
императивный (язык) |
imperative (language) |
Язык программирования, в котором "код управляет данными". Основное внимание при разработке программ на этом языке уделяется описанию кода и синтаксической структуре программы. На данные, воспринимаемые программой, теоретически не накладывается ограничений. |
01.079 |
объектно-ориентированный (язык) |
object oriented (language) |
Язык для объектно-ориентированной системы программирования. В этой системе понятия процедуры и данных заменены на понятия "объект" и "сообщение". В отличие от процедуры, которая описывает, как должна выполняться обработка, сообщение определяет, что желает выполнить отправитель, а получатель точно определяет, что должно произойти. |
01.080 |
объект 2. |
object 2. |
Пакет информации вместе с описанием порядка манипулирования им. Объект состоит из членов класса объектов и методов класса объектов. |
01.081 |
сообщение |
message |
Спецификация условий одной из операций обработки объекта. При работе программы объекты непрерывно обмениваются сообщениями через очередь сообщений. |
01.082 |
байт-код |
byte-code |
Один из способов реализации универсального промежуточного "языка" между интерпретируемым языком программирования и машинным языком. Байт-код реализован в виртуальной машине Ява, что делает код языка Ява переносимым практически на любые платформы. |
01.083 |
виртуальная машина Ява |
Java virtual machine
|
"Промежуточное" программное обеспечение, позволяющее байт-коду языка Ява работать на разном оборудовании и в разных программных средах (операционных системах). |
01.084 |
браузер Интернета |
Internet browser |
Программа для просмотра веб-страниц, а также выполнения программ, содержащихся в них. К числу программ, запускающихся в браузере, относят Ява приложения (выполняющиеся на виртуальной Ява машине) и скриптовые программы, на языках Ява скрипт и вижел бейсик скрипт, реализованные в браузерах как дополнения и ActiveX приложения. |
01.085 |
Ява скрипт |
JavaScript |
Императивный интерпретируемый язык высокого уровня, специально предназначенный для написания скриптовых программ для администрирования и веб-браузеров. Не смотря на всю схожесть с языком Ява, он не является его "урезанной версией". |
01.086 |
вижел бейсик скрипт |
visual basic script, VBScript |
Императивный интерпретируемый язык высокого уровня, специально предназначенный для написания скриптовых программ для администрирования и веб-браузера Internet Explorer. Является "упрощённой и урезанной" версией языка Microsoft Visual Basic. |
01.087 |
скриптовая программа |
script program |
Программа, выполняемая в веб-браузере или командной оболочке операционных систем, предназначенная для "автоматизации" часто встречающихся задач, для которых неэффективно писать отдельные программы. К скриптовым языкам относят: JavaScript, Visual Basic Script, Perl, Python. |
01.088 |
ActiveX (Эктив икс) |
ActiveX |
Технология корпорации Microsoft, позволяющая повторно использовать код уже написанных приложений под управлением Microsoft Windows, и обращаться к нему другим программам. Эта технология является дальнейшим развитием технологий OLE и COM, позволяющих "внедрять" в документ одной программы кода управления другой программы. В-принципе, эта технология является "удобной", но не "безопасной". Разрабатывают ActiveX приложения на объектно-ориентированных языках. |
01.089 |
комментарии 1 |
comments, remarks
|
Дополнительный текст, вставляемый в текст программы, который не распознаётся языком и не участвует в компиляции, интерпретации и выполнении программы. Комментарии обычно нужны для придания "читабельности" коду программы и пояснений программиста к тексту программы. |
01.090 |
объявление |
declaration |
Указание вначале программы (с помощью специальных операторов) задействованных в системе переменных, функций, процедур, классов, констант, предикатов и т.п., вместе с указанием их типа, типа формальных параметров и возвращаемых значений. Во многих языках объявление обязательно перед определением и использованием. Объявление переменных позволяет избежать многих ошибок в программировании. |
01.091 |
описание |
definition |
Синоним определения |
01.092 |
определение |
definition |
Задание какой-либо из объявленных переменных значения, функции — тела функции с реализуемым алгоритмом, фактам — их значений, правилам — цепочки вывода и т.д. Иными словами, определение придаёт смысл объявленным элементам синтаксиса. |
01.093 |
использование |
using |
Появление предиката, процедуры и функции где-либо в правой части операторов присваивания или вывода. Если переменная не используется, то в результате трансляции и компиляции появляется предупреждение: "Переменная описывается, но не используется" (Variable is assigned but never used) |
01.094 |
строки литералы |
literal strings
|
Последовательность символов "как есть", без преобразований в числа, метасимволы или коды. Обычно строки литералы заключают в двойные кавычки или апострофы. |
01.095 |
файл-класс (в Яве) |
file class (in Java) |
Текстовый файл с исходным кодом или компилированный файл с байт-кодом языка Ява. В языке Ява каждый файл представляет собой описание класса языка Ява вместе с членами и методами класса. |
01.096 |
оболочка |
shell, IDE |
Некоторая программа, содержащие в себе функции по набору, редактированию, отладке и исполнению кода на языке программирования (высокого или низкого уровня). Часто IDE содержат функции подсветки синтаксиса, объяснение ошибок и т.п. |
01.097 |
члены класса |
members of the class |
Переменные, определённые в классе ООП, предназначенные для хранения данных внутри порождённых от этого класса объектов. Это напоминает структуру на языке Си. Доступ к членам класса осуществляется либо напрямую, либо при помощи методов класса. |
01.098 |
методы класса |
methods of the class |
Функции, определённые в классе ООП и предназначенные для обмена данными между объектами, созданными на основе класса, и внешней, окружающей средой. Методы могут читать и изменять члены класса, проверять целостность и непротиворечивость данных внутри класса, воспринимать и реагировать на сообщения, передаваемых объекту и т.д. |
01.099 |
слово this |
this word |
Зарезервированное слово на языках C++ и Ява, указывающее на "самого себя" — класс, методы и члены которого являются собственностью этого класса. Используются в ссылках алгоритма на "самого себя". |
01.100 |
интерпретируемый (язык) |
interpreted (language) |
Язык, предложения которого сразу переводятся в двоичный код или байт код и немедленно исполняются на компьютере (после грамматического разбора языковой конструкции). Интерпретируемые языки проще в понимании и отладке, но скорость их выполнения на ЭВМ ниже, чем у "компилируемых" языков. |
01.101 |
оболочка диалоговая |
interactive shell |
Оболочка (IDE) интерпретируемого языка программирования, в котором команды набираются, "распознаются" (компилируются) и выполняются построчно, после нажатия клавиши "Enter". При этом промежуточные результаты работы сохраняются в памяти, а после каждой команды выводятся результаты их работы. К диалоговым оболочкам относят командные оболочки MathLab, Python, VBScript и некоторых других языков. |
01.102 |
приглашение |
prompt |
Символ диалоговой оболочки или консоли операционной системы, приглашающий ввести команды для неё. Для разных диалоговых оболочек эти приглашения различаются. В большинстве оболочек консоли операционных систем вид приглашения можно изменять. |
01.103 |
модуль (в Питоне) |
module (in Python) |
Файл с расширением "*.py" на языке Питон, содержащий в себе определения различных классов и функций (методов). Для многократного вызова функций они должны быть оформлены в виде модулей, и передаваться в интерпретатор либо импортируя модуль целиком, либо импортируя только отдельные методы модуля. Имена модулей в Питоне должны быть уникальными (что является необязательным для его методов). |
01.104 |
декларативный (язык) |
declarative (language) |
Язык, в котором "данные управляют программой". При этом на формат и представление данных накладываются ограничения, благодаря которым их обработка может осуществляться "стандартными алгоритмами". К декларативным языкам относят языки LISP и PROLOG. На практике используется сочетание императивных и декларативных алгоритмов. |
01.105 |
логический (язык) |
logic (language) |
Язык, вычисления в котором основываются на разделах математики: "исчисление высказываний" и "исчислении предикатов" (расширения булевской алгебры). Среди логических языков на практике обычно применяется язык Пролог (ПРОграммирование ЛОГики). |
01.106 |
оболочка языка |
language IDE |
Оболочка (IDE), специально предназначенная для данного языка программирования. Этим она отличается от "универсальных оболочек" типа MSDN, Multi-Edit и т.п. |
01.107 |
компиляция |
compilation |
Процесс перевода программы, написанной на языке высокого уровня, в двоичный объектный код, максимально приближенный к машинным командам данного компьютера. |
01.108 |
объектный код |
object code
|
Двоичный код ЭВМ, максимально приближенный к машинным инструкциям для данной платформы ЭВМ. Он преобразуется в программу, выполняемую на компьютере, после операции компоновки. Объектный код обычно имеет расширение "*.obj" или "*.o". |
01.109 |
приложение командной строки
|
command line application |
Приложение, выполняемое на консоли (в терминале) операционной системы. Данные такая программа получает из командной строки операционной системы, и её вывод также перенаправляется на терминал. По "неписанным правилам", для своего завершения программа должна попросить нажать клавишу "Enter" (чтобы диалог с результатами её работы был виден на экране). |
01.110 |
псевдографический режим |
pseudo graphics mode
|
Режим вывода линий в MS-DOS, при котором эти линии представляются в виде символов. Псевдографический режим позволяет рисовать горизонтальные и вертикальные линии, таблицы, рамки, не переключаясь в "графический режим" дисплея. |
01.111 |
секция (в Прологе) |
section (in a Prolog) |
Выделенный именованный раздел в исходном файле программы на языке Turbo Prolog, служащий определённым целям. Среди них наибольшее распространение получили секции: "domains" (с объявлением типов переменных), "predicates" (с объявлением функций и предикатов), "clauses" (с описанием алгоритма, реализуемых предикатами), "databases" (с определением предикатов для внешней базы данных) и "goal" (с описанием целевой функции вычислений). |
01.112 |
объявление переменных |
declaration of the variables |
Объявление типов (доменов) для имён используемых в программе на языке Пролог переменных в секции "domains". |
01.113 |
литера |
letter |
Знак в полиграфии, обозначающий букву, цифру, знак препинания и другие типографские символы. При этом рассматриваются "символы вообще", набранные любым шрифтом, представленным в ЭВМ любым кодом. Иными словами, литера — это "смысл" символа. |
01.114 |
нижний регистр |
lower case
|
Представление символов любого национального алфавита в виде "строчных" букв. |
01.115 |
верхний регистр |
upper case
|
Представление символов любого национального алфавита в виде "прописных" (заглавных) букв. |
01.116 |
домен (в Прологе) |
domain (in a Prolog) |
Один из стандартных или пользовательских типов данных на языке Пролог. Доменом на языке Пролог может быть как переменная или список, так и предикат определённого типа. |
01.117 |
имя домена |
domain name |
Имя (обозначение) типа данных на языке Пролог. Смотри домен. |
01.118 |
объявления предикатов |
predicate declarations |
Объявление имён предикатов в программе на языке Пролог, вместе с их доменами и типом формальных параметров в секции "predicates". |
01.119 |
предикат |
predicate |
Некоторая функция, определённая на языке Пролог, содержащая формальные параметры и предназначенная для логического вывода суждений, описанные ею. Любой предикат, в зависимости от значений его параметров, может выдавать значение "успех" или "неудача", а встроенная в язык система логического вывода позволяет находить все значения переменных (фактических параметров), при котором данный предикат возвращает "успех". |
01.120 |
факт |
fact |
Предикат, устанавливающий неизменное отношение между одной или несколькими переменными, выдающий результат "успех" или "неудача" в зависимости от значений этих переменных. Примеры фактов: человек(павел), братья(пётр, павел). Факты могут располагаться в секциях "database" и "clauses". |
01.121 |
правило |
rule |
Предикат, реализующий отношение (суждение), основанное на логическом выводе из определённых ранее фактов и правил. При этом предикат правила находится в левой части, а в правой части, после ключевого слова "if", располагаются факты и правила, приводимые к данному правилу. |
01.122 |
динамическое создание (предикатов) |
dynamic creation (of predicates) |
Внесение во внешнюю базу данных фактов, осуществляемое в момент выполнения программы. Динамически можно создавать только факты, объявленные или описанные в секции "database". |
01.123 |
динамическое удаление (предикатов) |
dynamic removal (of the predicates) |
Удаление из внешней базы данных фактов, осуществляемое в момент выполнения программы. Динамически можно удалять только факты, объявленные или описанные в секции "database". |
01.124 |
назначение фактов |
facts assignment |
Описание фактов, используемых при выводе на языке Пролог, и назначение им значений в секциях "clauses" и "database". |
01.125 |
определение правил |
rules definition |
Описание правил вывода информации из фактов и других привил, ранее определённых на языке Пролог. Это описание задаётся в секции "clauses" на языке Turbo Prolog. |
01.126 |
связанная (переменная) |
linked (variable) |
Переменная в языке Prolog, используемая в правой части правил для "связи" предикатов при логическом выводе, и, следовательно, на её значения накладываются ограничения (в рамках логики правил). Связанная переменная не может появляться в левой части определения правила. |
01.127 |
свободная (переменная) |
free (variable) |
Переменная в языке Prolog, используемая в левой части определения правил логического вывода и, в-принципе, способная принимать любое значение. |
01.128 |
успех |
success |
Результат, возвращаемый предикатом, в случае истинности условий, действий и посылок, определяющих данный факт или правило. Факт завершается с успехом, если его описание содержится в секциях "clauses" и "database", а правило завершается с успехом, если все предикаты в правой части возвращают успешное завершение. |
01.129 |
действие |
action |
Некоторое событие, возникающее при выполнении некоторых "встроенных" предикатов Turbo Prolog (например, для предикатов ввода-вывода), возвращающее успешное завершение в случае "правильной" своей работы. При этом "успех" операции не связан с логическим выводом или значением полученного значения. |
01.130 |
посылка |
premise
|
Совокупность действий или условий, позволяющий "доказать" истинность или ложность правила, путём проверки истинности составляющих его предикатов (расположенных в правой части правила). |
01.131 |
условие |
condition |
Некоторое условие, возникающее в процессе логического вывода с участием предикатов Turbo Prolog, принимающее только два значения: "Истина" и "Ложь". Это условие возникает, например, при сравнении результатов работы предикатов, при назначении и проверки значений связанных переменных и т.п. При истинности условия предикат возвращает успешное завершение, а при его ложности — неудачу. |
01.132 |
неудача |
failure |
Возвращаемое значение предикатом в случае отсутствия ошибок исполнения и/или "ложного" завершения работы предиката. Правило заканчивается неудачей, если хотя бы один из его предикатов завершился неудачно. |
01.133 |
рекурсия |
recursion |
Использование некоторого предиката, представляющего правило на языке Пролог, одновременно и в левой, и в правой части правила. Использование рекурсии позволяет "моделировать" циклические действия в алгоритме вывода, и получать несколько решений, удовлетворяющих цели вывода, в процессе выполнения программы на Прологе. |
01.134 |
решение |
solution |
Набор значений переменных, удовлетворяющих цели программы и набору содержащихся в ней фактов, полученных в результате выполнения программы на Прологе. Так, например, цель: "отец(саша, X)" в качестве решения выдаст все значения переменной X, то есть детей человека 'саша', имеющихся в базе данных. В случае отсутствия детей у этого человека программа не найдёт решений, и выдаст результат: 'No solutions'. |
01.135 |
завершение рекурсии |
recursion termination |
Некоторое правило, останавливающее рекурсию, и вызывающее выполнение отката к предыдущему значению рекурсивного правила. Правило, завершающее рекурсию, должно находиться раньше правила, эту рекурсию вызывающую или продолжающую. В результате "отката значений" происходит постепенное освобождение стека правил и нахождение решений для рекурсивного правила. |
01.136 |
построчное редактирование |
line edit |
Редактирование текстовой информации, когда объектом редактирования является не весь текст, а только одна текущая строка. При этом редактор по-очереди выбирает строки для редактирования, исходя из поданных ему команд. |
01.137 |
стандартный ввод |
standard input
|
Устройство ввода команд и данных по-умолчанию. Обычно им является клавиатура. |
01.138 |
команда |
command |
Неделимое понятие командного интерфейса. Команда указывает ЭВМ, какое конкретное действие решил осуществить пользователь с данными, находящимися внутри ЭВМ. |
01.139 |
стандартный поток вывода
|
standard output stream |
Устройство вывода результата работы команд по-умолчанию. Обычно им является экран дисплея. |
01.140 |
адрес строки 1. |
line address 1. |
В построчном редакторе — это номер строки с начала файла или знак, обозначающий текущую или последнюю строку файла. Смотри описание Вашего редактора. |
01.141 |
диапазон (адресов) 1. |
range (of addresses) 1. |
Запись адресов нескольких смежных строк, разделённых двоеточием. Например, диапазон строк "со второй по пятую" будет записан как: "2:5". |
01.142 |
глобальные (команды) 1. |
global (commands) 1. |
Команды построчного редактирования, применимые не к текущей редактируемой строке, а сразу к тексту всего файла. При этом каждая команда применяется к каждой строке индивидуально. Примером глобальных команд может служить команда "поиска по образцу" (регулярное выражение). |
01.143 |
заголовочный файл (на языке Си) |
header file (in a C language) |
Файл на языке C/C++ с расширением "*.h", в котором находятся объявления типов, констант, функций, классов (на языке C++), а также описания глобальных переменных. В заголовочном файле есть средства, предотвращающие повторную загрузку этих файлов и переопределение переменных. |
01.144 |
глобальная переменная |
global variable
|
Переменная, используемая более чем в одном модуле (функции, файле и т.п.), Глобальные переменные на языке Си обычно объявляются и определяются в заголовочных файлах. |
01.145 |
предотвращение повторного использования |
prevention of the iterative usage |
Специальные средства, предотвращающие повторную загрузку на исполнение ранее загруженного заголовочного файла, и связанное с этим переопределение переменных, констант, функций и типов. Обычно они заключаются в определении специальной макро переменной в заголовочном файле и проверки, была ли она использована ранее. |
01.146 |
макроподстановка |
macro substitution
|
Некоторый идентификатор функции, который определён в заголовочном файле и замещается своей правой частью определения где-либо в тексте программы, в котором встречается данный идентификатор. Макроподстановка на языке C практически соответствует макрофункции на языке Ассемблер и служит тем же целям — делать текст программы лучше читаемым, заменив повторяющиеся конструкции на более простые подстановки. Следует заметить, что использование макрофункций делает генерируемый код более "длинным" и более "быстрым" по сравнению с использованием "обычных" функций. |
01.147 |
структура |
structure |
Представляет собой несколько типов данных, расположенных вместе, в соседних ячейках памяти. Структура как тип данных имеет собственное имя, длина её элемента вычисляется с помощью функции: sizeof. |
01.148 |
объединение |
union |
Представляет собой несколько типов данных, расположенных в одной ячейке памяти вместо друг друга. Объединение имеет собственное имя как тип данных. |
01.149 |
перечисление 1 |
enumeration |
Целый тип данных, способный принимать только небольшое ("перечисляемое") множество значений-констант. Эти константы определяются при описании данного типа данных на языке программирования. |
01.150 |
перечисления 2 |
enumerate |
Представляет собой целые переменные без знака, способные принимать значения только именованных констант, причём первой константе присваивается значение 0. |
01.151 |
правила именования переменных 1. |
rule of the variables named 1. |
Правила названия специальных переменных, применяемых для предотвращения повторной загрузки заголовочных файлов при компиляции программ на языке Си. Они выражаются в том, что директивой "#define" в заголовочном файле на языке Си определяется специальная переменная: "__"имя заголовочного файла без расширения"_H". Далее, при загрузке этого заголовочного файла, директивой "#ifndef" проверяется наличие этой переменной в "окружении" файла с текстом программы, и, если эта переменная не определена, заголовочный файл включается в текст компилируемой программы. |
01.152 |
оператор вставки файла |
"include" #include pragma operator (for file inserting) |
Прагма оператор языка Си, означающий, что на его место вставляется содержимое файла, указанного в аргументе этого оператора. Если имя этого файла заключены в двойные кавычки (""имя файла""), то этот файл ищется в том же каталоге, что и компилируемый файл. Если же имя этого файла заключено между символами "меньше и больше" (<"имя файла>), то этот файл ищется среди путей, указанных в переменной окружения IDE или командной оболочки. |
01.153 |
прагма оператор "ifndef" |
#ifndef pragma operator |
Прагма оператор языка Си, проверяющий, что указанная справа от него константа, переменная или макроподстановке не определена. Если это так, то выполняется компиляция текста, находящимся между двумя прагма операторами: "#ifndef … #endif". В противном случае содержимое между скобками игнорируется. |
01.154 |
прагма оператор "endif" |
#endif pragma operator |
Прагма оператор языка Си, закрывающий блок текста, начинающегося операторами "#ifdef", "#ifndef" и некоторыми другими. Этот оператор обязателен при указания конца любого условного прагма оператора. |
01.155 |
повторное определение |
redeclaration |
Повторное объявление функций, типов, структур, объединений и т.д., с теми же параметрами, что и объявленное ранее. Является ошибкой компиляции языка C/C++. |
01.156 |
переопределение |
redefinition
|
Повторное объявление функций, типов, структур, объединений и т.д., с другими параметрами вместо тех, что были объявлены ранее. Является ошибкой компиляции языка C/C++. |
01.157 |
прагма оператор "define" |
#define pragma operator |
Прагма оператор, определяющий константы, макроподстановки и "переменные окружения" предпроцессора языка Си и C++. |
01.158 |
группа подпрограмм |
group of subroutines
|
Сгруппированные в один файл несколько подпрограмм, функций, выполняющие сходные и взаимосвязанные алгоритмы, которые имеет смысл поместить в отдельную библиотеку. |
01.159 |
библиотеки (на Perl) |
libraries (in Perl) |
Файл (пакет) на языке Perl, содержащий в себе определения группы подпрограмм на языке Perl. Как и любой пакет на Perl, он имеет средства объединения своих подпрограмм вместе с вызывающей его программой. Библиотека обычно имеет расширение: "*.pl". |
01.160 |
модули (Perl) |
modules (in Perl) |
Файл (пакет) на языке Perl, содержащий в себе определения группы подпрограмм на языке Perl вместе с собственным "пространством имён". Как и любой пакет на Perl, он имеет средства объединения своих подпрограмм вместе с вызывающей его программой. Модуль обычно имеет расширение: "*.pm". |
01.161 |
пакет (Perl) |
package (in Perl) |
Библиотека или модуль на языке Си, имеющий в себе специальные средства объединения своих подпрограмм с системой программирования Perl. Пакет начинается с "объявления пакета". |
01.162 |
объявление пакета (в Perl) |
package declaration |
Объявление пакета начинается с оператора : package "имя пакета", где "имя пакета" должно совпадать с именем файла пакета. |
01.163 |
директива require |
require directive |
Директива в языке Perl, расположенная внутри файла с основной программой, указывающая, что для своей работы требуется загрузка внешних пакетов, расположенных в списке после имени этой директивы. При этом имена файлов, указанные в этой директиве, ищутся в системном и пользовательском "окружении" системы программирования на Perl. |
01.164 |
наборы программ |
suite |
На языке Perl то же, что и группы подпрограмм. |
01.165 |
ключ "-I" (интерпретатора Perl) |
I key (of the Perl interpreter) |
Ключ (параметр, опция), с которой запускается интерпретатор языка Perl. При этом указанные после него каталоги добавляются в систему программирования на языке Perl в качестве дополнительных путей поиска пакетов подпрограмм. |
01.166 |
собственное пространство имён (пакета) |
private namespace (of the package) |
Способ именования глобальных переменных, функций и т.п., определённые внутри модуля языка Perl, и имена которых могут быть "экспортированы" в другие программы, модули и библиотеки на языке Perl. |
01.167 |
нотация (указания имени в Perl) |
notation (of namespace in the Perl) |
Правила указания имён переменных, импортированных из внешних модулей. Имеет вид: "Родитель"::"Сын"::"Внук"::"имя переменной". |
01.168 |
экспорт имён (в Perl) |
name export (in Perl) |
Предоставление возможности использования вышестоящими модулями языка Perl переменные и функции, определённые в текущем модуле Perl. Экспортируемые модули должны быть предварительно описаны в массиве @EXPORT и @EXPORT_OK. |
01.169 |
импорт (в Perl) |
name import (in Perl) |
Включение в собственное пространство имён идентификаторов из других модулей. |
01.170 |
метод "import" |
import method |
Оператор, используемый в вызывающей программе для импорта идентификаторов (переменных и функций) из другого модуля и библиотеки. Кроме языка Perl, аналогичный метод есть и в языке Питон. Метод "import()" должен быть определён в самом экспортируемом модуле, или должен быть унаследован у модуля Exporter. |
01.171 |
массив @EXPORT (в Perl) |
@EXPORT array (in the Perl) |
Данный массив содержит идентификаторы, экспортируемые из модуля по-умолчанию. |
01.172 |
массив @EXPORT_OK (в Perl) |
@EXPORT_OK array (in the Perl) |
Специальный массив, содержащий идентификаторы, экспортируемые из модуля только в случае их явного указания. |
01.173 |
директива "use()" |
use directive |
Эта встроенная функция служит для загрузки модуля в процессе его компиляции. Директива use автоматически экспортирует имена идентификаторов в основное пространство имён текущего пакета. |
01.174 |
список импорта |
import list |
Список идентификаторов, импортируемый из модуля, указанного в директиве "use()". Если этот список пуст, то наследуются только модули по-умолчанию (перечисленные в массиве @EXPORT). |
01.175 |
спецификация: ":DEFAULT" |
:DEFAULT specification |
Спецификация означает включение в список импорта всех элементов специального массива @EXPORT |
01.176 |
массив @INC (в Perl) |
@INC array (in Perl) |
Массив, содержащий имена каталогов, в которых надо искать макросы языка Perl, в том числе и библиотеки, подлежащие к выполнению в конструкциях do, require и use. Первоначально он содержит: имена каталогов, переданных интерпретатору в качестве параметров ключа -I; имена библиотечных каталогов по-умолчанию; текущий каталог. Значение этого массива в программе можно изменить. |
01.177 |
массив %INC (в Perl) |
%INC array (in Perl) |
Специальный хэш массив, содержащий по одному элементу для каждого файла, включённого с помощью функций do и require. Ключом в нём является имя файла, а значением — полное путевое имя. Благодаря этому каждый идентификатор может входить в пространство имён только один раз при вызове функции require. |
01.178 |
сценарий |
script |
Программа на некотором интерпретируемом языке программирования, выполняемая внутри оболочки операционной системы и служащей для автоматизации часто встречающихся вопросов администрирования и настройки компьютеров, а также для обработки символьных данных. Тождественен термину "макрос". |
01.179 |
сетевой диск (в Windows) |
network drive (in Windows) |
Некоторый "диск" в операционных системах Microsoft, буква которого назначено некоторому блочному сетевому устройству (например, общему каталогу на другом компьютере). |
01.180 |
логический диск (в Windows) |
logical drive (in Windows) |
Некоторый диск в операционных системах Microsoft, являющимся разделом одного физического диска или ссылкой на каталог этого диска. Подробнее смотри руководство по Вашей операционной системе. |
01.181 |
Ассемблер |
Assembler |
Язык программирования "низкого уровня", максимально приближенный к "машинным кодам" центрального процессора. На Ассемблере пишется самый быстрый и компактный исполняемый код. Язык ассемблера "привязан" к конкретной архитектуре ЭВМ, поэтому написанные на нём программы часто являются плохо переносимыми между ЭВМ. |
01.182 |
низкий уровень |
low level
|
Характеристика языка программирования, означающая, что конструкции этого языка максимально приближены к машинным кодам ЭВМ определённой архитектуры. |
01.183 |
код |
code |
Представление некоторой информации в виде последовательности конечного множества литер или чисел. Если последовательность содержит только коды литер из алфавита какого-то языка, то такой код называют текстом. |
01.184 |
машинный код |
machine code
|
Набор кодов операций центрального процессора, выполняемых определённой ЭВМ, или коды, специфичные для конкретной ЭВМ. При этом программы в машинных кодах напрямую выполняются на ЭВМ, в отличие от скриптовых программ, для которых необходим интерпретатор. |
01.185 |
центральный процессор |
central processor unit |
Устройство ЭВМ, напрямую выполняющий исполняемый код программы, и управляющее работой ЭВМ. |
01.186 |
исполняемый код |
executed code
|
В данном контексте - синоним термина машинный код |
01.187 |
инициализация |
initialization |
Приведение ЭВМ в рабочее состояние, настройка окружения операционной системы и библиотек, и выполнение других процедур и операторов, необходимых для выполнения "рабочего кода", из-за которого писалась программа. |
01.188 |
листинг |
listing |
Смотри распечатка |
01.189 |
распечатка |
listing |
Файл, содержащий исходный код программы вместе со служебной информацией (сообщений об ошибках, списком идентификаторов, назначением сегментов и т.п.). Распечатка обычно генерируется программой-транслятором языка программирования. |
01.190 |
трансляция |
translation |
Процесс перевода последовательности операторов какого-либо языка программирования в машинные коды. Трансляцию программы с языка Ассемблер часто называют ассемблированием. |
01.191 |
директива |
directive |
Часть программы на языке Ассемблера, управляющая последующей компоновкой программы, но не вызывающая появления машинной команды (кода). |
01.192 |
колонтитул |
running title |
Текст, печатаемый постоянно на каждом листе сверху листа (верхний колонтитул) или снизу листа (нижний колонтитул). |
01.193 |
сегмент |
segment |
В Ассемблере часть программы, находящаяся в области памяти, адрес которой кратен 16. Хотя сегмент может располагаться в любом месте памяти и иметь размер до 64 Кбайт, он требует столько памяти, сколько необходимо для работы программы. |
01.194 |
сегментный регистр |
segment register
|
В центральном процессоре архитектуры x86 специальный регистр, хранящий в себе адрес начала сегмента. В процессоре 80286 сегментными регистрами являются регистры: CS, DS, ES и SS. |
01.195 |
сегмент кода |
code segment
|
Сегмент, в котором находится исполняемый код программы. На языке Ассемблера в сегменте кода находятся операторы и другие конструкции языка, генерирующие код программы. Адрес сегмента кода всегда содержится в регистре CS. |
01.196 |
исходный код |
source code
|
Текст программы на любом из языков программирования, на основе которого генерируется исполняемый код ЭВМ. |
01.197 |
сегмент данных |
data segment
|
Сегмент, в котором объявляются и описываются константы и переменные программы. Адреса сегментов данных содержатся в регистрах DS и ES. |
01.198 |
стек |
stack |
Область памяти с данными, доступ к которым определяется следующим образом: "последним вошёл - первым вышел" (LIFO). В ЭВМ с архитектурой x86 существует так называемый программный стек, в который заносятся все промежуточные значения вычислений, и осуществляется вызов подпрограмм. |
01.199 |
сегмент стека |
stack segment
|
Сегмент в программе, содержащий программный стек. Адрес сегмента стека обычно заносится в регистр SS. |
01.200 |
имя сегмента |
segment name |
Имя, присвоенное сегменту на языке Ассемблера. Это имя должно быть уникально во всей программе. Имя представляет собой метку. Имя сегмента предшествует ключевому слову: "SEGMENT". |
01.201 |
метка |
label |
Идентификатор, с помощью которого "помечается" оператор в программе для перехода на его исполнение операторами цикла, безусловного и условного переходов. |
01.202 |
параметр (сегмента) |
option (of a segment) |
Идентификатор, который расположен после ключевого слова "SEGMENT" и определяющий назначение сегмента, его класс и выравнивание. |
01.203 |
выравнивание (сегмента) |
alignment (of a segment) |
Размещение начала сегмента по адресу, кратному числу 16. Это выравнивание на языке Ассемблер осуществляется параметром "PARA". |
01.204 |
апостроф |
running title |
Одиночные кавычки. В английском языке апострофы используются вместо кавычек - "ёлочек" для выделения прямой речи. |
01.205 |
формат (исполняемого файла) |
format (of an executed file) |
В операционных системах корпорации Microsoft есть несколько форматов двоичных файлов, предназначенных для непосредственного исполнения на ЭВМ (см. машинный код). Для операционной системы MS-DOS это форматы "COM" и "EXE". Кроме того, интерпретатором командной строки могут выполняться также командные файлы (с расширением "*.BAT"). |
01.206 |
формат "EXE" |
EXE format |
Один из форматов исполняемого файла в операционных системах MS-DOS и MS Windows. В отличие от файлов в формате "COM", файлы этого формата имеют 512-ти байтные заголовки. Благодаря этому размер EXE файла может быть сколь угодно большим. В файлах этого формата явно задаётся сегмент стека (и его размер), и имеется один или несколько сегментов данных. Кроме того, этот файл инициализируется путём записи нулевого слова в стек и явной загрузки сегментного регистра DS. |
01.207 |
формат "COM" |
COM format |
Один из форматов исполняемого файла в операционной системе MS-DOS. В отличие от файлов в формате "EXE", эти файлы могут содержать в себе только один сегмент, и, следовательно, их длина ограничена 64 Кбайт. Сегмент стека для этих программ генерируется автоматически. Файлы этого формата инициализируются путём пропуска префикса программного сегмента (директивой ORG 100H) и полей определения данных (оператором JMP). |
01.208 |
процедура (в Ассемблере) |
procedure (in an Assembler) |
Некоторый выделенный блок операторов на языке Ассемблер, выполняющий строго определённое логическое действие алгоритма. Процедуры начинаются с метки, за которой идёт ключевое слово "PROC" и необязательный параметр способа адресации. Оканчиваться процедура должна ключевым словом "ENDP", перед которым расположена метка, такая же, как и у ключевого слова "PROC". Последним оператором процедуры должен быть оператор "RET". Вызов процедуры осуществляется оператором "CALL". |
01.209 |
базовая процедура (Ассемблера) |
base procedure (of an Assembler) |
Процедура, выполняющаяся вначале сегмента кода, в котором выполняются операторы программы, и осуществляется вызов других процедур. Эта процедура обычно имеет метку "BEGIN" или "MAIN". |
01.210 |
длинный указатель |
long pointer |
Адрес ячейки памяти, которая определяется по формуле: "содержимое сегментного регистра" * 16 + "смещение от начала сегмента". |
01.211 |
короткий указатель |
short pointer |
Адрес ячейки памяти, отсчитываемый как смещение от начала текущего сегмента. |
01.212 |
смещение |
offset |
Отступ от начала сегмента некоторого количества байт. Смещение выражается шестнадцатеричным числом от 0000h до FFFFh (для 16-ти разрядной MS-DOS). |
01.213 |
переменная |
variable |
Обозначение области памяти, выделяемой для некоторой хранимой величины, которая может изменяться во время выполнения программы. |
01.214 |
константа 1 |
constant 1 |
Величина, значение которой не меняется в процессе выполнения программы. |
01.215 |
адрес |
address |
Шестнадцатеричное число, поставленное в соответствие с номером ячейки памяти (размером 1 байт), отсчитываемое от начала области адресов. |
01.216 |
безусловный переход |
unconditional jump
|
Оператор (языка Ассемблера), изменяющий прямой порядок следования операторов, и передающий управление оператору, отмеченного меткой. |
01.217 |
оператор |
operator |
На языке Ассемблер так называют инструкцию, генерирующую после трансляции машинный (исполняемый) код. Этим оператор отличается от директивы, не генерирующей никакого кода. |
01.218 |
двоичный код |
binary code
|
Код, состоящий из упорядоченной последовательности двоичных чисел, генерируемой программой. Двоичный код может быть исполняемым кодом, а может быть просто одним из файлов с данными. |
01.219 |
объектный код |
object code
|
Программа на выходе компилятора или Ассемблера. Объектный код затем требует дальнейшей компоновки (линкования) для преобразования в исполняемый код. |
01.220 |
компилятор |
compilator |
Транслятор языка высокого уровня, выдающий на выходе не исполняемую инструкцию (как в интерпретаторе), а объектный код. |
01.221 |
компоновка |
linkage |
Процесс создания готовой программы из объектного кода разных модулей в единую программу. При компоновке происходит установление связей между модулями, подключение библиотечных файлов, стандартных процедур и функций, а также модулей сторонних разработчиков. |
01.222 |
редактор связей
|
link editor = linkage editor
|
Обслуживающая программа для компоновки объектного кода. В средствах разработки корпорации Microsoft используется редактор связей link.exe, а в средствах корпорации Borland - tlink.exe. |
01.223 |
загрузчик связей |
link loader
|
Обслуживающая программа, которая объединяет все отдельно скомпилированные модули основной программы, и представляет его в форме, удобной для исполнения. Смотри также редактор связей, компоновка. |