Не могу найти требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия" |
Развитие управленческой мысли
Цель лекции: познакомить слушателей с основными научными школами менеджмента, а также с историей управленческой мысли.
В теории менеджмента принято выделять четыре основные школы:
- Классическая школа менеджмента. Она, в свою очередь, представлена такими направлениями, как "Научная организация труда" и "Административный подход".
- Школа человеческих отношений.
- Поведенческая школа. Ее направлениями являются "Ориентация на психологию личности" и "Групповое поведение".
- Количественная школа.
Классическая (административная) школа управления
Представители классической (1920—1950) школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. "Классики" старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.
Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, "классики" были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы.
Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.
Основоположником научного управленческого подхода стал американский инженер Тейлор Фредерик Уинслоу (23.03.1856 – 21.03.1915 гг.).
Он первым попытался осмыслить процесс управления предприятием и придать ему научный характер.
Свою трудовую деятельность Ф. Тейлор начал в низовых структурах, что наложило отпечаток на специфику его научных исследований. С 1882 по 1883 г. работал начальником механических мастерских. Параллельно получил техническое образование. В 1884 г. Тейлор стал главным инженером, в этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда.
С 1890 по 1893 гг. Тейлор — главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров-механиков, а в 1911 г. — учреждает Общество содействия научному менеджменту.
С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по научной организации труда. Оформил патентами около сотни своих изобретений и рационализаций.
Тейлор систематизировал свои взгляды и изложил их в книгах "Управление фабрикой" и "Принципы научного управления".
В них он сформулировал 5 основных принципов НОТ:
- Для осуществлении любой деятельности необходимо научно, с помощью тестов отбирать людей, способных выполнять работу.
- Рабочего необходимо научить выполнять работу наиболее рациональными способами.
- Рабочий не должен быть универсалом и ему необходимо специализироваться в какой-то одной конкретной области.
- Заработная плата должна побуждать рабочего к добросовестному труду. За перевыполнение плана его необходимо премировать.
- Между рабочим и менеджером должно быть справедливое распределение ответственности, основанное на дружественной кооперации.
Главным стержнем работы Тейлора стал тезис о том, что дневное задание рабочему и методы выполнения поручаемых ему функций должны быть научно обоснованы.
Современная трактовка принципов Тейлора выглядит следующим образом (рисунок 2.1):
Супруги Гилбрет Фрэнк Банкер (1868 – 1924) и Лилиан Мюллер (1868 – 1924) параллельно с Тейлором, но независимо от него проводили свои исследования.
Они занимались изучением вопросов физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.
Основная идея исследования состояла в том, что в процессе работы человек делает огромное количество лишних движений. Если их своевременно обнаружить и устранить, то соответственно можно повысить эффективность труда рабочего.
Для своих исследований супруги Гилбреты избрали труд каменщика. Результатом работы стало снижение движений с 16 до 8.
В данной части исследования они дополнили работу Тейлора, однако, помимо технологических вопросов, они перешли к социальным.
По мнению супругов Гилбрет, каждый производственный рабочий в процессе своего профессионального роста должен проходить три стадии:
Рабочий должен полностью освоить свою профессию.
Рабочий должен подготовить для себя смену.
Рабочий должен параллельно приобрести дополнительные навыки и подготовить себя к более сложной работе.
Одним из наиболее знаменитых методов было использование фотографии трудовых движений. Ф. Гилбрет выделил 3 фазы трудовых движений:
- Определение наилучших приемов работы.
- Обобщение их в виде правил.
- Применение этих правил для нормализации условий работы с целью повышения ее производительности.
Лилиан Гилбрет выдвинула идею участия рабочих в планировании, которая была воспринята менеджерами как достаточно практичная и полезная в том отношении, что она обеспечивала правильное восприятие рабочими принятых наверху решений и облегчала оценку выполнения заданий на основе принятых предварительных целей.
Принципы производительности труда были сформулированы контролером казначейства штата Мэриленд (США), 48 губернатором того же штата Колумбом Харрингтном Эмерсоном (26.03.1864 – 15.12.1945).
В своей книге "Эффективность как основа управления и опыт управления" Эмерсон развил идею об основах эффективности в менеджменте.
Эмерсон определил два способа предопределения неэффективности работ:
Необходимо научить людей правильно работать посредством анализа элементов труда.
Следует сравнивать задачи таким образом, чтобы они мотивировали максимальную производительность.
Отличительной идеей Эмерсона является взгляд на связь между эффективностью и организационной структурой управления.
Он рекомендовал к использованию стандарты учета издержек для оценки эффективности работы организации. Бухгалтер по учету издержек, тесно сотрудничающему с инженером по эффективности, по мнению Эмерсона, следует выполнять следующие функции:
- Дает "промышленному и деловому миру" определенные стандарты и валютную систему мер, применимую к оценке всех услуг, материалов, оборудования.
- Проводит точный количественный анализ и определяет рыночную стоимость всех текущих операций, с тем, чтобы информировать о степени эффективности.
- Предоставляет в распоряжение работников средства и способы, которые обеспечивали бы стопроцентную производительность.
В своей работе "Двенадцать принципов эффективности" Эмерсон сформулировал следующие принципы управления, актуальные по сей день:
- Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.
- Здравый смысл, предполагающий, в том числе, признание отдельных ошибок и поиск их причин.
- Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на их рекомендациях.
- Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контроль за ней, своевременным поощрением.
- Справедливое отношение к персоналу.
- Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.
- Диспетчеризация по принципу "лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без диспетчеризации".
- Нормы расписания, способствующие поиску и реализации резервов.
- Нормализация условий труда.
- Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени.
- Наличие письменных стандартных инструкций.
- Вознаграждение за производительность.