Опубликован: 22.04.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 13057 / 2668 | Оценка: 4.27 / 3.83 | Длительность: 26:24:00
ISBN: 978-5-9556-0064-2
Лекция 15:

Методы поиска ассоциативных правил

< Лекция 14 || Лекция 15: 12345 || Лекция 16 >
Аннотация: В лекции описана суть задачи поиска ассоциативных правил. Рассмотрен алгоритм Apriori. Кратко изложена суть некоторых других алгоритмов. Рассмотрен пример решения задачи в аналитическом пакете Deductor.

Как уже упоминалось в первом разделе курса, ассоциация - одна из задач Data Mining. Целью поиска ассоциативных правил (association rule) является нахождение закономерностей между связанными событиями в базах данных.

В этой лекции мы подробно рассмотрим следующие вопросы:

  • Что такое ассоциативные правила?
  • Какие существуют алгоритмы поиска ассоциативных правил?
  • Что такое часто встречающиеся наборы товаров?
  • Применение задачи поиска ассоциативных правил?

Очень часто покупатели приобретают не один товар, а несколько. В большинстве случаев между этими товарами существует взаимосвязь. Так, например, покупатель, приобретающий макаронные изделия, скорее всего, захочет приобрести также кетчуп. Эта информация может быть использована для размещения товара на прилавках.

Часто встречающиеся приложения с применением ассоциативных правил:

  • розничная торговля: определение товаров, которые стоит продвигать совместно; выбор местоположения товара в магазине; анализ потребительской корзины; прогнозирование спроса;
  • перекрестные продажи: если есть информация о том, что клиенты приобрели продукты A, Б и В, то какие из них вероятнее всего купят продукт Г?
  • маркетинг: поиск рыночных сегментов, тенденций покупательского поведения;
  • сегментация клиентов: выявление общих характеристик клиентов компании, выявление групп покупателей;
  • оформление каталогов, анализ сбытовых кампаний фирмы, определение последовательностей покупок клиентов (какая покупка последует за покупкой товара А);
  • анализ Web-логов.

Приведем простой пример ассоциативного правила: покупатель, приобретающий банку краски, приобретет кисточку для краски с вероятностью 50%.

Введение в ассоциативные правила

Впервые задача поиска ассоциативных правил (association rule mining) была предложена для нахождения типичных шаблонов покупок, совершаемых в супермаркетах, поэтому иногда ее еще называют анализом рыночной корзины (market basket analysis).

Рыночная корзина - это набор товаров, приобретенных покупателем в рамках одной отдельно взятой транзакции.

Транзакции являются достаточно характерными операциями, ими, например, могут описываться результаты посещений различных магазинов.

Транзакция - это множество событий, которые произошли одновременно.

Регистрируя все бизнес-операции в течение всего времени своей деятельности, торговые компании накапливают огромные собрания транзакций. Каждая такая транзакция представляет собой набор товаров, купленных покупателем за один визит.

Полученные в результате анализа шаблоны включают перечень товаров и число транзакций, которые содержат данные наборы.

Транзакционная или операционная база данных (Transaction database) представляет собой двумерную таблицу, которая состоит из номера транзакции (TID) и перечня покупок, приобретенных во время этой транзакции.

TID - уникальный идентификатор, определяющий каждую сделку или транзакцию.

Пример транзакционной базы данных, состоящей из покупательских транзакций, приведен в таблице 15.1. В таблице первая колонка (TID) определяет номер транзакции, во второй колонке таблицы приведены товары, приобретенные во время определенной транзакции.

Таблица 15.1. Транзакционная база данных
TID Приобретенные покупки
100 хлеб, молоко, печенье
200 Молоко, сметана
300 Молоко, хлеб, сметана, печенье
400 Колбаса, сметана
500 Хлеб, молоко, печенье, сметана

На основе имеющейся базы данных нам нужно найти закономерности между событиями, то есть покупками.

< Лекция 14 || Лекция 15: 12345 || Лекция 16 >