Опубликован: 20.12.2010 | Доступ: свободный | Студентов: 2413 / 166 | Оценка: 4.27 / 3.91 | Длительность: 39:39:00
ISBN: 978-5-9963-0353-3
Практическая работа 2:

Определение элементов модели хранилища данных

< Лекция 8 || Практическая работа 2: 12 || Лекция 9 >

  • Тема: Определение элементов модели ХД на основе анализа требований.
  • Задачи:
    • Определение измерений;
    • Определение показателей (метрик);
    • Определение фактов;
    • Документирование проделанной работы.

Анализ требований является профессиональной задачей проектировщика ХД. При анализе требований проектировщик ХД имеет в качестве входных данных неформальные требования пользователей, модели данных для источников данных, в частности, модель данных БД OLTP системы, и возможно, существующую многомерную модель ХД, В результате анализа требований проектировщик ХД должен получить эскиз многомерной модели для ХД и определения элементов многомерной модели.

Анализ требований проектировщиком ХД

  • В процессе анализа требований проектировщиком ХД должны быть решены следующие задачи:
    • Определены кандидаты в показатели, факты, измерения и иерархии измерений.
    • Определен уровень структуризации данных (гранулированности).
    • Построен эскиз многомерной модели.
    • Создан словарь предметной области для элементов модели (репозиторий метаданных).
    • Построен эскиз многомерной модели ХД.

Ключевые исходные данные

  • Корпоративная ER модель OLTP системы.
  • Типовые запросы пользователей.
  • Описание семантики предметной области.

Рекомендации при решении задачи идентификации элементов модели

  • Ориентация на запросы к ХД. Исходя из имеющихся запросов, сначала определяются показатели, затем измерения, связанные с показателями, а затем факты.
  • Ориентация на предметную область ХД. Исходя из элементов предметной области, сначала определяются факты, затем измерения, а потом показатели.
  • Ориентация на источники данных. Модели данных источников данных используются как основа для выбора элементов многомерной модели: сначала определяются измерения, затем показатели, а потом факты.

На первом шаге проектировщик должен определить показатели, измерения с возможными иерархиями и факты. Определение кандидатов в элементы модели является не формализуемой задачей. При идентификации элементов модели могут быть использованы следующие рекомендации:

Алгоритм действий проектировщика ХД

  • Определение кандидатов в измерения, их атрибутов и потенциальных ключей.
  • Определение кандидатов в показатели (метрики).
  • Определение кандидатов в факты из бизнес – требований.
  • Определения кандидатов в факты исходя из семантического анализа предметной области.
  • Документирование проделанной работы.

Работа с корпоративной ER моделью: определение кандидатов в измерения 1

  • Определение кандидатов в измерения, их атрибутов и потенциальных ключей.
  • Первый шаг состоит в том, чтобы вывести из модели все связанные сущности и все сущности подтипы.
    • Это отношения N:M и подтипы.
  • В ER модели нашей Компании подтипы – это сущности Product Component, Inventory, Order Line, Order, Retail Store и Corporate Sales Office.

В качестве примера мы будем использовать ER модель, которую рассматривали на прошлом семинарском занятии.

Работа с корпоративной ER моделью: удаление подтипов


В качестве примера мы будем использовать ER модель, которую рассматривали на прошлом семинарском занятии.

Работа с корпоративной ER моделью: определение кандидатов в измерения 2

  • Сворачивание сущностей в конце каждого N:M отношения.
  • Для каждой сущности, в том числе и выведенных подтипов, должны быть рассмотрены атрибуты, которые могли бы быть полезны в новом измерении.
  • Сформировать из ключей сущностей потенциальные ключи измерений.
  • Например, свертка Salesperson, Sales Outlet и Sales Region в Sales превращается в отношение Sales – Customer.

В качестве примера мы будем использовать ER модель, которую рассматривали на прошлом семинарском занятии.

Работа с корпоративной ER моделью: кандидаты в измерения для ХД


В качестве примера мы будем использовать ER модель, которую рассматривали на прошлом семинарском занятии.

Бизнес -требования пользователей

  1. Какова величина среднего остатка продукции на складе и уровень запасов, при котором подается заказ, за текущий месяц для каждой модели на каждом заводе.
  2. Какова величина суммарных затрат и суммарной прибыли по каждой модели, проданной сегодня, и просуммированной по отделу сбыта, типу отдела сбыта, области и по структуре продаж Компании?
  3. Какова величина суммарных затрат и суммарной прибыли для каждой модели, проданной сегодня, и просуммированной по заводам и по областям?
  4. Какой процент моделей получили скидки, и какие из них были проданы по факту со скидкой (в процентах) по складам (store) для всех продаж на этой неделе? В этом месяце?
  5. Для каждой модели, проданной в текущем месяце, какой был процент продаж с розничной торговли, с оптовой торговли по безналичному расчету, с оптовой торговли через продавцов?
  6. Какие модели и какого типа продукция не продавалась в течение последнего месяца? В течение последней недели?
  7. Какие пять моделей, проданных за последний месяц, принесли наибольшую прибыль? По продажам за квартал? По суммарным затратам?
  8. Какие отделы сбыта не имели продаж в течение последнего месяца для каждой модели в каждом из пяти топ-списков?
  9. Какие продавцы не имели ни одной записи о продажах за последний месяц для каждой модели в каждом из трех списков 5 моделей?

Обозначим запросы через Q1, Q2, … Q9.

Определение показателей: Запросы и показатели

  • Кандидаты в показатели можно определить исходя из бизнес - запросов. Они соответствуют элементам данных, которые пользователи используют в запросах для вычисления эффективности и поведения бизнес-процессов и объектов деятельности.
  • Хорошими кандидатами в показатели являются числовые атрибуты, при определении которых используется агрегатные функции.

Пример

  • Если потенциальные пользователи Компании часто используют запросы типа 1, 2 и 3:
    • Определить Суммарные затраты (Total Cost)
    • Определить средний остаток продукции на сладе (Average Quantity on Hand)
    • Определить Суммарная прибыль (Total Revenue),
  • то кандидатами на показатели могут быть
    • Средний остаток продукции на сладе (Average Quantity on Hand)
    • Суммарные затраты (Total Cost)
    • Суммарная прибыль (Total Revenue),

Определение уровня структуризации показателей

  • Уровень структуризации показателей (Measure Granularities) в многомерной модели может быть определен, как наименьший уровень детализации, используемый для представления показателя в модели.
  • Например, значение атрибута Остаток продукции на складе может сохраняться в ХД за день, за месяц или квартал. Этот атрибут может также рассматриваться по продукции или категории продукции или в единицах упаковки.

Определение уровня структуризации показателей

  • Показатель обычно связан с несколькими измерениями. Уровень структуризации показателя определяется комбинацией детализации каждого из этих измерений. Различные показатели могут иметь одинаковый уровень структуризации.
  • Например, показатели Суммарные затраты (Total Cost) и Суммарная прибыль (Total Revenue) связаны с операцией продажи, и поэтому они имеют одинаковый уровень структуризации. Такие показатели являются претендентами на другой элемент многомерной модели - факты.
  • Определение правильного уровня структуризации показателей в модели ХД является одной из главных задач проектировщика ХД. Уровень структуризации показателей определяет уровни, на которых пользователь может решать свои аналитические задачи.
  • Например, 5 уровней структуризации данных обеспечивает выполнение анализа информации на 5 уровнях ее детализации. Ясно, что при увеличении уровня структурированности данных объем сохраняемой в ХД информации увеличивается, что влияет как на размер ХД, так и на производительность обработки запросов.
< Лекция 8 || Практическая работа 2: 12 || Лекция 9 >
Владислав Нагорный
Владислав Нагорный

Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки?

Спасибо!

Лариса Парфенова
Лариса Парфенова

1) Можно ли экстерном получить второе высшее образование "Программная инженерия" ?

2) Трудоустраиваете ли Вы выпускников?

3) Можно ли с Вашим дипломом поступить в аспирантуру?