есть желание заново пройти курс "Тестирование в современном высшем образовании"
|
Задания в тестовой форме
3.1. Педагогическое тестирование как оценочная система
Тестирование (как метод) имеет преимущества перед другими педагогическими методами, в частности, можно отметить следующие преимущества:
- строгость, точность и объективность;
- технологичность, компьютеризируемость;
- применимость ко всем группам испытуемых;
- интегрируемость с другими образовательными методами;
- стимулирование мотивации к профессиональному росту.
Тестирование наиболее благоприятно для реализации основных принципов обучения и самообучения таких, как интерактивная доставка, в режиме реального времени обучаемому результата и индивидуализация процесса обучения в соответствии с принципами гуманизации, гармонизации и гуманитаризации обучения, личностно-ориентированный подход.
Тестирование имеет достаточно прочное основание для своего развития:
- информационные системы и технологии автоматизации;
- "специальная" поддерживающая наука ("тестология");
- математические методы статистической оценки качества;
- современные методы принятия и анализа решений;
- социальный заказ и мотивация;
- необходимость объективной оценки знаний;
- обеспечение профессионального роста обучаемых;
- актуальность интегрирования в мировые образовательные структуры и др.
Все это должно эффективно работать не только на процесс информационной поддержки обучения (грубо говоря, не только на объём, скорость, надёжность, воспринимаемость, технологию и другие атрибуты этого процесса), но и на процесс воспитания, самообучение.
Тесты и тестирование нельзя абсолютизировать, педагогическое тестирование, как и всякое средство измерения и контроля, имеет свои недостатки.
Разработка качественного тестового задания, теста – сложный, длительный и трудоемкий итерационный процесс. В непрофессиональных (в области тестирования) кругах бытует мнение, что такие задания (особенно, с выбором правильного ответа из числа предложенных) обеспечивают проверку только простых знаний и умений, а тестирование – только проверку понимания формализованных знаний. Все зависит от качества и содержания тестов, структуры тестовых заданий и вариантов ответов, методики и технологии тестирования. Все зависит, окончательно, от тестолога-методиста и технолога.
Как и любой измерительный инструмент, тест имеет свои точность и погрешность, диапазон применимости, статистические параметры и распределение, выборочное пространство.
Обучение по принципу "натаскивания на тесты" приводит лишь к знаниям справочного характера, что не является полноценным знанием. Кроме того, возможна фальсификация результатов, как и при любом другом виде контроля знаний.
Существует определенное недоверие и нежелание к использованию тестового контроля, особенно, высокотехнологичного, некий психологический барьер – как у обучаемых, так и у обучающих.
Несмотря на указанные недостатки, тесты являются основным объективным способом педагогических измерений, исключающим влияние субъективного фактора, дифференциации уровней подготовленности обучающихся и практической реализации идей личностно-ориентированного образования.
Непросто, но вполне возможно решить и самую сложную проблему тестирования – разработать представительный банк (базу) качественных контрольно-измерительных материалов (КИМ). Составление КИМов необходимо осуществлять с привлечением высокопрофессиональных тестологов и методистов, проведение тестирование – с привлечением технологов и психологов, оценку, анализ и принятие решений – с привлечением специалистов по математике, системному анализу, педагогике, психологии, принятию решений.