Опубликован: 06.09.2005 | Доступ: свободный | Студентов: 12781 / 1211 | Оценка: 3.98 / 3.46 | Длительность: 12:50:00
ISBN: 978-5-9556-0025-3
Лекция 14:

Методы создания пользовательского интерфейса

< Лекция 13 || Лекция 14: 1234 || Лекция 15 >
Аннотация: Дружественный интерфейс и методы его создания. Возможности текстового режима. Простейшая графика.

Любая программа, написанная на языке Pascal, может работать с экраном в двух режимах: в текстовом или в графическом. По умолчанию всегда используется текстовый режим.

Текстовый режим

В текстовом режиме единицей вывода информации служит символ. На экране каждый символ занимает одно знакоместо - прямоугольный участок размером 8х8 пикселей (зерен экрана). Во весь экран помещается 80х25 знакомест.

Курсор (мигающий прямоугольник) помечает то место на экране, куда по умолчанию будет осуществлен вывод очередного символа, - текущую позицию. Для определения текущей позиции курсора предназначена сетка координат, мысленно накладываемая на экран. Левое верхнее знакоместо имеет координаты (1,1), правое верхнее - (1,80), левое нижнее - (25,1) и правое нижнее - соответственно (25,80).

Рассмотренные в лекции 6 процедуры write() и writeln() работают именно с текстовым экраном: они выводят информацию посимвольно, начиная с текущей позиции курсора.

Если при выводе информации в текстовый файл любой символ записывается туда в виде своего изображения, то при выводе на экран существуют четыре исключения из этого правила:

  • Вместо изображения символа #7 компьютер издаст звуковой сигнал.
  • Вместо изображения символа #8 курсор на экране будет передвинут на одну позицию влево.
  • Вместо изображения символа #10 курсор на экране будет передвинут на одну строку вниз.
  • Вместо изображения символа #13 курсор на экране будет передвинут на начало текущей строки.

Остальные символы выводятся на экран в "правильном" виде.

Процедуры модуля Crt

В предыдущей лекции мы уже упоминали, что модуль Crt, входящий в состав стандартных библиотек языка Pascal, содержит средства для работы с экраном в текстовом режиме.

Для того чтобы сделать работоспособными все описанные ниже процедуры и функции, ваша программа должна подключить стандартный модуль Crt:

uses crt;

Активная область ввода / вывода

Процедура Window(x1,y1,x2,y2: byte) создаст на экране окно с координатами левого верхнего угла в точке (x1,y1) и координатами правого нижнего угла в точке (x2,y2). Теперь активная область экрана будет ограничена этим окном. Текущие координаты курсора будут отсчитываться не от левого верхнего угла экрана, а от левого верхнего угла этого окна.

Очистка

Процедура ClrScr очистит весь экран (или активное окно); курсор будет помещен в верхний левый его угол.

Процедура ClrEol очистит текущую строку, начиная с текущей позиции курсора и до правого края экрана (окна).

Процедура DelLine удалит строку, в которой находится курсор.

Процедура InsLine очистит текущую строку целиком. Курсор останется на прежней позиции.

Цвета

Процедура TextBackground(color: byte) установит цвет фона.

Процедура TextColor(color: byte) установит цвет выводимого текста.

Замечание: Вместо номера цвета возможно использовать соответствующую константу (см. табл. 14.1).

Таблица 14.1. Стандартные цвета языка Pascal
Стандартная константа Номер Цвет Стандартная константа Номер Цвет
black 0 Черный darkgray 8 Темно-серый
blue 1 Синий lightblue 9 Ярко-синий
green 2 Зеленый lightgreen 10 Ярко-зеленый
cyan 3 Голубой lightcyan 11 Ярко-голубой
red 4 Красный lightred 12 Розовый
magenta 5 Фиолетовый lightmagenta 13 Ярко-фиолетовый
brown 6 Коричневый yellow 14 Желтый
lightgray 7 Светло-серый white 15 Белый

Помимо этого, можно использовать константу blink = 128 (мерцание).

Звук

Процедура Sound(hz: word) включит звуковой сигнал с частотой hz герц.

Процедура NoSound выключит звуковой сигнал.

Позиционирование

Процедура GotoXY(x,y: byte) переместит курсор в заданную позицию в пределах текущего окна (экрана).

Функция WhereX: byte вычислит положение курсора в текущем окне (или на экране): его горизонтальную составляющую. Напомним, что координата X отсчитывается от левого края экрана (окна).

Функция WhereY: byte вычислит положение курсора в текущем окне (или на экране): его вертикальную составляющую. Напомним, что координата Y отсчитывается от верхнего края экрана (окна).

Ожидание

Процедура Delay(ms: word) приостановит исполнение программы на ms миллисекунд.

Функция KeyPressed: boolean отслеживает нажатия клавиш (на клавиатуре).

Функция ReadKey: char возвращает код символа, чья клавиша (или комбинация клавиш) была нажата.

< Лекция 13 || Лекция 14: 1234 || Лекция 15 >
Евгения Поздеева
Евгения Поздеева
Ольга Стебакова
Ольга Стебакова

Вот фрагмент лекции 5 (статья 4):

Проверка множества на пустоту может быть осуществлена довольно просто:

pusto:= true;   for i:= 1 to N do 

if set_arr[i] then begin pusto:= false; break end; {мне кажется здесь должно быть так:

if set_arr[i]<>0 then begin pusto:= false; break end;}

Хотелось бы знать это ошибка в теории или я просто не поняла лекцию?