Опубликован: 03.08.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1391 / 298 | Длительность: 23:40:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 21:

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

< Лекция 20 || Лекция 21 || Лекция 22 >

21.1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Историю управления можно разделить условно на два периода: 1) наличие практики управления; 2) управление, как научная дисциплина. Фактически первый период длился до начала ХХ в., т. е. управление существовало, но его характер и структура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт возможно, если обратиться к сравнению сегодняшних организаций с организациями, существовавшими в древности (табл. 21.1).

Таблица 21.1. Сравнение старой и современной организации
Признак организации Тип организации
Старая организация Современная организация
Масштабы организации Отсутствие крупных организаций или их малое количество Наличие гигантских коммерческих и некоммерческих организаций
Количество руководителей Небольшое количество руководителей среднего звена Большое количество любых руководителей
Специализация управленческой деятельности Управленческая работа не выделялась в отдельную работу Существуют четкие управленческие группы и должности
Принципы формирования руководства Занятие руководящих постов по праву рождения и по средствам силы Занятие руководящих постов с компетентностью и с соблюдением закона
Для специалистов, способных принимать важное решение Малое количество людей, способных принимать важное решение Большое количество людей, способных принимать важное решение
Принцип принятия решений Упор на приказ и интуицию Упор на коллективную работу и рационализм
Стиль руководства Приказы Сотрудничество

Основные причины превращения управления в науку: промышленная революция конца XIX века в Англии, Франции и Германии, вследствие которых появились гигантские монополии, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако следует признать, что менеджмент как наука и практика управления, как вид профессиональной деятельности зародился в США.

Причины такого парадокса заключаются в следующем.

Во-первых, в конце XIX в. в США иммигрировало большое количество людей. Увеличение населения означало повышение потребительского спроса: тем людям, которые приехали, потребовались товары и услуги. В связи с этим бизнес резко усложнился, возникла необходимость в создании больших предприятий, которые бы насыщали рынок товарами. В этих-то условиях и возникла потребность в высококлассных специалистах, способных управлять разрастающимися бизнес структурами.

Во-вторых, США поддерживает идею образования для всех работников. В результате появляется много высокообразованных и способных к сложной деятельности специалистов.

В-третьих, в США по сравнению с Европой практически отсутствует государственное регулирование бизнеса. Следовательно, размеры предприятий быстро увеличиваются, и задача централизованного управления ставится сама собой. То есть именно практика обнаружила потребность больше внимания уделять управлению, показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.

Согласно Американской энциклопедии профессионального менеджмента начало управлению как науке было положено в 1886г., когда бизнесмен Генри Р. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом "Инженер как экономист". В этом докладе обращалось внимание на то, что инженер на производстве должен не только делать расчеты, проводить эксперименты и формировать технические решения. Он должен осмысливать в какие экономические затраты выльется та или иная идея, какие организационные проблемы придется решать, какой эффект можно ожидать от реализации этой идеи на рынке и т. д. Таким образом, инженер должен обладать не только техническими знаниями, но и знаниями экономики, а также психологии и др. наук, чтобы эффективно управлять производственными процессами. При этом хочется обратить внимание на то, что экономические знания, знания в области управления Г. Таун предлагал как дополнительные к уже имеющемуся инженерному образованию. Этот доклад произвел большое впечатление на Ф. Тейлора, 30-летнего американца, работавшего инженером и активно боровшимся с нерациональными трудозатратами. Под впечатлением доклада Г. Тауна Ф. Тейлор стал активно пропагандировать "научное управление", писал статьи, преподавал в университете, написал две книги: "Цеховой менеджмент", "Принципы научного управления". Основное внимание он уделял цеховому уровню управления и совершенствованию приемов ручного труда, включая методы контроля точности размеров с помощью калибров.

Лучшим способом управления Тейлор считал не просто принцип "инициатива-поощрение", а единство четырех принципов:

  • выработка научных основ производства;
  • научный подбор рабочих;
  • научное обучение и тренировка рабочих;
  • тесное дружественное сотрудничество администрации и рабочих.

Особое внимание было уделено: хронометражу, рационализации приемов ручного труда, системе точных заданий, стандартизации орудий и инструментов, введению инструкционных карточек для рабочих.

Развивая принцип "инициатива-поощрение", Ф. Тейлор усовершенствовал древний принцип "кнута и пряника", предложив оплачивать труд в зависимости от производительности труда работников.

Таким образом, считается, что Тейлор первым сумел отреагировать (хотя всего лишь на цеховом уровне) на назревшую общественную потребность в применении научно обоснованных методов управления.

Основными условиями и факторами возникновения и развития менеджмента как науки и практики управления явились:

  • объективные изменения, происходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека;
  • развитие управленческой мысли;
  • общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления исторических фактов на каждом из этапов развития;
  • структурирование исторических тенденций как потребностей развития будущего.

Конец XIX - начало XX в. ознаменовались выдающимися открытиями в физике и химии, биологии и психологии. Этот период ознаменовался и колоссальным по масштабам внедрением научных открытий в практику промышленности, включая изобретение радио, электрификацию, развитие авиации и автомобилестроения, промышленной химии и многих других направлений. Все это и предопределило актуальность общественной потребности в применении научно обоснованных методов управления.

< Лекция 20 || Лекция 21 || Лекция 22 >