Характеристика муниципального управления как научной дисциплины
4.1. Цели и задачи муниципального управления как научной дисциплины
Муниципальное управление - научная дисциплина в системе экономических знаний, изучающая управление местными сообществами как социально-экономическими системами. В рамках общепризнанной в настоящее время государственно-общественной теории муниципальное управление как вид управления тождественно местному самоуправлению как форме народовластия.
Под местным сообществом понимается объединение граждан, проживающих на территории муниципального образования, распоряжающихся муниципальной собственностью, местным бюджетом и имеющих общие интересы по обеспечению своей жизнедеятельности. Эти интересы находят выражение в самостоятельном решении вопросов местного значения, причем ответственность за этот процесс несет данное объединение граждан.
Местное сообщество - это часть гражданского общества. Последнее представляет собой огромную самоорганизующуюся суперсистему, состоящую из множества институтов и ассоциаций граждан. При этом не только гражданское общество в целом, но и его сообщества на местах представлены значительным ансамблем самоуправляемых кооперирующихся общин и объединений граждан, каждое из которых имеет собственные интересы. Важнейшие категории - "гражданское общество" и "местное сообщество" - пока не получили формального закрепления в действующей правовой системе Российской Федерации.
Главным объектом для рассматриваемой отрасли научного знания служат муниципальные образования - города, сельские поселения, муниципальные районы.
К вопросам, находящимся в ведении муниципального управления как научной дисциплины, следует отнести:
- углубленное изучение муниципального образования (города, района и т.д.), его природно-ресурсного потенциала, исторических, демографических особенностей, уровня экономического развития;
- построение системы управления, наиболее приемлемой и эффективной для каждого муниципального образования;
- разработку уставов муниципальных образований и системы контроля над их соблюдением;
- формирование механизма финансово-экономического обеспечения муниципального образования и др.
Вопросы, решаемые муниципальным управлением как видом деятельности:
- контроль над использованием природных ресурсов муниципального образования, охрана природы, санитарный надзор;
- содержание систем энерго-, топливо-, водоснабжения, благоустройство;
- создание производственной и социальной инфраструктуры и обеспечение ее жизнедеятельности;
- сохранение памятников истории и культуры;
- обеспечение надлежащего уровня бытового и культурного обслуживания населения, создание на местном уровне необходимых условий для работы предприятий сферы услуг, в первую очередь торговли;
- обеспечение занятости населения;
- повышение финансово-экономической самостоятельности муниципального образования;
- сохранение единого экономического пространства в Российской Федерации;
- формирование регионального рынка и т.д.
Основная стратегическая цель муниципального управления - создание органов власти, которые смогли бы обеспечить сохранение региона и страны как целостной системы. Очевидно, что это цель общегосударственного уровня.
На сегодняшний день перед муниципальным управлением как научной дисциплиной стоят следующие задачи теоретико-практического плана:
- разработка типовых нормативных документов, содержащих механизм реализации новой системы местного самоуправления, в том числе финансово-бюджетный механизм - для муниципальных образований;
- методическое обеспечение анализа уровня социально-экономического развития муниципальных образований;
- создание инструментария, необходимого для прогнозирования развития объектов местного самоуправления, и методических документов по управлению ими;
- совершенствование организационной структуры органов местного самоуправления с учетом формирующихся или действующих рыночных отношений;
- определение основных направлений и разработка конкретных мер по перестройке системы местного самоуправления. Для этого нужно выполнить следующие условия:
- на основе заключенных договоров разграничить функции и сферы хозяйствования между местными органами управления и органами вышестоящего уровня,
- достичь последовательной концентрации в системе местных органов власти полномочий и ресурсов, требующихся для нормального развития социальной и производственной инфраструктуры местного хозяйства,
- обеспечить наиболее полное развитие межотраслевого взаимодействия всех местных объектов управления, расположенных на территории города, района, организовать горизонтальную координацию деятельности,
- гарантировать организационную и экономическую самостоятельность города, района, других населенных пунктов в решении общерегиональных проблем социального и экономического развития,
- укрепить финансово-хозяйственную систему муниципального (городского, районного) самоуправления, расширить инициативу местных органов власти и обеспечить широкое участие населения в решении местных вопросов через референдумы, собрания и т.д.,
- изменить содержание управленческой деятельности таким образом, чтобы добиться комплексного решения местных проблем социально-экономического развития. Для этого следует организовать широкую сеть маркетинговых служб, единый информационно-коммерческий центр при местной администрации, способный решать основные задачи становления рыночной экономики. Должны получить развитие инновационная инфраструктура муниципального образования, создаваться внедренческие фирмы, консультационные центры, лизинговые предприятия на территориально-межотраслевой основе и др.