Опубликован: 13.05.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1691 / 783 | Длительность: 13:46:00
Специальности: Менеджер, Экономист
Лекция 2:

Статистическое наблюдение

< Лекция 1 || Лекция 2: 12345 || Лекция 3 >
Аннотация: Сбор первичной статистической информации, необходимой для проведения статистического исследования, осуществляется с помощью статистического наблюдения. Это первый этап исследования. От качества его организации и проведения зависят достоверность и правильность выводов и рекомендаций.

2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение представляет собой научно организованную регистрацию значений признаков у единиц, образующих статистическую совокупность.

Проведение статистического наблюдения предполагает следующие основные этапы:

  • проведение мероприятий по подготовке наблюдения;
  • непосредственно сбор первичных данных;
  • контроль собранной информации.

Первый этап включает решение программно-методологических вопросов и организационную подготовку наблюдения.

Программно-методологические вопросы охватывают:

  • постановку цели и задач конкретного наблюдения;
  • определение объекта наблюдения;
  • указание единицы наблюдения и отчетной единицы;
  • отбор исследуемых признаков и разработку программы наблюдения;
  • выбор методов проведения наблюдения.

Проведение статистического наблюдения начинается с формулировки цели обследования.

Цель обследования - характеристика той информации, которую хотят получить в ходе наблюдения. В зависимости от цели ставятся конкретные задачи наблюдения, которые более детально определяют характер собираемых данных.

Продемонстрируем, как правильно формулировать цель и задачи наблюдения на примере выдержки из Методологических положений по статистике Госкомстата России:

Цель обследования - определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России.

Задачи обследования:

  • изучение мнения населения о динамике общей экономической ситуации;
  • изучение мнения населения о динамике личного материального положения;
  • изучение мнения населения о рынках товаров и услуг и сбережений;
  • расчет частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий;
  • исследование потребительского поведения и потребительских предпочтений населения;
  • анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения".

Объект наблюдения - это исследуемая статистическая совокупность, точно ограниченная для последующего сбора сведений. Набор признаков, с помощью которых ограничивается статистическая совокупность и конкретизируется объект наблюдения называется цензом.

В приведенном примере объектом обследования является население России в возрасте от 16 лет и старше (сказать просто "население" было бы неверно, следует точно указать границы совокупности, в данном случае: территория - Россия, возраст - 16 лет и старше).

Помимо совокупности физических лиц объект наблюдения может состоять и из совокупности юридических лиц или общественных образований.

В некоторых случаях определение объекта наблюдения сопровождается значительными трудностями. Так, не всегда совокупность, из которой проводится отбор единиц, соответствует изучаемой совокупности. Например, если опрос проводится по телефону, данные о респондентах (опрашиваемых), не имеющих телефона, не будут получены. Другой пример: при обследованиях домашних хозяйств объектом наблюдения являются все домашние хозяйства России, но органам статистики не удается обследовать самые богатые домохозяйства (богатые слои общества, относящиеся к правящей и криминальной элите) и лиц без определенного места жительства (домохозяйства бездомных).

С определением объекта наблюдения тесно связано определение единицы наблюдения, принимая за нее единичный элемент, как непосредственный носитель информации о тех признаках, изучение которых является целью обследования. Например, если объект наблюдения - совокупность товарных бирж России, то единицей наблюдения будет товарная биржа, имеющая официальную регистрацию на ее территории.

Отчетная единица - это субъект, от которого непосредственно получают статистические сведения о единице наблюдения. В одних случаях единица наблюдения и отчетная единица совпадают, например, при проведении переписей населения, а в других - нет. При проведении обследований бюджетов домашних хозяйств единицей наблюдения является домашнее хозяйство, а отчетной единицей - лица в возрасте от 15 до 72 лет - члены этого домашнего хозяйства.

Центральным методологическим вопросом, решаемым на стадии подготовки статистического обследования, является составление программы наблюдения. Она представляет собой перечень признаков, значения которых будут регистрироваться в ходе наблюдения у отдельных единиц совокупности. На основе отобранных признаков формулируют вопросы, которые заносятся в определенный статистический формуляр (форму отчетности, анкету или опросный лист), где и фиксируются первичные сведения. Для каждой единицы наблюдения предназначен отдельный бланк (или анкета).

При подготовке программы наблюдения руководствуются следующими принципами:

  1. программа должна содержать оптимальное количество вопросов, позволяющих достичь цели и решить задачи наблюдения;
  2. формулировки вопросов анкеты должны быть простыми, точными, недвусмысленными, иначе неизбежно появляются неверные ответы, снижающие качество обследования. Вопросы программы бывают открытыми и закрытыми. Открытые вопросы предполагают получение ответа в произвольной форме. Например, вопрос: "В какой организации вы оформляли договор страхования?" - является открытым, опрашиваемый отвечает на него по своему усмотрению в той форме, которая кажется ему предпочтительной. Закрытые вопросы уже содержат варианты ответов, опрашиваемому предлагается только отметить нужный вариант. Например, к вопросу: "Пользуетесь ли вы услугами какого-либо коммерческого банка?" - предлагаются варианты ответа "Да" и "Нет"; к вопросу: "В какой валюте вам кажется лучше в настоящее время хранить личные сбережения?" - предлагаются следующие варианты ответа: "В рублях", "В долларах", "В евро", "В иной валюте", "Затрудняюсь ответить". Отметим, что чем больше в анкете будет закрытых вопросов, тем легче обрабатывать собранный статистический материал;
  3. существуют определенные правила построения вопросов. Во-первых, нельзя включать в анкету вопросы, которые могут быть использованы против опрашиваемых. Во-вторых, в анкету не включаются вопросы, затрагивающие коммерческую тайну. Вопросы не обязательно ставить в прямой форме, например, "Существует ли на вашем предприятии практика оплаты работы сотрудников в конвертах?" или: "Удавалось ли вам успешно "уходить" от налогообложения?" Нужного результата можно достигнуть целым рядом наводящих вопросов, анализ ответов на которые позволит оценить ситуацию, например: "Известны ли вам случаи уклонения от уплаты налогов?", "Как часто производятся такие операции?" и т.д. Но в любом случае обследование должно носить конфиденциальный характер;
  4. порядок следования вопросов в анкете должен иметь логическую обоснованность, в идеале они "перетекают" один в другой;
  5. в анкету желательно включать дополнительные вопросы, позволяющие получить избыточную информацию, необходимую для логической обработки "проблемных" вопросов, на которые часто даются неверные ответы;
  6. наличие инструкции, разъясняющей респонденту содержание "трудных" вопросов, позволяет значительно снизить процент получения неверных ответов.
< Лекция 1 || Лекция 2: 12345 || Лекция 3 >
Юрий Насакин
Юрий Насакин

Мне нужно изучить математическую статистику с нуля для обработки данных на компьютере. Читаю уже вторую лекцию, но пока ничего даже отдалённо близкого к моей цели не нахожу. Есть ли математическая статистика в дальнейших лекциях? Или я зря теряю время на изучение этого курса? У меня крайне ограниченный временной срок - я не могу терять время на самостоятельную проверку моего вопроса посредством изучения данного курса.

Альмира Мукашева
Альмира Мукашева

Какие документы еще необходимы что бы получить удостоверение?