По первому тесту выполнил дважды задания. Результат получается правильный (проверял калькулятором). Пишет, что "Задание не проверено" и предлагает повторить. |
Подпрограммы
В практике программирования часто складываются ситуации, когда одну и ту же группу операторов, реализующих определённую цель, требуется повторить без изменений в нескольких местах программы. Для избавления от столь нерациональной траты времени была предложена концепция подпрограммы.
Подпрограмма — именованная, логически законченная группа операторов языка, которую можно вызвать для выполнения любое количество раз из различных мест программы. В языке Free Pascal существуют два вида подпрограмм: процедуры и функции. Главное отличие процедуры от функции заключается в том, что результатом исполнения операторов, составляющих тело функции, всегда является некоторое значение, поэтому функцию можно использовать непосредственно в выражениях, наряду с переменными и константами.
4.1 Общие сведения о подпрограммах. Локальные и глобальные переменные
Итак, подпрограмма — это поименованный набор описаний и операторов, выполняющих определенную задачу. Информация, передаваемая в подпрограмму для обработки, называется параметрами, а результат вычислений — значениями. Обращение к подпрограмме называют вызовом. Перед вызовом подпрограмма должна быть обязательно описана в разделе описаний. Описание подпрограммы состоит из заголовка и тела. В заголовке объявляется имя подпрограммы, и в круглых скобках её параметры, если они есть. Для функции необходимо сообщить тип возвращаемого ею результата. Тело подпрограммы следует за заголовком и состоит из описаний и исполняемых операторов.
Любая подпрограмма может содержать описание других подпрограмм. Константы, переменные, типы данных могут быть объявлены как в основной программе, так и в подпрограммах различной степени вложенности. Переменные, константы и типы, объявленные в основной программе до определения подпрограмм, называются глобальными, они доступны всем функциям и процедурам. Переменные, константы и типы, описанные в какой-либо подпрограмме, доступны только в ней и называются локальными.
Для правильного определения области действия идентификаторов (переменных) необходимо придерживаться следующих правил:
- каждая переменная, константа или тип должны быть описаны перед использованием;
- областью действия переменной, константы или типа является та подпрограмма, в которой они описаны;
- все имена в пределах подпрограммы, в которой они объявлены, должны быть уникальными и не должны совпадать с именем самой подпрограммы;
- одноимённые локальные и глобальные переменные — это разные переменные, обращение к таким переменным в подпрограмме трактуется как обращение к локальным переменным (глобальные переменные недоступны);
- при обращении к подпрограмме доступны объекты, которые объявлены в ней и до её описания.
4.2 Формальные и фактические параметры. Передача параметров в подпрограмму
Обмен информацией между вызываемой и вызывающей функциями осуществляется с помощью механизма передачи параметров. Переменные, указанные в списке в заголовке функции, называются формальными параметрами, или просто параметрами подпрограммы. Все переменные из этого списка могут использоваться внутри подпрограммы. Список переменных в операторе вызова подпрограммы — это фактические параметры, или аргументы.
Механизм передачи параметров обеспечивает обмен данных между формальными и фактическими параметрами, что позволяет выполнять подпрограмму с различными данными. Между фактическими параметрами в операторе вызова и формальными параметрами в заголовке подпрограммы устанавливается взаимно однозначное соответствие. Количество, типы и порядок следования формальных и фактических параметров должны совпадать.
Передача параметров выполняется следующим образом. Вычисляются выражения, стоящие на месте фактических параметров. В памяти выделяется место под формальные параметры в соответствии с их типами. Выполняется проверка типов, и при их несоответствии выдается диагностическое сообщение. Если количество и типы формальных и фактических параметров совпадают, то начинает работать механизм передачи данных между фактическими и формальными параметрами.
Формальные параметры процедуры можно разделить на два класса: параметры-значения и параметры-переменные.
При передаче данных через параметры-значения в подпрограмму передаются значения фактических параметров, и доступа к самим фактическим параметрам из подпрограммы нет. При передаче данных параметры-переменные заменяют1Реально в подпрограмму передаются адреса фактических параметров. формальные параметры, и, следовательно, в подпрограмме есть доступ к значениям фактических параметров. Любое изменение параметров-переменных в подпрограмме приводит к изменению соответствующих им формальных параметров. Следовательно, входные данные следует передавать через параметры-значения, для передачи изменяемых в результате работы подпрограммы данных следует использовать параметры-переменные.
От общетеоретических положений перейдём к практическому использованию подпрограмм при решении задач. Изучение подпрограмм начнем с процедур.
4.3 Процедуры
Описание процедуры имеет вид:
procedure имя_процедуры(список_формальных_параметров); label список_меток; const список_констант; type список_типов; var список_переменных; begin //Тело процедуры. end;
Описание начинается с заголовка процедуры, где procedure — ключевое слово языка, имя_процедуры — любой допустимый в языке Free Pasacal идентификатор, список_формальных_параметров — имена формальных параметров и их типы, разделённые точкой с запятой. Рассмотрим примеры заголовков процедур с параметрами-значениями:
procedure name_1( r : real; i : integer; c : char );
Однотипные параметры могут быть перечислены через запятую:
procedure name_2( a, b : real; i, j, k : integer );
Список формальных параметров необязателен и может отсутствовать:
procedure name_3;
Если в заголовке процедуры будут применяться параметры-переменные, то перед ними необходимо указывать служебное слово var:
procedure name_4( x, y : real; var z : real );
//x, y - параметры-значения,
После заголовка идет тело процедуры, которое состоит из раздела описаний2Раздел описаний в процедуре может отсутствовать, если в нём нет необходимости. (константы, типы, переменные, процедуры и функции, используемые в процедуре) и операторов языка, реализующих алгоритм процедуры.
Для обращения к процедуре необходимо использовать оператор вызова:
имя_процедуры(список_фактических_параметров);
Фактические параметры в списке оператора вызова отделяются друг от друга запятой:
a : = 5. 3; k : = 2; s := ’ a ’;
name_1( a, k, s );
Если в описании процедуры формальные параметры отсутствовали, то и при вызове их быть не должно:
name_3;
Алгоритм решения этой задачи был подробно описан в задаче 3.3 (рис. 3.14). Однако там не была рассмотрена ситуация некорректного ввода значений коэффициентов. Например, если пользователь введёт , то уравнение из квадратного превратится в линейное. Алгоритм решения линейного уравнения тривиален: , при условии, что . Чтобы не усложнять уже составленный алгоритм решения квадратного уравнения, запишем его в виде подпрограммы-процедуры. Далее приведён фрагмент программы с комментариями:
//Процедура для вычисления действительных //корней квадратного уравнения. procedure korni ( a, b, c : real; var x1, x2 : real; var pr : boolean ); //Входные параметры процедуры: //a,b,c - коэффициенты квадратного уравнения; //Выходные параметры процедуры: //x1,x2 - корни квадратного уравнения, //pr - логическая переменная, //принимает значение "ложь", если в уравнении нет корней, //и значение "истина" в противном случае. var d : real; begin d:=b * b-4 * a * c; if d<0 then pr := false else begin pr := true; x1:=(-b+sqrt ( d ) ) / 2 / a; x2:=(-b-sqrt ( d ) ) / ( 2 * a ); end end; //Конец подпрограммы //Основная программа var a_, b_, c_, x1_, x2_, x_ : real; pr_ : boolean; begin write ( ’a_:= ’ ); readln (a_ ); write ( ’b_:= ’ ); readln (b_ ); write ( ’c_:= ’ ); readln (c_ ); if a_=0 then //Если а=0, то уравнение //квадратным не является. begin //Решение линейного уравнения bx+c=0. if b_<>0 then begin x_:=-c_/b_; writeln ( ’ x= ’,x_ ); end else writeln ( ’Нет корней ’ ); end else //Решение квадратного уравнения ax^2 + bx + c = 0. begin korni (a_, b_, c_, x1_, x2_, pr_ ); //Вызов процедуры. if pr_=false then writeln ( ’Нет корней ’ ) else writeln ( ’ x1= ’,x1_, ’ _x2= ’,x2_ ); end; end.
Для решения задачи создадим процедуру max_min, результатом работы которой будут два значения: минимальная и максимальная цифры в заданном числе.
Текст программы:
//Процедура возвращает //max наибольшую и min наименьшую цифры в числе M. //В списке параметров: //M параметр-значение (входной параметр), //max и min параметры-переменные (выходные параметры). procedure max_min(M: longint; var max : byte; var min : byte ); var i : byte; begin i : = 1; while M div 10>0 do begin if i =1 then begin //Предположим, что первая цифра является max:=M mod 10; //наибольшей или min:=M mod 10; //наименьшей. i := i +1; end; //Поиск цифры больше max или меньше min. if M mod 10 > max then max:=M mod 10; if M mod 10 < min then min:=M mod 10; M:=M div 10; end; end; var X: longint; N, i,X_max, X_min : byte; begin //Количество элементов в последовательности. write ( ’N= ’ ); readln (N); for i :=1 to N do begin write ( ’X= ’ ); readln (X); //Элемент последовательности. if X>0 then //Если элемент положительный, то begin max_min(X,X_max, X_min ); //вызов процедуры. //Печать результатов. writeln ( ’ max= ’,X_max, ’ min= ’,X_min ); end; end; end.