Опубликован: 08.05.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 2381 / 956 | Длительность: 11:03:00
Специальности: Историк, Юрист, Философ
Лекция 10:

Политическая культура

< Лекция 9 || Лекция 10: 1234567 || Лекция 11 >

Программные тезисы

  • Становление и теоретические предпосылки концепции политической культуры. Социальные и культурные начала социума. Ментальные и символические источники политической культуры. Исследования национального характера как предтеча политико-культурного понимания власти.
  • Современные интерпретации политической культуры и политико-культурных объектов. Традиции и инновации в трактовке политической культуры.
  • Сущность и отличительные черты политической культуры. Ценностные ориентации и коды мышления человека. Политическая культура как форма трансляции прошлого позитивного опыта общественного развития. Соотношение общенациональной и политической культур. Гуманизм политической культуры.
  • Структура и функции политической культуры, ее рациональные и иррациональные компоненты. Архетипы в структуре политической культуры. Разнообразие и уровни ценностных ориентации человека политического. Универсальные и частные параметры политической культуры.
  • Базовые и специфические основания типологий и дифференциации политической культуры.
  • Цивилизационные основания особенностей политической культуры западного и восточного типов. Различия в отношении людей этих: формаций к власти, государству, элитам, политическому участию.
  • Политическая социализация, ее сущность и функции. Основные факторы и пределы политической социализации. Агенты и этапы политической социализации. Ресоциализация.

10.1. Концепции и типологии политической культуры

10.1.1. Возникновение понятия политической культуры

В мире политики человек редко руководствуется в отношениях с себе подобными, тем более с политическими институтами, только ролевыми установками, предзаданными обществом и государством правилами и нормами поведения. Чаще всего он старается так или иначе одухотворить свое общение, надеясь и разочаровываясь, выказывая привычки и предрассудки, доверяя власти либо атакуя ее, особенно в случаях политических кризисов, выборов и т.д. Такие проявления человеческой натуры не только служат одним из важнейших факторов обновления политических структур и отношений, но порой вынуждают перестраивать всю систему власти. Неудивительно поэтому, что даже одинаковые по функциям институты разных стран отличаются своеобычным стилем деятельности и развития. Сверх того, если замечено, что политическая система иногда перестраивается, значит, она - зависимая переменная, на которую влияют специфические свойства данного общества. Что же тогда является независимой переменной? Это складывающаяся веками политическая культура.

Во многом политическая культура каждого общества, которая сливается с подобными ей в более высокое культурное образование - цивилизацию, есть результат исторического опыта.

Интерпретация: Для исходного пояснения сложнейшего понятия политической культуры можно использовать естественнонаучный термин континуум (лат. continuo - без перерыва продолжать), означающий в математике, к примеру, непрерывную совокупность всех точек прямой, а в физике - сплошную среду, свойства которой с течением времени постоянно изменяются в пространстве. Политическая культура - как особый пространственно-временной континуум - олицетворяет собой преемственность в историко-политическом развитии какой-либо общности и возможное распространение ее политических моделей за пределы изначальной территории.

Ученые давно осознали, что если изучать разнообразные аспекты субъективного отношения человека к политическому миру, его подсистемам, взаимосвязи людей в этой сфере с пристальным вниманием к разделяемым ими ценностям, мифологиям, символам, а также к менталитету и пр., то открывается возможность глубже понять мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины множества конфликтов, необъяснимых исходя из традиционных для политики причин - борьбы за власть, перераспределения ресурсов и пр.

Глубинное измерение политического сознания, его "дно" - мифы. Неверно связывать их исключительно с "темной стороной" человеческого разума. Миф - это основа основ сегодняшней системы ценностей; он не является чем-то законсервированным, а открыт для новых пополнений.

В классической работе "Власть и общество: структура политического анализа" (1950) Гарольд Лассуэлл и Абрахам Каплан (1918-1993) предложили концепцию политических символов в качестве важнейшего "посредника" между целями и средствами власти.

Мифы и символы самым сильным образом влияют на специфику национального менталитета.

На протяжении всей политической истории - еще с античности - мыслители занимались разгадкой субъективного отношения человека к политике. Многое из того, что мы относим к проблематике современной политической культуры, содержалось еще в Книге книг - Библии либо описывалось философами. Размышлениям о связи между сознанием и политическим поведением человека отдали дань Конфуций, Платон, Аристотель, Никколо Макиавелли, Шарль Луи Монтескье. Сам термин "политическая культура", систематизировавший исследования субъективного измерения политики, впервые был введен в научный оборот лишь в XVIII в. Иоганном Гердером. Теория же, предложившая изучать мир политики сквозь призму этого понятия (сейчас одно из самых продуктивных и интересных направлений политологии), сформировалась еще позднее - только на рубеже 1960-х гг. в русле западной научной традиции.

Предпосылками к созданию теории политической культуры стали популярные в послевоенное время исследования различных форм психической организации социальных групп в колониальных и европейских странах. Эти коллективные предрассудки, стереотипы, исторический опыт и другие психологические факторы жизнедеятельности людей, оказывавшие влияние на особенности и нормы взаимодействия власти (государства) и общества, обобщенно описывались в категориях национального характера, "национального духа", "национальной психологии", "фундаментальных ценностей народа".

Такие социально-психологические исследования политологи восприняли как потребность в более обобщенных моделях субъективных сторон политической действительности. Это оказался подлинный гуманитарный прорыв. Габриэль Алмонд, описывая политическую систему, выделил два уровня ее анализа: институциональный (вполне традиционно определяющий институты и их функции, нормы, механизмы действия государства) и ориентационный (выражающий особые формы отношения людей к разнообразным политическим объектам). С помощью последнего и был охарактеризован особый класс политических явлений - политическая культура, соединяющая институциональный и реальный уровни функционирования политической системы.

Каждая политическая система покоится на своеобразной структуре ориентации относительно политического действия. Я счел полезным назвать это политической культурой. Есть два момента, которые необходимо отметить в связи с понятием политической культуры. Во-первых, она не совпадает с данной политической системой или обществом. Структура ориентации относительно политики может простираться и обычно простирается за пределы политических систем. Второй момент заключается в том, что политическая культура не является тем же самым, что и общая культура.

Г. Алмонд, "Сравнительные политические системы"

< Лекция 9 || Лекция 10: 1234567 || Лекция 11 >