Опубликован: 17.07.2009 | Доступ: платный | Студентов: 47 / 2 | Оценка: 4.10 / 3.86 | Длительность: 31:59:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 4:

Методы принятия решений

< Лекция 3 || Лекция 4: 123456 || Лекция 5 >
Аннотация: Кратко рассматриваются такие методы принятия решений в стратегическом менеджменте, как матрица портфеля Бостонской консалтинговой группы, методы списка, балльной оценки. На экономических примерах рассматривается задача линейного программирования, в том числе двойственная к ней, а также графический и симплекс-метод ее решения. Даются постановки транспортной задачи и задачи о ранце. Вводится понятие графа, дается понятие о задачах коммивояжера, кратчайшего пути, максимального потока.
Ключевые слова: принятия решений, стратегическое планирование, структура рынка, метод экспертных оценок, анализ, цикла, затраты, подразделения, эффект масштаба, инновация, кооперация, вес, критерий отбора, оценка продукта, знание, задача линейного программирования, функция, прибыль, целевая функция, Абсциссой, ордината, отсечение, прямой, равенство, неравенство, параметр, пересечение, вершина, максимум, линейная функция, линейное программирование, линейное пространство, отрезок, значение, двойственная задача, минимум, стоимость, организация производства, центили, допустимая область, координаты, интерпретация, сборка, оптимальный план, плоскость, симплекс-метод, свободная переменная, свободными членами, коэффициенты, отношение, переменная, алгоритм, симплекс, товар, целочисленное программирование, площадь, производительность, полезность, константы, управляющие, множества, метод ветвей и границ, объединение, ветвь, диаметр, граф, пункт, вершины графа, обратный, задача коммивояжера, кратчайшим путем, длина, путь, кратчайший путь, пропускная способность, Задача о максимальном потоке, единица, ветка, входящий поток, выходящий поток, математическая модель, проблемами принятия решений, частная производная, множители Лагранжа, транспортная сеть, маршрут

Некоторые методы принятия решений в стратегическом менеджменте

Начнем с некоторых методов, используемых в стратегическом менеджменте, а затем перейдем к оптимизационным задачам.

Рассмотрим несколько широко используемых практических инструментов принятия решений в стратегическом менеджменте.

Информация и инструменты стратегического планирования. Исходными пунктами стратегического планирования являются:

  • структура конкурентов;
  • структура рынков сбыта;
  • тенденции технического развития и эволюции моды;
  • структура рынков снабжения;
  • правовая, социальная, экономическая, экологическая и политическая окружающая среда;
  • собственные сильные и слабые стороны.

На основе перечисленных данных в соответствии с миссией фирмы выбираются цели на длительную перспективу и анализируются ресурсы, которые для этого необходимы. Инструментами стратегического планирования являются, кроме упомянутого выше метода экспертных оценок, анализ "разрывов ", анализ шансов и рисков (сильных и слабых сторон), анализ портфеля, метод проверочного списка, метод оценки по системе баллов, концепция жизненного цикла товара, и также иные методы прогнозирования, планирования и принятия решений.

При анализе "разрывов " сравнивают три возможных сценария развития фирмы:

  • какого оборота (прибыли и других характеристик работы предприятия) можно достичь, если в будущем в процессе продаж ничего не изменится (сценарий А);
  • какого оборота можно достичь, если попытаться при максимальном напряжении сил проникнуть более интенсивно с существующим продуктом на существующие рынки (сценарий Б) и дополнительно развивать новые продукты и/или новые рынки (сценарий В).

Разницу между результатами по сценариям Б и А называют оперативным разрывом, а между результатами по сценариям В и Б - стратегическим разрывом. Эта терминология подчеркивает роль нововведений в стратегическом плане фирмы - разработки новых продуктов или выхода на новые рынки, или и того и другого вместе.

Матрица портфеля Бостонской консалтинговой группы. Может оказаться полезным анализ портфеля предприятия (табл.4.1). Надо иметь в виду, что речь идет не о стратегическом планировании для всего предприятия, а для его "стратегических подразделений ". Они выделяются комбинациями "продукт-рынок ", которые:

  • однородны, т.е. нацелены на определенный достаточно однородный круг потребителей;
  • могут действовать независимо от других подразделений предприятия;
  • распоряжаются достаточно большой долей рынка, чтобы проведение исследований по разработке специфической стратегии было выгодным.
Таблица 4.1. Матрица портфеля Бостонской консалтинговой группы
Высокий 1. Звезды 3. Знак вопроса
Низкий 2. Дойные коровы 4. Собаки
Рост спроса / рыночная доля Высокая Низкая

Внеся товары (с учетом их доли в обороте фирмы) в соответствующие клетки табл.4.1, можно рассчитать долю особо успешных товаров типа 1 (Звезды), которые, возможно, нуждаются в дальнейшем финансировании для увеличения и закрепления успеха. Хотя рост спроса на товары типа 2 (Дойные коровы) низок, но из-за большой доли рынка они могут еще долго приносить хороший доход на мало меняющихся (стагнирующих) рынках. Судьба товаров типа 3 (Знак вопроса) неясна. Оправданы ли большие финансовые затраты на расширение их доли на рынке? Товары типа 4 (Собаки) "зарабатывают " лишь себе на жизнь.

На основе анализа табл.4.1 можно проанализировать несколько возможных стратегий:

  • "строить ", т.е. "знаки вопроса " переводить в "звезды ";
  • "держать ", т.е. "дойные коровы " должны удерживать свои доли рынка и стремиться к росту прежде всего для поддержки "звезд " и "знаков вопроса ";
  • "собирать урожай ", т.е., не принимая во внимание долгосрочные последствия, снимать сиюминутные сливки (при этом идет речь о "слабых " - "дойных коровах ", "собаках " и "знаках вопроса ");
  • "выселяться ", т.е. "собаки " и "знаки вопроса " забираются с рынка (перестают выпускаться), поскольку они ничего не приносят и не ожидается их рост, и т.д.

При определении целей и стратегий дальнейшего развития стратегические подразделения нуждаются во взаимной координации, однако без подавления их самобытности (другими словами, со стороны руководства фирмы должно осуществляться контролируемое децентрализованное руководство). Руководство фирмы должно направить отдельные подразделения на привлекательные рынки, обнаружить и использовать синергетический эффект от их взаимодействия и рационально распределить ресурсы. Так, руководство фирмы должно способствовать тому, чтобы "дойные коровы " передали часть дохода "звездам ".

В табл. 4.1 сопоставлены такие характеристики выпускаемого товара, как "рост спроса " и "доля рынка". Ясно, что высокий рост соответствует ранней стадии жизненного цикла товара, а низкий - поздней стадии. Обычно высокая доля рынка сигнализирует о продолжительном периоде получения прибыли, а низкая - о коротком. Так, высокая доля рынка может быть из-за слабой конкуренции. Рыночный лидер может иметь преимущество в издержках на одно изделие - эффект масштаба производства!

Методы списка и суммарной оценки. Широко используемыми и весьма полезными инструментами стратегического планирования являются также метод проверочного списка и метод оценки по системе баллов. Первый из них весьма прост. Выделяется некоторое количество "факторов успеха " и всем рассматриваемым проектам даются оценки (например, с помощью комиссии экспертов) по этим факторам. Например, в табл.4.2 представлен бланк проверочного списка для проектов, состоящих в организации выпуска тех или иных товаров (стратегии типа "продукт-рынок").

Таблица 4.2. Пример проверочного списка
Продукты Факторы А Б В
Степень инноваций Хорошо средне плохо
Число возможных покупателей Плохо хорошо Средне
Готовность к кооперации в торговле Средне хорошо Хорошо
Барьеры для вхождения новых продавцов Хорошо плохо Плохо
Обеспеченность сырьем Плохо средне Хорошо

Обратите внимание, что оценки даются в качественном виде (измерены в порядковой шкале - см. ниже). Любая количественная определенность была бы при подобных оценках лишь иллюзией.

Целесообразно разделить факторы на "обязательные ", "необходимые " и "желательные ", т.е. ввести веса факторов, выраженные в качественном виде. Правило принятия решения может иметь вид: "Форсируй планирование тех стратегий типа "продукт-рынок ", при которых все обязательные факторы и по меньшей мере два необходимых соответствуют оценке "хорошо " ".

Методу проверочного списка, в котором как оценки отдельных факторов, так и веса факторов и способы принятия решений имеют качественный характер, соответствует количественный двойник - метод суммарной оценки.

Конечно, с числами оперировать гораздо легче, чем с качественными оценками. Недаром математики обычно рвутся "оцифровать" качественные факторы и веса. Но при этом, как мы знаем из теории измерений, в окончательные выводы может быть внесен субъективизм, связанный с выбором способа "оцифровки" качественных оценок и весов.

Рассмотрим условный пример по вычислению и использованию единой суммарной оценки. Пусть оценки факторов 1 и 2 для продуктов А и Б даны в табл.4.3 (для простоты изложения мы опускаем способы получения численных значений в табл.6 и не рассматриваем погрешности этих значений).

Для получения суммарной оценки необходимо знать веса факторов. Пусть фактор 1 оценивается экспертами как вдвое более важный, чем фактор 2. Поскольку сумма весов факторов должна составлять 1, то вес фактора 1 есть 0,67, а фактора 2 - 0,33.

Таблица 4.3. Метод суммарной балльной оценки
Продукты Факторы А Б
1 40 % 90 %
2 50 % 20 %

Суммарная оценка по продукту А равна

0.67 \times 40  + 0,33 \times 50  = 26,8  + 16,5  = 43,3 %,

а суммарная оценка по продукту Б равна

0.67 \times 90  + 0,33 \times 20  = 60,3  + 6,6  = 66,9 %.

Однако получение суммарных оценок - только этап процесса принятия решений. Нужен еще критерий отбора - какими продуктами заниматься, а какими нет. Простейшая формулировка состоит в задании границы. Если суммарная оценка продукта больше этой границы, то связанная с ним работа по планированию продолжается, если же нет - он исключается из рассмотрения как малоперспективный. Если в рассматриваемом случае такая граница выбрана на уровне 55 %, то работа над продуктом А прекращается, а над продуктом Б - продолжается.

Отметим, что принятие решения на основе границы несколько снижает влияние конкретных правил оцифровки. Например, если для продукта А оценки по факторам А и Б поднимутся на 10 % и достигнут соответственно значений 50% и 60 %, то суммарная оценка окажется равной

0.67 \times 50  + 0,33 \times 60  = 33,5  + 19,8  = 53,3

т.е. общее решение не меняется, продукт А остается среди малоперспективных.

Менеджер - главное лицо в перспективном планировании. Если прогнозирование - научно-исследовательская работа, ее результаты можно сравнить с прожектором, освещающим основные черты грядущего, то планирование - частный вид принятия решений. Для стратегического планирования могут быть использованы не только те методы подготовки и принятия решений, о которых говорится выше в настоящей главе, но и весь арсенал современной теории принятия решений.

Однако все эти простые или хитроумные компьютерные приемы - лишь подспорье для менеджера. Именно он несет ответственность за судьбу фирмы, и именно на свое знание дела, на свою интуицию он должен полагаться при принятии решений в стратегическом менеджменте.

< Лекция 3 || Лекция 4: 123456 || Лекция 5 >
Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить?