Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
12.1. Семья как малая группа
Семья (англ. family, от лат. familia) – малая группа (общность), основанная на браке или родственных отношениях, члены которой объединены эмоционально-психологическими связями, а также взаимными правами и обязанностями. Семья – социальный институт самовоспроизводства общества.
На рис. 12.1 показаны различные подходы к классификации типов семей.
Типологии семьи:
- по форме брака – моногамные, состоящие из двух брачных партнеров, и полигамные, в которых один из супругов имеет несколько брачных партнеров;
- по полу супругов – однополые и разнополые;
-
по составу:
- простая, нуклеарная (от лат. nucleus "ядро") – одно поколение, представленное родителями (родителем) с детьми или без;
- элементарная – три члена семьи (муж, жена, ребёнок) (полная – есть оба родителя, неполная – один родитель с детьми);
- составная – полная семья с несколькими детьми;
- сложная (расширенная, патриархальная) – большая семья из нескольких поколений;
- по количеству детей – бездетные (инфертильные) семьи, семьи с одним, двумя, тремя и более детьми;
-
по иерархии влияния ([3, С.52]):
- традиционная (авторитарная) – семья с главенством одного из супругов (глава патриархальной семьи – муж, матриархальной – жена);
- демократическая (партнерская) – семья, в которой оба супруга имеют равные права, обязанности и ответственность, функциональные роли являются гибкими и распределяются с учетом интересов всех членов семьи;
- эгалитарная (эквивалентная, равноправная) – как правило, молодая семья без детей, в которой еще не сложилось четкое распределение ролей и обязанностей; может трансформироваться в традиционную или демократическую;
- по месту человека в семье: родительская (семья, в которой он родился) и репродуктивная (семья, которую он создал сам);
- по степени социальной однородности (возраст, национальность, уровень образования, профессия, уровень доходов и т. д.) – гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи.
Функции семьи:
- репродуктивная – деторождение;
- образовательно-воспитательная – семейное воспитание и первичная социализация детей;
- коммуникативная – общение, необходимое всем членам семья для развития личности и духовного взаимообогащения;
- рекреативная (от лат. recreatio – восстановление) – семейный отдых и досуг как средство восстановления физических и психических сил, потраченных в трудовом / учебном процессе;
- психотерапевтическая – забота о здоровье и благополучии членов семьи, удовлетворение потребностей в принадлежности, любви, уважении, психологической защите, эмоциональной поддержке;
- социально-статусная – распределение социальных ролей между членами семьи, воспроизводство социальной структуры общества;
- нормативно-регулятивная – регламентация поведения, прав, обязанностей, ответственности, обязательств членов семьи;
- хозяйственно-экономическая – экономическая и хозяйственно-бытовая деятельность семьи;
- регенеративная (от лат. regeneratio – возрождение, возобновление) – продолжение рода, передача по наследству новому поколению статуса, социального положения, фамилии, имущества и т.д.
12.2. Семейное воспитание: цели, принципы, содержание
Семейное воспитание (англ. parenting) – осуществляемый родителями процесс содействия и поддержки физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка от младенчества до зрелого возраста.
Семейное воспитание обычно осуществляется биологическими родителями ребенка; в воспитании осиротевших или брошенных детей принимают участие общество и государство посредством института приемной семьи и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С точки зрения развития, наиболее важной функцией семьи в любом обществе является забота о детях и их социализация. Социализация (англ. socialization) – процесс, посредством которого дети приобретают убеждения, мотивы, ценности и поведение, являющиеся общепринятыми и значимыми с точки зрения старших членов общества.
Задачи социализации:
- регулирование поведения детей и контроль их нежелательных импульсов;
- содействие личностному развитию индивидуума – взаимодействуя с другими, дети осваивают культуру общества, приобретают знания, навыки, мотивы и стремления, которые позволяют им адаптироваться и эффективно функционировать в данном обществе;
- сохранение социального порядка – должным образом социализированные дети становятся компетентными, адаптивными взрослыми, которые передадут опыт своим детям.
Семья как социальная система (состоящая из трех или более членов) представляет сложную сеть взаимосвязей, взаимодействий и паттернов влияний, которые постоянно эволюционируют ( рис. 12.2). Прямые воздействия – воздействия, при которых любые два члена семьи влияют друг на друга и подвергаются влиянию со стороны друг друга. Косвенные воздействия – воздействия, при которых взаимосвязи между двумя членами семьи изменяются под воздействием поведения или отношения третьего члена семьи.
Цели семейного воспитания – ожидаемые результаты, которые родители надеются получить при взаимодействии с детьми.
Выделяют три типа целей семейного воспитания:
- цели, ориентированные на взаимоотношения между родителями и детьми;
- цели, ориентированные на родителей (краткосрочные цели, как правило, связанные с утверждением власти);
- цели, ориентированные на ребенка (долгосрочные цели, связанные с объяснением, убеждением, обоснованием чего-либо);
Принципы принятия решений в процессе семейного воспитания:
- всегда учитывать, насколько важным является принятое решение для ребенка и семьи;
- думать о том, чтобы принятое решение предоставляло ребенку образовательные возможности;
- обеспечить, чтобы принятые важные решения неукоснительно выполнялись членами семьи, заинтересованными в результатах;
- уделять особое внимание исполнению важных решений, вызывающих сопротивление со стороны детей;
- стремиться к созданию общих интересов, чтобы дети понимали и разделяли общие цели семьи;
- вовлекать детей в принятие решений необходимо, даже если их вклад в решение несущественен;
- вовлекать детей в улучшение качества решений, когда требуются их взгляды и знания по проблеме;
- вовлекать всех членов семьи в улучшение качества решений, когда требуется осмыслить и рассмотреть сложную проблему;
- оценивать принятие решений в семье на соответствие указанным принципам в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Названные принципы принятия решений в семье опираются на следующие положения:
- не существует стиля принятия решений, универсально подходящего ко всем семейным ситуациям;
- ни один стиль принятия решений не может по существу быть лучше других;
- эффективные родители и воспитатели адаптируют свой стиль в соответствии с природой решаемого вопроса, уровнем развития и характеристиками вовлеченных в принятие решений детей;
- любая ситуация может быть оценена для определения наиболее подходящего стиля принятия решения;
- эффективное принятие решений родителями включает подготовку для адаптации различных стилей принятия решений;
- эффективное принятие решений родителями – компетенция, которую можно приобрести.
На рис. 12.3 представлены основные функции родителей и соответствующие им роли, используемые в воспитании детей.