Опубликован: 21.07.2011 | Доступ: платный | Студентов: 32 / 0 | Оценка: 4.19 / 3.54 | Длительность: 08:54:00
ISBN: 978-5-9963-0445-5
Специальности: Менеджер
Лекция 3:

Mind Mapping

< Лекция 2 || Лекция 3: 12 || Лекция 4 >
Аннотация: В данной лекции подробно рассматриваются такие вопросы как: понятие о mind mapping'е, области применения техники mind mapping'а, целевая аудитория mind mapping'а.

Ну что ж, прочитав предыдущую лекцию, мы поняли, к каким последствиям приводит конспектирование, даже при условии использования всех рекомендаций по повышению его эффективности. Мы выяснили, как поступать не стоит. И вот пришло время поговорить о том, как нужно действовать, чтобы не просто "записать и забыть", но зафиксировать информацию так, чтобы ее легко было запомнить и точно так же легко вспомнить, когда это потребуется.

Что такое mind mapping

В первой лекции мы упоминали о визуальном, или радиантном (как назвал его Тони Бьюзен), мышлении и заявили, что "ментальные карты" являются прямым приложением такого способа мышления. Во-первых, потому что mind map представляет собой целостный визуальный образ, который воспринимается намного легче, чем обычный линейный текст (вот почему мы так любим комиксы!). Во-вторых, по той причине, что любая "ментальная карта" имеет центральный объект, от которого, словно круги от упавшего камешка на поверхности воды, расходятся ветви-ассоциации.

Откуда "растут ноги" у самого термина "радиантное мышление", вы тоже, наверняка, уже догадались. Те из читателей, кто помнит школьную математику, заметили, что слово "радиантный" созвучно слову "радиус", и сообразили, что речь идет о чем-то (а именно об ассоциациях), исходящем из единого центра.

Те из вас, кто в школьные годы увлекались астрономией, скорее всего, вспомнили о метеорных потоках, когда кажется, что пути множества метеоров расходятся из одной и той же точки небосвода. А сама точка в астрономии как раз и называется " радиантой ". Если же мы говорим о "радиантном мышлении", то радиантой тут является упомянутый выше центральный объект — отправная точка наших размышлений. Вот так и получается, что "ментальные карты" позволяют нам мыслить в новой манере, отталкиваясь от центрального объекта и все дальше и дальше уходя от него, следуя за ассоциациями. А сам метод построения "ментальных карт" для решения самых разнообразных мыслительных задач – от "свертки" исходного текста и до принятия решений – называется mind mapping'ом.

Mind mapping — это чрезвычайно мощный метод познания, позволяющий раскрыть весь интеллектуальный потенциал нашего мозга. Прелесть метода в том, что он применим при решении самых разных задач из самых различных областей человеческой деятельности. Чуть позже в этой же главе мы подробно рассмотрим области использования "ментальных карт", выделим преимущества от их применения в каждой из областей. А пока отметим, что любая "ментальная карта" имеет четыре характерных черты:

  • основной объект изучения (отправная точка размышлений) всегда размещается в центре карты;
  • аспекты основного объекта, вопросы, связанные с ним, и смежные темы расходятся от центрального образа в виде ветвей ;
  • ветви-ассоциации поясняются ключевыми словами, фразами или графическими образами, от них отходят ветви второго порядка, выражающие вторичные идеи, от которых, в свою очередь, расходятся ветви ассоциаций третьего порядка;
  • ветви ассоциаций формируют иерархическую структуру, которую математики называют графом.

При составлении "ментальных карт" частично применимы те приемы, о которых мы говорили в связи с повышением эффективности процесса конспектирования, а именно:

  • использование цветов и графических изображений;
  • использование аббревиатур (или иностранных слов);
  • использование условных обозначений и т.д.

Бьюзен рекомендовал также чаще применять эффект трехмерности, придавая изображениям, надписям, да и самим ветвям ассоциаций пространственную глубину (тени, аксонометрии и т.д.).

Метод "ментальных карт" позволяет более эффективно и в наиболее естественной для нашего мозга форме запоминать информацию, переходя от количества к качеству. А самое замечательное – то, что качество это, в конечном итоге, опять-таки переходит в количество: ведь более эффективная форма организации данных позволяет хранить большее их количество при том же объеме памяти и быстрее и проще извлекать необходимую информацию! Хорошей аналогией тут может быть домашняя видеотека. Почувствуйте разницу между беспорядочными залежами DVD-дисков на полках и тщательно пронумерованными дисками, занесенными в базу данных (к примеру, с помощью замечательной программы cdbank) для быстрого их поиска. Еще один пример, без сомнения, знакомый каждому из нас, – это беспорядочная свалка самых разных файлов в папке Downloads, в которой лишь изредка мы чудом находим что-то полезное, а зачастую, не сумев отыскать нужный файл, просто скачиваем его еще раз. Mind mapping как раз и позволяет упорядочить "информационную свалку" в нашей голове, позволяя структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности.

В чем же состоят основные идеи mind mapping'а? Все довольно просто. Начинать следует с выделения центрального образа, который помещается в центр карты и постепенно "обрастает" ассоциациями. Хорошие результаты (с точки зрения запоминания) дает использование в качестве отправной точки не ключевого слова или фразы, а именно графического образа.

Прелесть этого подхода в том, что, создавая "ментальные карты", мы представляем информацию в виде, наиболее естественном для восприятия нашим мозгом, который способен (как мы уже упоминали ранее), оттолкнувшись от какой-то одной идеи, плодить все новые и новые ассоциации до бесконечности. Причем каждая ассоциация, каждый новый возникающий в нашей голове образ могут быть использованы в качестве основы для новой "ментальной карты" и тоже начинают "обрастать" ассоциациями. А понятия, фигурирующие в новых ментальных картах, могут положить начало другим "ментальным картам", которые, в свою очередь, уводят нас все дальше и дальше от первоначального объекта нашего внимания. Любая карта может расти до бесконечности, демонстрируя воистину безграничные возможности человеческого мозга. Вопрос состоит только в том, на каком этапе следует остановиться, до какой степени расширять сеть ассоциаций.

В одной из последующих лекций мы рассмотрим "классические" рекомендации Бьюзена относительно того, сколько основных ветвей должна содержать "ментальная карта", чтобы максимально эффективно решить задачу, ради которой она создавалась. А до тех пор, впечатленные возможностями mind mapping'а, попробуем выяснить, для чего же еще (кроме конспектирования) можно (и нужно) использовать этот метод.

Области применимости mindmapping'а

Для большинства наших читателей, наверное, не станет неожиданностью наше утверждение о том, что "ментальные карты" применимы в абсолютно любой области человеческой деятельности.

В личной жизни вы можете применять их для самоанализа, поиска выхода из сложных жизненных ситуаций, написания резюме, ведения дневника, планирования семейного бюджета, учебы и даже для сочинения сказок для своего ребенка. Первый из примеров "бытовых" применений "ментальных карт" – это старое резюме автора:

А второй пример – это структура наивного рассказа, выдуманного автором для своей дочурки и повествующего о том, каким чудесным образом в составе HappyMill в Macdonald's однажды оказались мягкие игрушки-слоны. Помните конкурс сказок, шуток и анекдотов на UML (http://www.umljokes.com)? Похоже, пора делать нечто похожее для mind mapping'а, по крайней мере, в Интернете карт, "рассказывающих историю" или визуализирующих шутку, предостаточно…

Преподаватели могут извлечь выгоды из применения mind mapping'а для разработки планов лекций, статей, публичных выступлений, составления конспектов лекций и первоисточников, использования самих "ментальных карт" в качестве учебных материалов. Кстати, автор этих строк при подготовке к каждому новому тренингу всегда готовит для студентов mind map со своими комментариями, ссылками и т.п., позиционируя его как дополнительные материалы для студентов. Такие "домашние заготовки" по достоинству оценили уже многие его слушатели. Ниже дан один из примеров – карта официального тренинга Microsoft (2310C) по веб-разработке с ASP.NET 3.5 в среде MicrosoftVisualStudio 2008.

Подобный подход хорош не только для преподавателей, но и для студентов. Конспект по некоторой теме вполне может быть представлен в виде, предписанном вот этим шаблоном:

< Лекция 2 || Лекция 3: 12 || Лекция 4 >
Александр Мухачев
Александр Мухачев
Николай Сокарев
Николай Сокарев