Опубликован: 21.07.2011 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Дополнительный материал 1:

Приложение

< Лекция 7 || Дополнительный материал 1
Аннотация: В предыдущих лекциях мы рассмотрели некоторые типичные способы применения майндмеппинга. Вашему вниманию было предложено немало примеров "ментальных карт" из самых разных областей человеческой деятельности. А теперь нам хотелось бы рассмотреть процесс создания двух майндмепов в пошаговом режиме, дабы продемонстрировать всю простоту, изящество и полезность этого метода на практике.

Итак, первый наш пример – это описание должностных инструкций. А в качестве описываемой должности предлагаем рассмотреть обязанности системного администратора одной из компаний, в которой работал автор. Поскольку компания эта занималась предоставлением образовательных и консультационных услуг, майндмеп у нас получится соответствующим.

Должностные инструкции в виде "ментальных карт"

Как мы уже говорили выше, очень хорошая идея – дать возможность построить такую карту самому сотруднику. Тем самым мы убиваем несколько зайцев: сам сотрудник лучше понимает, что он должен делать, а менеджер очень быстро и просто получает представление о том, насколько сотрудник понимает, чем он обязан заниматься. Такие карты очень удобно использовать для того, чтобы быстро ввести в курс дела новых членов команды, они помогут точнее оценить работу сотрудника во время ежеквартального ревю, выявить возможные "перегрузки" и перераспределить задачи. Обновлять такую должностную инструкцию – проще простого, нужно всего лишь добавить новые ветви и удалить ненужные. Так что подобные карты – вещь во всех отношениях полезная.

Итак, шаг первый – в центре карты размещаем название должности и набрасываем зоны ответственности в виде основных ветвей карты.

Шаг второй – пересматриваем основные ветви, и если результат нас удовлетворяет, продолжаем детализацию – добавляем ветви второго уровня – типичные классы задач.

Шаг третий – продолжаем детализацию, еще более конкретизируем – перечисляем выполняемые задачи.

Четвертый шаг – добавление ссылок на ресурсы (которые будут открываться во встроенном браузере), заметок, содержащих служебную информацию или подробное описание задачи, вложений (офисных документов, PDF-файлов и т.д.). Разумеется, детализировать можно до бесконечности, поэтому надо бы постараться соблюсти разумный компромисс между информативностью и понятностью. Что ж, идея, как нам кажется, понятна. Перейдем ко второму примеру.

Вторая карта, которую мы будем строить, – это своего рода портфолио, простое и наглядное представление перечня тренингов, которые предлагает ваш покорный слуга.

Портфолио тренера

Зачем нужна подобная карта, как нам кажется, объяснять не нужно. Такой документ позволяет потенциальным клиентам и работодателям быстро оценить квалификацию тренера и те направления, по которым он способен провести обучение. Такая карта – своего рода "облегченная" версия профессионального резюме тренера. Так что, как ни крути, штука полезная.

Первый шаг не будет оригинальным – в центре карты размещаем имя и фамилию тренера, его фотографию либо абстрактный заголовок типа "Мои тренинги" или нечто в этом роде. В качестве основных ветвей карты указываем направления тренингов. Результат может быть, к примеру, таким:


Шаг второй – для каждого направления указываем поднаправления и отдельные тренинги.

На следующем шаге указываем названия тренингов для каждого поднаправления. Хорошая идея – использовать различные иконки для авторских тренингов и тренингов, к проведению которых в данный момент вы готовитесь или которые разрабатываете.

И, конечно же, не стоит забывать о легенде – расшифровке наших условных обозначений. Ее можно оформить в виде свободной ветви, например, вот так:


А если вы не указали свою фамилию в центре карты, можно вписать ее в еще одну свободную ветвь. Можно также приаттачить к ней файл резюме или контактную информацию. Можно также указать контактную информацию в самой карте. Результат подобных манипуляций вы можете увидеть, например, на http://www.xmind.net/share/liketaurus/my-training-2/

Заключение

Ну, вот вы и перевернули последнюю страницу последней лекции. Искренне надеемся, что это первое знакомство с майндмеппингом не отпугнуло вас от дальнейшего изучения этой замечательной методики и практического применения "ментальных карт" в своей профессиональной деятельности, личной жизни, учебе и т.д. Все, что мы хотели рассказать читателю, мы рассказали. Конечно, очень многое осталось за рамками этого курса, но ведь мы не ставили перед собой цель написать энциклопедию майндмеппинга, дать полное и исчерпывающее описание и самого подхода, и средств построения "ментальных карт" – вовсе нет. Цель состояла в том, чтобы познакомить читателя с техникой "ментальных карт", рассказать о возможном их применении, вооружить инструментами для их создания, рассказать только то, без чего невозможно начать пользоваться методологией.

Возможно, надеяться на это слишком смело с нашей стороны, но мы все же позволим себе предположить, что, прочитав этот курс, большинство читателей научились рисовать внятные, полезные для них "ментальные карты", присмотрели себе CASE-средство для майндмеппинга по вкусу и почувствовали в себе силы и творческие способности к построению таких карт. В таком случае мы будем считать, что курс исполнил свое предназначение, автор трудился не зря, а его попытка передать свой опыт читателям удалась. Кстати, не надейтесь, что на этом мы с вами прощаемся – в приложении вы найдете два подробно разобранных "жизненных" примера "ментальных карт". А еще обязательно загляните на диск, распространяемый вместе с курсом. Там вы найдете подборку бесплатного и пробного ПО для построения "ментальных карт", коллекцию книг и статей на эту тему, набор ссылок на полезные интернет-ресурсы и хороший набор шаблонов карт на все случаи жизни.

Человеку свойственно ошибаться, и, как любой достаточно большой текст, этот курс содержит ошибки. Это могут быть ошибки самого разного рода: опечатки, заблуждения, субъективные суждения. Если вы обнаружили нечто подобное – смело пишите по адресу: alexander.v.babich@acm.org. Мы будем благодарны за любые вопросы, уточнения и замечания. Они не только помогут автору в работе над последующими изданиями этого курса (если таковые будут), но также помогут лучше разобраться в предмете обсуждения и вам, и нам.

Что ж, на этом все. Спасибо, что все-таки перебороли себя и дочитали эту писанину до конца. Возможно, мы еще встретимся на страницах других книг и блогов. Удачи вам всем! Удачи в применении "ментальных карт" и в профессиональной деятельности. Удачи... И помните, майндмеппинг – это пусть и нехитрая, но все-таки наука, которая подчиняется простым и логичным законам, изображенным на этом чудесном комиксе, взятом с http://comics.soup.io/post/38697750/The-awesome-science-of-MindMapping


< Лекция 7 || Дополнительный материал 1
Александр Мухачев
Александр Мухачев
Николай Сокарев
Николай Сокарев
Дмитрий Сафонов
Дмитрий Сафонов
Россия, Балаково, СОШ 22, 2007
Юлия Пындык
Юлия Пындык
Россия, Выкса г, школа 9, 2013