Опубликован: 21.07.2011 | Доступ: платный | Студентов: 31 / 0 | Оценка: 4.19 / 3.54 | Длительность: 08:54:00
ISBN: 978-5-9963-0445-5
Специальности: Менеджер
Лекция 2:

Традиционные способы записи информации

< Лекция 1 || Лекция 2: 12345 || Лекция 3 >
Аннотация: Итак, в этой лекции мы рассмотрим такие вопросы: стандартные способы "свертывания" текста. Конспектирование, аннотирование и т.п. Недостатки и вредные последствия конспектирования, альтернативные способы и программные средства для ведения записей, использование графических нотаций.

В предыдущей лекции мы поговорили об ассоциациях как основе работы человеческого мозга, об аналогиях с теориями обработки, систематизации и визуализации информации, о визуальном мышлении и его прямом приложении – mind mapping'е. Еще мы выяснили, что техника "ментальных карт" была разработана Тони и Барри Бьюзенами, и узнали, каких замечательных результатов им удалось добиться с ее помощью. Что ж, казалось бы, вводная лекция позади и пора перейти к подробному рассмотрению основных принципов построения "ментальных карт", начать учиться применять их. Но потерпите немного – чтобы увидеть все преимущества mind mapping'а перед традиционными способами записи информации, вспомним вначале, в чем эти самые способы состояли, и поговорим о конспектировании.

Стандартные способы "свертывания" текста

В прошлой лекции мы упоминали о том, что Тони Бьюзен начал свои исследования еще во время учебы в университете, почувствовав, что тонет в море информации. Один из вопросов, ответ на которые он пытался найти, – как научиться учиться, как эффективно фиксировать и запоминать информацию. Говоря более привычным языком, Тони Бьюзен хотел научиться конспектировать так, чтобы информация запоминалась и осмысливалась уже на стадии ее записи. Ведь, что ни говори, а конспектирование – это основной рабочий навык студента, точно так же, как для музыканта – умение читать ноты, а для врача – выписывать рецепты. Конечно, ни для студента, ни для музыканта или врача перечисленные нами действия не являются их основной задачей. Студент должен учиться, музыкант должен играть, а врач – лечить, но без соответствующих навыков они не смогут этого делать. И если музыканта или врача чему-то учат, то студента конспектировать не учит никто.

Автор этих строк более десяти лет "сеял разумное, доброе, вечное", работая сразу в двух вузах. В течение всего этого времени он не раз отмечал такие три вещи:

  • Студенты совершенно не умеют конспектировать. Любую лекцию большинство из них рассматривает просто как еще один диктант. Люди (за редким исключением) не способны самостоятельно выделить и записать наиболее важные моменты лекции, не говоря уже о том, чтобы сделать из нее какие-то выводы! Без команды никто ничего обычно не записывает и даже после такой команды пишет только под диктовку. И что самое страшное, студенты привыкли к диктантам и с подозрением относятся к любым способам вовлечь их в учебный процесс…
  • Кэш-память у большинства студентов попросту отсутствует. Звучит смешно, но записывать уже прозвучавшую мысль преподавателя, в то же время продолжая слушать – непосильная задача почти для всех. Считанные единицы могут совмещать эти два занятия. И дело даже не в отсутствии кэш-памяти или многозадачности, как однажды шутя пожаловался один из студентов, дело, увы, в отсутствии осмысления получаемой информации (кстати, многозадачность тоже надо тренировать – автор, к примеру, почти всегда, работая, одновременно просматривает художественные фильмы в небольшом окошке поверх окна браузера на втором мониторе).
  • Даже сделав конспект, студенты не умеют им пользоваться. Действительно, последующий контроль знаний показывает, что конспект не особо помогает студентам усвоить материал – даже те из них, кто имеет полную запись надиктованного преподавателем, не демонстрируют того уровня знаний, которого можно было бы от них ожидать. Похоже, линейная запись текста не способствует не то что осмыслению, а даже запоминанию. Запись лекции на диктофон тоже, увы, проблему не решает…

Так как же конспектировать правильно? Прежде всего, отметим, что любой конспект – это "свернутый" текст, сжатое сокращенное его изложение. И способов такой "свертки" существует несколько. Рассмотрим же их детальнее, один за другим, начав все-таки с конспектирования.

Конспект

Конспект (от лат. conspectus – обзор) – письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного.

www.2mm.ru

Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

www.hse.spb.ru

Результатом конспектирования, этой самой переработки и фиксации информации, как раз и является конспект. Немного ранее мы говорили о том, что даже наличие конспекта не дает обычно студентам особых преимуществ на экзамене. Почему? Ответ простой – они просто запоминают информацию, не осмысливая ее. Да и запоминают-то, увы, далеко не все…

Изначально же предполагалось, что конспект позволит студенту более-менее полно восстановить в памяти услышанное, даже если уже прошло некоторое время. Все мы, конечно, понимаем, что при составлении конспекта следует фиксировать только основные мысли текста, без ненужных подробностей и второстепенных деталей. И здесь идут в ход индивидуальность восприятия и привычные для человека способы записи и сокращений, в результате чего конспект тоже получается индивидуальным и, зачастую, непонятным для других людей (автор в свою студенческую бытность, помнится, любил сокращать запись за счет использования коротких английских слов, что делало конспекты бесполезными для сокурсников). Хотя это не так страшно. Страшно то, что на практике обычно конспектирование – процесс односторонний, выполняемый по принципу "раз записано на бумаге, то голову этим забивать не стоит". Такое вот внешнее запоминающее устройство получается, с которого, к тому же, загрузить информацию в мозг, как мы уже говорили, обычно не удается.

Как же сделать "многоразовый" конспект, который действительно поможет вспомнить материал, когда это потребуется? В идеале для этого нужно не просто бездумно переносить услышанное на бумагу, а "пропускать его через себя", проводя первичную обработку информации. Запись под диктовку просто убивает мышление. Вы, по сути, работаете принтером, бездумно печатающим отправленный на него файл. Для того чтобы "включить" мозг, нужно:

  • уметь ориентироваться в общей структуре лекции (текста) – выделить вступление, основную часть, заключение;
  • уловить логику изложения материала – понять систему изложения материала автором, ход развития его мыслей;
  • выделить ключевые мысли – те тезисы, на которые нанизан весь остальной материал;
  • определить уточняющую информацию и лаконично сформулировать основное, не перенося на бумагу все услышанное (прочитанное) дословно.

В любом прочитанном тексте или услышанной речи мы интуитивно выделяем опорные или ключевые слова и фразы – вот их-то и нужно записывать, ведь именно они несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку, определяют содержание текста. Выделение ключевых слов – первый этап свертки текста, так сказать, смысловой компрессии материала. Второй этап – фиксация информации, представление этих ключевых слов и фраз в некоторой форме.


Если же говорить о форме, то конспекты бывают формализованные и графические. Рассмотрим эти два типа записей.

  1. Формализованные конспекты

    Идея таких конспектов состоит в том, чтобы заполнить записями ячейки заранее заготовленных таблиц или ответить на вопросы заранее заготовленной анкеты. Конечно, не любой текст можно законспектировать таким образом. Такие вещи применимы в основном при описании характеристик каких-либо объектов или явлений, особенно если конспект готовится по нескольким источникам или ставится цель сравнить различные точки зрения или объекты. Иногда такие конспекты называют плановыми или схематически плановыми.

  2. Графические конспекты

    Записи располагаются по всей площади листа бумаги так, чтобы была видна иерархия понятий и взаимосвязи между ними. Для каждого текста можно сделать не один, а несколько графических конспектов, отображающих текст в целом либо его отдельные части. Такие конспекты близки по форме к "ментальным картам", но все же это не совсем, а вернее, совсем не они. Вы наверняка помните, что mind map строится в виде центрального объекта, от которого во все стороны расходятся связи к другим объектам, а графический конспект – это структура, напоминающая многоуровневый маркированный список в MS Word.

Вспомните свои студенческие времена – часто вы конспектировали лекции в виде многоуровневых списков или бессонными ночами чертили таблицы, которые затем заполняли во время занятий? То-то же! Чаще всего вы просто писали строка за строкой, создавая более-менее связный, но абсолютно "серый" для восприятия текст. Но об этом мы еще поговорим чуть далее, а сейчас рассмотрим виды привычных для нас текстовых конспектов.

  • Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из цитат. Уже потом к текстуальному конспекту можно легко присоединить план и дополнить его уточняющей информацией. Такой вид конспекта лучше всего подходит тем, кто пишет научную работу или изучает литературу, именно в таких случаях цитаты авторитетных авторов всегда важны. Однако есть одно "но" – составить такой конспект не так-то просто. Чтобы это сделать, нужно уметь выделить наиболее значимые цитаты – именно те ключевые мысли автора, которые составляют основу всего повествования.
  • Сводный конспект – сочетает в себе выписки, цитаты, план, тезисы, что угодно. Обычно такие конспекты создаются теми, кто умеет работать с материалом сразу несколькими способами. Чтобы составить такой конспект, требуется умение быстро и лаконично излагать свои мысли и одновременно работать с планом и авторскими цитатами. Вспомните о многозадачности!
  • Тематический конспект – способ ведения записей, абсолютно отличный от рассмотренных выше. Тематический конспект составляют, чтобы ответить на какой-нибудь четко определенный вопрос, пользуясь при этом информацией из нескольких источников. Содержание каждого источника в полной мере не раскрывается, ведь такая цель не стоит. Нужно не рассказать, о чем говорится в источниках, а проанализировать заданную тему, раскрыть поставленные вопросы и изучить их с разных сторон. Создать такой конспект опять-таки непросто – придется перерыть немало литературы, чтобы раскрыть тему максимально полно и исчерпывающе.

Какие же средства применяются людьми в ходе конспектирования? Их несколько.

  • Линейная запись – стандартный "серый" последовательный текст. А чтобы сделать его не таким "серым", часто используются различные оформительские средства, которые включают в себя сдвиг текста по горизонтали или по вертикали, выделение жирным или другим цветом особо значимых слов, подчеркивание, заключение в рамку. Помните Тони Бьюзена, сообщавшего о том, каких замечательных результатов позволило добиться добавление в конспект всего лишь двух цветов?
  • Выделение тезисов – краткая формулировка основных мыслей, положений изучаемого материала. Тезисы дают возможность кратко и емко раскрыть содержание текста, концентрируясь только на тех фразах, которые наиболее четко выражают основную мысль автора. Довольно часто тезисы путают с цитатами, но это разные вещи. Да, тезис часто может быть цитатой, но чаще это лаконично перефразированный самим студентом материал.
  • Вопросы-ответы – поделив лист на две части вертикальной чертой, конспектирующий слева самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Один из вариантов способа "вопросов-ответов" – это таблица, где слева расположены формулировки проблем, поднятых автором (лектором), а справа – их решения. Иногда в таблице могут появиться дополнительные графы для комментариев или вопросов, возникающих в процессе конспектирования. Помните формализованные конспекты? Речь шла о заранее заготовленных таблицах. А вот если использовать этот метод на ходу, опять-таки возникает проблема многозадачности…
  • Использование схем – фрагменты текста (пояснения, опорные слова, фразы, цитаты и тезисы) в сочетании с рисунками позволяют создать максимально лаконичный, но в то же время довольно емкий конспект. Впрочем, пояснений иногда не пишут вовсе, полагаясь на силу ассоциаций, правда, в некоторых случаях такой конспект может стать абсолютно бесполезным.
  • Комбинированный конспект – вершина мастерства студента, конспект, в котором умело применяются все перечисленные выше способы, сменяя друг друга в зависимости от вида материала, от желания и умения конспектирующего. А еще такой конспект очень хорошо отражает индивидуальность студента…

А чтобы процесс конспектирования был более эффективным, студенту следует придерживаться таких нехитрых правил:

  • Не стоит начинать записывать с первых же слов преподавателя, лучше дослушать его мысль до конца и постараться "пропустить ее сквозь себя", понять ее. Запись надо начинать в тот момент, когда преподаватель высказал свою мысль и начинает ее комментировать и углублять.
  • В конспекте обязательно нужно выделить отдельные части, не стоит делать текст "серым". Заголовки, подзаголовки, темы, выводы из написанного должны быть выделены и четко различимы. Выделять можно подчеркиванием, другим цветом (хотя тут тоже надо знать меру, не стоит делать из текста палитру), заключением в рамку. Для обозначения абзацев и пунктов плана хорошо помогают отступы от левого края, неплохо также вставлять между абзацами текста пустую строку. Со временем каждый студент вырабатывает для себя систему выделения смысловых частей конспекта.
  • Используйте условные обозначения. Это может быть что угодно, но наибольшую свободу предоставляют математические знаки (тут в авторе взыграло его математическое образование). Вы можете использовать обозначения следования ( \to ) и равносильности ( \leftrightarrow ), знаки отношений (равенства, приближенного равенства и неравенства, "больше" и "меньше"), кванторы ( \forall и \exists ) и логические операции ( \wedge, \vee, \not ) знаки объединения ( \cup ), пересечения ( \cap ) и включения ( \subset ) множеств, знак принадлежности множеству ( \in ) и многие другие символы. И это только несколько примеров, которые первыми приходят в голову! Опять-таки, со временем выработается свой личный стиль, своя система обозначений, позволяющая быстрее конспектировать и затем быстрее и проще изучать написанное. Сюда же относятся аббревиатуры и сокращения, но мы не советуем ими излишне увлекаться, лучше использовать только общепринятые.
  • Сокращайте запись за счет использования иностранных слов. Помните фразу автора насчет английских слов в его конспектах? Дело в том, что английские слова в среднем короче русских, так что вы с успехом можете тратить на запись меньше времени, вместо "если" используя "if", вместо слова "человек" – слово "man", а вместо "плохо" – "bad". Опять-таки, иногда удобно еще более сокращать запись, заменяя английские слова сокращениями, типичными для SMS-сообщений, например, "4U" вместо "for you" и т.д., хотя этим тоже не следует слишком увлекаться.
  • Избегайте пространных рассуждений. Нужно стараться записывать материал в виде простых повествовательных предложений. Не стоит пытаться фиксировать речь преподавателя дословно, основная мысль при этом часто теряется, к тому же синхронную запись вести очень трудно. Пропускайте услышанное сквозь себя, отбрасывайте второстепенное, не влияющее на главную мысль изложения.
  • Если у вас возникли вопросы, оставьте пустое место. Иногда бывают ситуации, когда некоторые моменты вам не до конца понятны, значение некоторых терминов не совсем ясно, а выводы кажутся сомнительными. В таких случаях нужно либо прерывать лектора и уточнять непонятные моменты сразу, либо оставить место, чтобы после занятий расспросить преподавателя обо всех неясностях, а позже записать. Кстати, признаком активного, осмысленного конспектирования является запись на полях конспекта вопросов, возникающих в ходе записи материала.

Ну вот, пожалуй, и все что мы хотели рассказать о конспекте и конспектировании. Рассматривая другие виды "свертки" материала, мы еще не раз вспомним о конспектах, средствах, используемых при их составлении, и правилах конспектирования.

Резюме

Резюме (фр.) – краткий итог прочитанного, содержащий его оценку.

www.hse.spb.ru

Резюме – это небольшой по объему текст, характеризующий основные идеи услышанного или прочитанного, делающий выводы, подводящий итоги. Это уже не бесстрастный конспект – обычно резюме выражает также отношение его автора к рассматриваемому материалу. Однако средства создания резюме сходны с теми, которые мы рассматривали, когда говорили о конспектировании. Идея тут та же: минимум текста – максимум информации. Мы не раз советовали осмысливать услышанное (прочитанное), пропускать его сквозь себя. Резюме – это вершина такого рода обработки информации. Обычно оно состоит из нескольких предельно кратких, четких и выразительных предложений, раскрывающих, по мнению автора, самую суть услышанного или прочитанного материала.

Фрагментирование

Фрагментирование – способ свертки первичного текста, заключающийся в том, что в первичном тексте выделяются цельные информационные блоки (фрагменты), посвященные какой-то одной определенной проблеме. Составляя конспект или реферат (о рефератах мы поговорим здесь же, но чуть позже), мы раскрываем определенную тему. А вот фрагменты, выделенные из первичного текста, связаны с его темой довольно слабо, они отражают внешнюю по отношению к данному тексту проблему.

Внимательный читатель, конечно же, скажет, что такой вид свертки текста не слишком-то применим во время лекции, и окажется абсолютно прав. Действительно, фрагментирование – типичный прием, применяемый в ходе подготовки научных работ (докладов, статей, рефератов), когда необходимо буквально "просеять" множество разнообразных источников и выделить информацию, проливающую свет на изучаемую проблему. И, конечно же, при этом используются те же языковые средства, которые мы рассматривали, когда обсуждали конспектирование.

Аннотация

Аннотация – краткая обобщенная характеристика книги или статьи, иногда включающая и ее оценку; наиболее краткое (буквально "в двух словах") изложение содержания первичного документа, дающее общее представление о его теме.

www.hse.spb.ru

Обратите внимание на тот факт, что в определении аннотации говорится больше о теме текста, а не о его содержании. И это не случайно, ведь основное назначение аннотаций – сформировать некоторое общее представление о книге (статье, научной работе, о чем угодно). Для чего это нужно, думаем, понятно – чтобы определить целевую аудиторию книги, рекомендовать ее определенному кругу читателей. Еще одно применение аннотаций – формулировка краткой характеристики источников, которую можно будет в дальнейшем использовать для написания исследовательской работы или реферата.

Именно поэтому в аннотации не нужно пересказывать содержание первоисточника, достаточно лишь перечислить рассматриваемые в нем вопросы. Аннотация – это не конспект. Она отвечает на вопрос: "О чем говорится в первичном тексте?" – и дает представление об основной теме текста и перечне вопросов, затрагиваемых в нем. И конечно, чтобы написать хорошую аннотацию, все так же нужно сначала осмыслить исходный текст, "пропустить его сквозь себя"…

По характеру аннотации могут быть двух видов.

  1. Справочные аннотации

    Такие аннотации обычно не содержат критической оценки произведения, только его четкую и краткую характеристику. Обычно справочные аннотации строятся по такой простой и практичной схеме:

    • уточнение и раскрытие смысла заглавия произведения;
    • краткие сведения о содержании книги (тот самый перечень затрагиваемых в ней вопросов);
    • сведения об авторе книги;
    • описание особенностей данного издания (изменения с прошлого издания, наличие иллюстраций и приложений);
    • целевая аудитория, на которую рассчитано произведение.

    Цель справочной аннотации – обратить внимание читателя на особенности издания, теоретический или художественный уровень текста, наличие и характер приложений, иллюстраций, списка первоисточников и т.д.

  2. Рекомендательные аннотации

    Аннотации именно этого вида содержат критическую оценку текста, обосновывают значимость произведения для его целевой аудитории. Это не просто информация о первоисточнике, а перечень аргументов за то, чтобы изучить его. Обычно рекомендательная аннотация включает в себя:

    • рассказ о том, что именно в этой книге должно привлечь внимание читателя;
    • суждения на тему, почему книга (статья) будет полезна и интересна читателю.

    Типичная схема рекомендательной аннотации тоже довольно проста:

    • сведения об авторе книги (дают косвенное представление о направленности и качестве произведения);
    • комментарии и замечания по основной теме произведения (с целью привлечения внимания читателя);
    • оценка произведения путем сравнения с рядом аналогичных изданий (чтобы обратить внимание читателя именно на это произведение).

По охвату содержания аннотируемого документа и целевой аудитории различают такие виды аннотаций:

  1. Общие аннотации

    Характеризуют документ в целом (справочного или рекомендательного характера) и рассчитаны на широкий круг читателей.

  2. Специализированные аннотации

    Характеризуют лишь определенные аспекты документа, интересующие только узких специалистов.

Разновидностью специализированных аннотаций являются аналитические аннотации, которые характеризуют лишь некоторую часть документа или один из вопросов, освещаемых в нем. Аналитическая аннотация дает краткую характеристику только тех разделов, глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены обсуждению определенной темы. Специализированные аннотации чаще всего носят чисто справочный характер.

Аннотации также могут быть обзорными. Обзорная аннотация – это аннотация, содержащая обобщенную характеристику нескольких, близких по тематике документов. Для справочной обзорной аннотации характерно указание общих черт нескольких книг (статей), с уточнением особенностей раскрытия темы в каждом из аннотируемых первоисточников.

В рекомендательных обзорных аннотациях сравниваются трактовки одной и той же темы в различных первоисточниках, так же, как и другие их характеристики (доступность и подробность изложения, качество рассматриваемых примеров), а также приводятся другие сведения рекомендательного характера. Помните "пропустить сквозь себя"?

Аннотация, как мы и говорили, – это максимально краткая характеристика первоисточника. Объем аннотации варьируется от нескольких слов до 10-15 строк текста. В силу своей предельной краткости аннотация не допускает цитирования, характеристика первоисточника дается своими словами. Так же, как и конспект, аннотация обычно состоит из простых предложений.

Несмотря на частое использование стандартных оборотов речи (клише), типичных для научных аналитических текстов, стандартов, регламентирующих текст аннотации, не существует. Еще одной характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание издания, при этом не повторяя, а раскрывая и углубляя их (например, объясняя название книги или сообщая подробности об авторе).

< Лекция 1 || Лекция 2: 12345 || Лекция 3 >
Александр Мухачев
Александр Мухачев
Николай Сокарев
Николай Сокарев