Опубликован: 12.11.2012 | Доступ: платный | Студентов: 97 / 0 | Длительность: 18:29:00
Лекция 13:

Домен "Эксплуатация и сопровождение": управление конфигурацией и проблемами

< Лекция 12 || Лекция 13: 1234 || Лекция 14 >
Аннотация: В лекции рассмотрены процессы домена "Эксплуатация и сопровождение", отвечающие за управление конфигурацией и проблемами.

13.1. DS 9. Управление конфигурацией

Обеспечение целостности аппаратного и программного обеспечения требует создания и поддержки точного и полного хранилища конфигурационных данных. Данный процесс включает в себя сбор первоначальных данных о конфигурации, создание прототипа, проверку и аудит данных о конфигурации, а также обновление хранилища конфигурационных данных по мере необходимости. Объект конфигурации или конфигурационная единица (Configuration Item, CI) – компонент инфраструктуры или объект, требующий настроек, связанных с инфраструктурой, которая находится под контролем (или должна находиться под контролем) должностных лиц, ответственных за конфигурацию. Объекты конфигурации могут весьма разниться по сложности, размерам и типам – от целой системы (включающей аппаратную часть, программное обеспечение и документацию) до отдельного модуля или небольшого аппаратного компонента. Управление конфигурацией (Configuration Management) – управление настройками объектов конфигурации на протяжении их жизненного цикла [1]. Информация о каждом объекте конфигурации регистрируется в форме записи в хранилище конфигурационных данных и поддерживается актуальной в течение всего жизненного цикла процессом Управление конфигурациями.

Для идентификации конфигураций важно:

  • определить, как будут категорироваться объекты конфигурации;
  • определить подход к идентификации и наименованию всех объектов конфигурации;
  • определить роли и ответственности для владельцев объектов конфигурации отдельных типов в рамах этапов жизненного цикла.

Деятельность в рамках идентификации конфигураций включает в себя:

  • определение и документирование критериев выбора объектов конфигурации и составляющих их компонентов;
  • выбор объектов конфигурации и их компонентов на основе установленных критериев;
  • назначение уникальных идентификаторов для выбранных объектов конфигурации;
  • определение атрибутов для каждого объекта конфигурации;
  • определение для каждого объекта конфигурации момента, когда он поступает в Управление конфигурациями;
  • определение владельца, ответственного за каждый объект конфигурации.

Модель конфигураций должна включать в себя связи и позицию каждого объекта конфигурации. Важной частью Управления конфигурацией является определение уровня контроля для каждого объекта конфигурации. Для этого применяется иерархический подход, так как каждый CI может являться частью другого CI или группы CI. Например, база данных может использоваться многими приложениями. Объекты конфигураций нижних уровней не подвержены детальному контролю и аудиту. Например, клавиатуры, используемые в организации, могут послужить примером CI нижнего уровня. Важно отметить, что в зависимости от конкретной организации, критерии выбора CI нижнего уровня отличаются. Например, в здании ООН работает множество людей, говорящих на разных языках. Для их удобства используются разные клавиатуры - с английской, русской, итальянской и другими раскладками. Следовательно, для ООН информация о клавиатурах является относительно критичной и клавиатура как CI не находится на нижнем уровне иерархии.

Всем объектам конфигурации необходимо назначить имена, состоящие из идентификатора и версии. Имена должны быть уникальными. Помимо этого все физическое оборудование должно иметь бирки, по которым их можно будет легко идентифицировать.

В хранилище конфигурационных данных содержаться атрибуты каждого объекта конфигурации. Выделяют следующие стандартные атрибуты:

  • уникальный идентификатор;
  • тип CI;
  • имя/описание;
  • версия;
  • расположение;
  • дата поставки;
  • детали лицензии ( в частности, дата ее истечения);
  • владелец/куратор;
  • статус;
  • поставщик/источник;
  • документация;
  • данные истории, например, аудиторские отчеты;
  • тип связей;
  • соответствующий SLA.

Чаще всего характеристики CI содержатся в документации к нему. Связи объектов конфигурации отражают то, как они взаимодействуют друг с другом в процессе предоставления услуг. Информация о связях объектов между собой должна храниться в хранилище конфигурационных данных.

Основные связи между CI:

  • CI является частью другого CI. Например, сервер является частью инфраструктуры сайта. Это отношение "родитель-ребенок";
  • CI соединен с другим CI. Например, персональный компьютер соединен с локальной сетью;
  • CI использует другой CI. Например, программа использует модуль другой программы;
  • CI установлен на другой CI, например, Windows Excel на персональный компьютер.

CI может иметь множество связей. Например, быть частью другого CI и одновременно использоваться другими CI .

Каждый CI имеет ряд дискретных статусов в рамках своего жизненного цикла. Значимость каждого статуса определяется использованием CI в его рамках.

Учет статусов обеспечивает корректность и актуальность записей об объектах конфигурации, активах и их состояниях. Стандартные деятельности в рамках Учета состояний:

  • управление записями о конфигурациях в процессе жизненного цикла;
  • управление записью, восстановлением и объединением статусов с целью обеспечения корректности, безопасности, своевременности и целостности;
  • обеспечение доступности информации о статусах в рамках Управления конфигурациями;
  • запись всех изменений в CI.

Запись о конфигурации создается в процессе идентификации и контроля CI. Она обеспечивает прозрачность и трассируемость CI для всех процессов [5].

Эффективное управление конфигурацией обеспечивает большую доступность систем, минимизирует проблемы, связанные с промышленной эксплуатацией систем и ведет к более быстрому решению проблем.

Процесс "Управление конфигурацией"

Рис. 13.1. Процесс "Управление конфигурацией"

Управление процессом

Управление конфигурацией.

удовлетворяет следующим бизнес требованиям к ИТ

оптимизация ИТ-инфраструктуры, ресурсов и возможностей, учет ИТ-активов. сосредоточено на

создании и поддержке точного и полного хранилища конфигурационных атрибутов ИТ -активов и прототипов, а также на сравнении их с текущей конфигурацией.

достигается с помощью

  • Создания централизованного хранилища всех объектов конфигурации.
  • Выявления объектов конфигурации и их поддержке.
  • Проверки целостности данных о конфигурации.

результаты оцениваются с помощью следующих показателей

  • Число проблем, связанных с соответствием требованиям бизнеса, вызванных неправильной конфигурацией активов.
  • Число отклонений, выявленных между конфигурационными данными в хранилище и текущей конфигурацией активов.
  • Доля приобретенных, но не учтенных в хранилище лицензий.
< Лекция 12 || Лекция 13: 1234 || Лекция 14 >
Грета Березовская
Грета Березовская
Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте, прошел курс МБА Управление ИТ-проектами и направил документы на получение диплома почтой. Подскажите, сроки получения оного в бумажной форме?

: