Опубликован: 20.05.2017 | Доступ: платный | Студентов: 104 / 12 | Длительность: 40:03:00
Тема: Экономика
Лекция 6:

Планирование и прогнозирование финансовых результатов организации

Особенности планирования финансовых результатов организации

При планировании финансовых результатов организации необходимо учитывать размеры организации, масштабы производства, номенклатуру выпускаемой продукции, интенсивность использования ресурсов, наличие финансовых ресурсов, состояние рынка сбыта продукции и т.д.

Особое внимание следует уделять факторам, влияющим на величину затрат и прибыли организации.

На величину прибыли организации существенное влияние оказывают такие факторы, как:

  • объем и структура реализации - увеличение объема продаж может привести к увеличению прибыли. Однако следует учитывать, что это может потребовать дополнительного финансирования производства, приводит к увеличению затрат организации;
  • стоимость прямых затрат на производство и сбыт;
  • доля затрат в выручке от реализации - уменьшение доли приводит к значительному увеличению прибыли и т.д.;

Покажем влияние этих факторов на конкретных примерах.

Влияние изменения объема продаж

Пример 1. По данным отчетности организации выручка от реализации в 2000 г. составила 340 000 тыс. руб., объем реализации - 1000 тыс. ед., затраты на производство и реализацию составили 200 000 тыс. руб. Руководство решило повысить объем продаж на 10%. Необходимо оценить:

  1. Как это решение повлияет на размер прибыли, если не изменять условия функционирования?
  2. Для получения прогнозируемой прибыли как необходимо изменить затраты на единицу продукции?

Решение:

В отчетный период:

Прибыль от продаж:

ПР = В - З = 340 000 - 200 000 = 140 000 (тыс. руб.).

Затраты на единицу продукции составляли:

З1 = З : К = 200 000 : 1000 = 200 (руб.).

Цена реализации:

Ц = В : К = 340 000 : 1000 = 340 (руб.)

По прогнозу увеличивается объем продаж на 10%.

Объем реализации составит:

Кпр = 1000 * 1,1 = 1100 (тыс. ед.).

Выручка от продаж при той же цене реализации составит:

Впр = Кпр * Ц = 1100 * 340 = 374 000 (тыс. руб.).

Затраты по прогнозу при тех же затратах на единицу продукции составят:

Зпр1 = Кпр * З1 = 1100 * 200 = 220 000 (тыс. руб.).

Прибыль по прогнозу составит:

ПР пр = Впр - Зпр = 374 000 - 220 000 = 154 000 (тыс. руб.).

Увеличение объема продаж может привести к увеличению не только переменных затрат, но и постоянных затрат, что может быть вызвано необходимостью увеличения основных средств, увеличения платы за используемые производственные помещения и т.п., что отрицательно может сказаться на размерах прогнозируемой прибыли.

Рассмотрим решение второй части задачи:

Х - процент снижения затрат на единицу продукции. Тогда затраты на объем продукции в размере 1000 тыс. ед. составят:

Зпр2 = 200 * (100 - Х) : 100 * 1000 (тыс. руб.).

Используя связь между выручкой отчетного периода, прибылью и затратами по прогнозу составит:

Зпр2 = В - ПРпр.;

200 * (100 - Х) : 100* 1000 = 340 000 - 154 000;

2000 * (100 - Х) = 186 000;

100 - Х = 186 000 : 2000;

100 - Х = 93;

Х= 100 - 93 = 7.

Таким образом, снизив затраты на единицу продукции на 7%, получим тот же размер прибыли, но при этом объем производства и продаж не увеличивается.

Влияние структуры выручки на прибыль организации

Выручка от продаж может быть представлена в виде суммы прибыли от продажи продукции (ПР) и затрат на производство и сбыт продукции:

(ЗАТ) : В = ПР + ЗАТ.

Уменьшение доли затрат в выручке приводит к значительному увеличению доли прибыли. Покажем это на конкретных примерах.

Пример 2. Выручка составляет 1000 тыс. руб., доля затрат - 75%, тогда доля прибыли - 25% (100 - 75). Затраты составляют 750 тыс. руб., прибыль - 250 тыс. руб.

1. Снизим размер затрат на 5%, тогда:

затраты составят:

З1 = 750 * 0,95 = 712,5 (тыс. руб.);

прибыль:

ПР1 = 1000 - 712,5 = 287,5 (тыс. руб.),

прибыль увеличится на 37,5 тыс. руб., или на 15% (37,5 : 250 * 100% = 15%).

2. Снизим затраты на 10%,тогда они составят 675 тыс. рублей (750 * 0,9), прибыль будет равна 325 тыс. руб. (1000 - 675), она увеличилась на 30%.

3. Снизим затраты еще раз на 5%, тогда величина затрат составит:

З2 = 712,5 * 0,95 = 676,9 (тыс. руб.).

Соответственно прибыль: ПР2 = 1000 - 676,9 = 323,1 (тыс. руб.).

По отношению к первому варианту прибыль увеличилась на 73,1 тыс. руб. (323,1 - 250), или на 29,24%.

Влияние изменения доли затрат в выручке на прирост прибыли показан на примере данных табл. 6.1.

Таблица 6.1. Варианты изменения структуры выручки от продаж
Выручка Доля, % Затраты Доля, % Прибыль Доля, %
1-й вариант 1000 100 800 80 200 20
2-й вариант 1000 100 760 76 240 24
3-й вариант 1000 100 722 72,2 278 27,8
4-й вариант 1000 100 685,9 68,59 314,1 31,41
5-й вариант 1000 100 651,61 65,16 348,39 34,84

Проанализируем по полученным данным соотношения темпов снижения затрат и роста прибыли, по сравнению с первым вариантом расчеты представлены в табл. 6.2.

Таблица 6.2. Динамика темпа изменения затрат и прибыли
Показатель Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5
Затраты в % 80 76 72,2 68,59 65,16
Темп роста 100 95 90,25 85,74 81,45
Прибыль, % 20 24 27,8 31,41 34,84
Темп роста 100 120 139 157,05 174,2

Расчетные данные свидетельствуют, что темп прибыли от реализации растет более быстрыми темпами, чем темп снижения затрат, так при снижении затрат на 18,55% (100 - 81,45) прибыль увеличилась на 74,2% (174,2 - 100), т.е. почти в четыре раза!

Все это свидетельствует о необходимости более тщательного изучения затрат, производимых организацией.