Модели зрелости процессов домена " Приобретение и внедрение"
AI 1. Выбор решений по автоматизации
Управление процессом "Выбор решений по автоматизации" удовлетворяет следующим бизнес требованиям к ИТ преобразование требований бизнеса в отношении функциональности и контроля в эффективный дизайн автоматизированных решений и соответствует характеристикам:
0. Несуществующий
Организация не нуждается в выявлении функциональных или операционных требований к процессам разработки, внедрения или модификации решений, относящихся к системам, услугам, инфраструктуре, программным средствам и данным. Организация не интересуется имеющимися на рынке технологическими решениями, потенциально пригодными для ее деятельности.
1. Начальный/Повторяющийся эпизодически и бессистемно
Осознается необходимость сформулировать требования и идентифицировать технологические решения. Группы сотрудников совместно обсуждают потребности на неформальном уровне, требования лишь изредка документируются. Решения идентифицируются отдельными сотрудниками на основе ограниченной информации о рынке или в ответ на предложения поставщиков. Структурированный анализ или исследования имеющихся технологий проводятся в незначительном объеме.
2. Повторяющийся, но интуитивный
Различные подходы к поиску ИТ решений, основанные на интуиции, существуют и разнятся в рамках организации. Решения выбираются неформально, на основе опыта и знаний сотрудников службы ИТ. Успех каждого проекта зависит от квалификации нескольких ведущих сотрудников. Качество документации и принимаемых решений меняется в значительных пределах. Применяется неструктурированный подход к определению требований и поиску технологических решений.
3. Определенный
Существует четкий, структурированный подход при выборе ИТ решений. Данный подход требует рассмотрения альтернативных вариантов с учетом бизнес или пользовательских требований, технологических и экономических возможностей, оценок рисков и других факторов. Процесс выбора ИТ решений применяется в рамках некоторых проектов на основе таких факторов, как решения, принятые участниками проекта, количество времени, уделяемого руководством, а также масштаб и приоритеты исходного бизнеса-требования. Для определения требований и выбора ИТ решений применяются структурированные подходы.
4. Управляемый и измеряемый
В большинстве проектов существует и применяется утвержденная методология определения и оценки ИТ решений. Проектная документация обладает хорошим качеством, каждый этап процесса должным образом утверждается. Требования хорошо сформулированы и соответствуют предварительно установленным структурам. Изучаются альтернативные решения, в том числе с помощью анализа затрат и выгод. Методология является понятной, хорошо определенной и поддающейся оценке. Существует четко определенное взаимодействие между руководством ИТ и корпоративным руководством в вопросах определения и оценки ИТ решений.
5. Оптимизированный
Методология определения и оценки ИТ решений непрерывно совершенствуется. Методология приобретений и внедрения обладает гибкостью, делающей ее пригодной для использования как в крупных, так и небольших проектах. Эта методология поддерживается внутренней и внешними базами знаний, содержащих справочные материалы по технологическим решениям. Данная методология сама формирует документацию по предопределенной структуре, что делает эксплуатацию и техническое обслуживание решений эффективным. Происходит выявление новых возможностей технологии для повышения конкурентоспособности, влияния на перестройку бизнес-процессов и улучшение общей эффективности. Руководство выявляет случаи и принимает меры, когда ИТ решения принимаются без анализа альтернативных технологий или функциональных бизнес требований.
AI 2. Приобретение и поддержка программных приложений
Управление процессом "Приобретение и поддержка программных приложений" удовлетворяет следующим бизнес требованиям к ИТ обеспечение соответствия доступных приложений требованиям бизнеса, при условиях своевременности и разумных затрат и соответствует характеристикам:
0. Несуществующий
Отсутствует процесс разработки и определения требований к приложениям. Обычно приложения приобретаются на основе предложений поставщиков, узнаваемости бренда или знакомства персонала ИТ с конкретными программными продуктами. При этом фактические требования анализируются мало или не рассматриваются совсем.
1. Начальный/Повторяющийся эпизодически и бессистемно
Осознаётся необходимость процесса приобретения и поддержки приложений. Подходы к приобретению и поддержке приложений варьируются от проекта к проекту. Некоторые разрозненные решения, относящиеся к отдельным требованиям бизнеса, как правило, приобретаются независимо друг от друга, что приводит к их неэффективности в эксплуатации и поддержке.
2. Повторяющийся, но интуитивный
Используются различные, но сходные процессы приобретения и поддержки приложений, основанные на опыте и квалификации внутри службы ИТ. Степень успешного применения приложений в значительной степени зависит от опыта и квалификации персонала ИТ. Сопровождение приложений обычно связано с проблемами, особенно при увольнении соответствующих специалистов из данной организации. Вопросам безопасности и доступности при разработке или приобретении программных приложений уделяется незначительное внимание.
3. Определенный
Существует четкий, определенный и понятный процесс приобретения и поддержки программных приложений. Данный процесс соответствует ИТ и корпоративной стратегии. Делаются попытки применения документированных процессов к различным приложениям и проектам. Методологии, как правило, недостаточно гибкие и трудно применимы ко всем случаям, поэтому отдельные этапы могут пропускаться. Работы по поддержке планируются, регламентируются и координируются.
4. Управляемый и измеряемый
Существует формализованная и хорошо понятная методология, которая включает документально оформленный процесс дизайна и разработки технических спецификаций, критерии приобретения программного обеспечения, процесс тестирования и требования к документации. Существуют регламентированные и согласованные механизмы, гарантирующие, что все этапы соблюдаются, а отклонения согласовываются с руководством. Практики и процедуры развиваются и хорошо подходят для организации, используются всеми сотрудниками и применимы к большинству требований, предъявляемых к приложениям.
5. Оптимизированный
Практики приобретения и поддержки приложений соответствуют заранее определенному процессу. Данный подход является компонентно-ориентированным, при этом предварительно заданные стандартизированные приложения согласованы с требованиями бизнеса. Этот подход применяется в рамках всей организации. Методология приобретения и поддержки приложений является достаточно разработанной, обеспечивает быстрое развертывание и высокую степень гибкости и адаптируемости к изменяющимся требованиям бизнеса. Методология приобретения и поддержки приложений непрерывно совершенствуется и поддерживается внутренними и сторонними базами знаний, содержащими справочные материалы и лучшими практиками. Данная методология создает документацию по предопределенной структуре, что делает эксплуатацию и сопровождение эффективными.
AI 3. Приобретение и обслуживание технологической инфраструктуры
Управление процессом "Приобретение и обслуживание технологической инфраструктуры" удовлетворяет следующим бизнес требованиям к ИТ приобретение и поддержка интегрированной и стандартизованной ИТ инфраструктуры и соответствует характеристикам:
0. Несуществующий
Управление технологической инфраструктурой не признается как достаточно важный аспект, требующий рассмотрения.
1. Начальный/Повторяющийся эпизодически и бессистемно
В инфраструктуру вносятся изменения для каждого нового приложения без какого-либо общего плана. Хотя есть осознание того, что инфраструктура ИТ имеет важное значение, отсутствует общий непротиворечивый подход. Деятельность по поддержке вызвана реакцией на краткосрочные потребности. Тестирование проводится в среде промышленной эксплуатации.
2. Повторяющийся, но интуитивный
Имеется согласованность между тактическими подходами при приобретении и поддержании инфраструктуры ИТ. Приобретение и поддержка инфраструктуры ИТ не базируется на какой-либо определенной стратегии и не учитывает потребности корпоративных приложений, которые должны поддерживаться. Существует понимание того, что инфраструктура ИТ важна; данное понимание поддерживается некоторыми формальными практиками. Отдельные мероприятия по поддержке запланированы, но нет общего плана и координации. В некоторых случаях существует отдельная среда тестирования.
3. Определённый
Существует ясный, достаточно определенный и в целом понятный процесс приобретения и поддержки инфраструктуры ИТ. Данный процесс поддерживает потребности наиболее важных корпоративных приложений и согласован с корпоративной и ИТ стратегиями, но его применение происходит недостаточно единообразно. Мероприятия по поддержке планируются и координируются. Существуют отдельные среды для промышленной эксплуатации и тестирования.
4. Управляемый и измеряемый
Процесс приобретения и поддержания технологической инфраструктуры развит до уровня, когда он успешно применяется в большинстве ситуаций, последовательно соблюдается и направлен на многократное использование. Инфраструктура ИТ адекватно поддерживает бизнес-приложения. Процесс хорошо организован и работает на опережение. Затраты и время для достижения ожидаемого уровня масштабируемости, гибкости и интеграции отчасти оптимизированы.
5. Оптимизированный
Процесс приобретения и поддержания технологической инфраструктуры является упреждающим и тесно увязан с наиболее важными корпоративными приложениями и технологической архитектурой. Применяются лучшие практики для принятия решений о выборе технологических решений; организация знает о новейших разработках платформ и системного программного обеспечения. Затраты снижены благодаря рационализации и стандартизации компонентов инфраструктуры и использованию автоматизации. Благодаря высокому уровню технической осведомленности можно определить оптимальные способы упреждающего повышения производительности, включая рассмотрение вариантов аутсорсинга. ИТ инфраструктура рассматривается как важный фактор, способствующий эффективному использованию ИТ.