Опубликован: 20.10.2016 | Доступ: платный | Студентов: 92 / 19 | Длительность: 24:56:00
Лекция 7:

Правовое регулирование научно-технического развития производства

< Лекция 6 || Лекция 7: 1234 || Лекция 8 >
Аннотация: Научно-техническое развитие производства по своему содержанию представляет собой сферу деятельности, в которой используются и взаимодействуют самые разнообразные знания, технологии и профессии. Само развитие становится возможным благодаря созидательному таланту человека, накоплению капитала и высококачественному труду. Оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и тем самым создает условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность. Правовые институты, как государственные (законодательные), так и корпоративные, должны содействовать научной организации этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управлению им.

7.1. Государственная научно-техническая политика и правовое регулирование отношений в области научной и научно-технической деятельности

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Законодательство в этой области состоит из Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон № 127-ФЗ) (в ред. от 27 июля 2010 г.) и принимаемых в соответствии с ним законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данный Закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг).

Научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Результаты этих исследований реализуются через научно-техническую деятельность и экспериментальные разработки - области, непосредственно относящиеся к производственно-хозяйственной деятельности.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, а также на обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Научной и научно-технической деятельности свойствен творческий характер. Главными участниками этой деятельности являются научные и научно-технические работники, а также научные организации.

7.1.1. Научные работники и научные организации

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистом научной организации - гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.

Правовые основы оценки квалификации научных работников и критерии этой оценки определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, и обеспечиваются государственной системой аттестации.

Успех в достижении научного (научно-технического) результата может быть достигнут только в условиях высокой мотивации творческого труда научных работников и специалистов научной организации. В производственных организациях этот результат выражается в нововведениях в технологию, продукцию, организацию НИОКР, производства и маркетинга, в систему управления предприятием (фирмой) и его социальную сферу.

В условиях рыночной экономики мотивы научно-технического развития генерируются внутренними и внешними факторами производственной системы (схема 7.1):

  • параметрами производственного процесса (качественными результатами процесса, параметрами социальной организации и мотивации труда);
  • параметрами рыночной среды (конкурентоспособность, прибыль, новые потребности);
  • новыми достижениями научно-технического прогресса;
  • экологическими параметрами.
Схема 7.1. Взаимодействие параметров научно-технического развития производственного процесса   

Схема 7.1. Взаимодействие параметров научно-технического развития производственного процесса   

Способность к генерированию мотивов нововведений является важнейшей характеристикой объекта управления и механизма управления развитием в том числе правового механизма. Наличие в составе механизма управления мотивообразующих факторов свидетельствует о возможностях его самоорганизации.

Активную роль в генерировании и привитии мотивов развития играют руководство предприятия, инвесторы, акционеры и непосредственные участники процесса развития. Можно выделить следующие основные группы мотивов развития производства:

мотивы удовлетворения и развития потребностей общества: удовлетворение запросов потребителей, наполнение различных сегментов рынка, создание продукции, формирующей новые потребности;

мотивы прибыльности: желание получить прибыль в конкурентной борьбе, поддержать или повысить прибыльность;

мотивы творчества: желание реализовать накопленные знания, удовлетворить потребность в реализации творческих идей, повысить мастерство в конкретной области деятельности;

мотивы престижа: желание повысить или поддержать престиж, достичь лидерства или не отстать от других;

мотивы преодоления внутренних проблем, возникающих в деятельности предприятия: желание привлечь квалифицированных работников, сократить текучесть кадров, создать новые рабочие места и внутренний рынок рабочей силы, усилить мотивацию труда, улучшить управление;  

мотивы удовлетворения социальных потребностей в оздоровлении экологического состояния окружающей среды.

Очевидно, что чем шире разнообразие мотивов конкретного нововведения, тем в большей степени оно мотивировано: мотивация развития усиливается, если мотив удовлетворения потребностей дополняется мотивом прибыльности, а затем мотивами творчества, престижа и т.д. Точно так же, если исходными являются мотивы прибыльности, важно, чтобы они были дополнены мотивами удовлетворения потребностей и мотивами творчества.

Нормы права, регулирующие деятельность в области научно-технического развития производства, должны содействовать усилению мотивов развития. На это направлены установленные в законодательстве гарантии органов государственной власти. Они:

  • гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
  • гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
  • признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;
  • обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;
  • гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;
  • гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Закон № 127-ФЗ устанавливает права и обязанности научных работников. Научный работник имеет право, в частности:

  • на признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;
  • объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;
  • осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
  • участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
  • мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду.

Научный работник обязан:

  • осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей среде;
  • объективно осуществлять экспертизу представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.

Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности.

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, может присваиваться статус государственного научного центра.

При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Центрами фундаментальных научных исследований являются Российская академия наук и отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования и др.). Эти организации создаются, реорганизуются и ликвидируются по представлению Президента РФ или Правительства РФ, финансируются за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, наделяются правом управления своей деятельностью и правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности.

< Лекция 6 || Лекция 7: 1234 || Лекция 8 >