Аннотация:
Гражданский кодекс РФ устанавливает правила реализации товаров (продукции, услуг, работ, производимых предприятием) по договору купли-продажи, разновидностями которого являются:
договор розничной купли-продажи;
договор поставки товаров;
договор поставки товаров для государственных нужд;
договор контрактации;
договор энергоснабжения.
Правовой институт купли-продажи положен также в основу правового регулирования торгового оборота производственных активов:
купля-продажа недвижимости;
продажа предприятия как имущественного комплекса.
Институт купли-продажи, кроме того, охватывает отношения, связанные с продажей недвижимости и продажей предприятия, осуществляемой в хозяйственной деятельности в порядке управления производственными активами. Общие положения ГК РФ, посвященные купле-продаже, должны применяться и к купле-продаже имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания и иных средств индивидуализации гражданина или юридического лица, выполняемых ими работ или оказанных услуг, если иное не вытекает из содержания или характера соответствующих прав или существа объекта гражданских прав.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Предметом договора являются: наименование товара (имущества сложного имущественного комплекса), его количество, условия, по которым стороны в момент заключения договора достигли соглашения или относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, и вытекающие из этих условий обязательства сторон.
Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий:
сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора;
достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода договорам (ст. 432 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ к числу существенных относятся следующие условия договора.
1. О предмете договора. Применительно к отдельным разновидностям договора купли-продажи предмет договора детализируется, а диспозитивные нормы, определяющие это существенное условие, дополняются специальными правилами. Например, по договору, предусматривающему поставку товаров в течение срока действия договора отдельными партиями, в котором не определены периоды поставки, товары должны поставляться помесячно (п. 1 ст. 508 ГК РФ). Покупатель при принятии товаров должен проверить их количество и качество и о выявленных несоответствиях или недостачах товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (ст. 513 ГК РФ).
В отношении некоторых разновидностей договора купли-продажи с учетом существа возникающих из них обязательств законодатель расширяет предмет договора путем возложения на стороны дополнительных обязанностей. Так, по договору контрактации в предмет договорного обязательства, по которому обязанной стороной выступает производитель сельскохозяйственной продукции, включается обязанность последнего совершить дополнительные действия: вырастить или произвести сельскохозяйственную продукцию, подлежащую передаче заготовителю.
В некоторых случаях законодатель ужесточает требования к заключению договора путем исключения возможности определения его существенных условий диспозитивными нормами. Например, договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор считается незаключенным, поскольку правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не подлежат применению (ст. 555 ГК РФ).
2. Условия, необходимые для договоров данного вида. К условиям договора, указанным в законе или иных правовых актах в качестве необходимых для договоров данного вида, в первую очередь относятся условия, которые представляют собой видообразующие признаки для данного вида договора. Данные условия обычно содержатся в самом определении понятия соответствующего вида договора. Например, рассмотрев понятие договора поставки (ст. 506 ГК РФ) и отбросив из числа квалифицирующих признаков, выделяющих договор поставки в отдельную разновидность купли-продажи, те, которые не относятся к условиям договора, можно сказать, что помимо предмета договора и цены товара, являющихся существенными условиями всякого договора купли-продажи, существенным условием договора поставки (по признаку необходимости) следует признать также условие о сроке или сроках передачи поставщиком товара (товаров) покупателю.
3. Условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные для договоров данного вида. Например, в соответствии с п. 1 ст. 339 ГК РФ в договоре о залоге должны быть предусмотрены: предмет залога, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество. Кроме того, ГК РФ содержит диспозитивные нормы, определяющие два из перечисленных существенных условий договора: а) правило о том, что заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором (ст. 338 ГК РФ); б) положение о том, что, если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности: проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию (ст. 337 ГК РФ).
4. Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если при заключении договора возникают разногласия сторон, то в отношении соответствующего условия одна из сторон должна прямо заявить о необходимости достижения соглашения под угрозой отказа от заключения договора. На практике нередко бывает так, что стороны при заключении договора не урегулировали разногласия, например, о размере договорной неустойки за неисполнение обязательств, но затем выполняли условия договора. При возникновении спора в связи с применением ответственности одна из сторон заявляет о том, что договор следует считать незаключенным, так как в свое время не было достигнуто соглашение по условию договора о размере неустойки. В подобном случае договор признается заключенным (но без условия о размере неустойки), имея в виду, что ни одна из сторон при заключении договора не заявила о необходимости достижения соглашения по спорному условию договора.
Наиболее сложными условиями, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон по договору купли-продажи, обычно являются ассортимент, качество и цена товара. В условиях достаточно широкой олигополиии, характерной для современных рынков, продавец и покупатель имеют возможность выбора потребителя (производителя). Более того, товаропроизводитель уже на стадии опытной разработки продукции планирует выбор своих позиций в конкуренции, предпочтительность тех или иных рынков и свой конкурентный статус на этих рынках. При этом он определяет свою ассортиментную политику, политику в области качества товара и ценовую политику. Стремясь продемонстрировать покупателю добротность своего товара, товаропроизводитель индивидуализирует свой товар посредством товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара.
Государство со своей стороны содействует участникам рынка (сторонам договора купли-продажи), оказывая поддержку добросовестной конкуренции и ограничивая монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.
6.1. Купля-продажа
6.1.1. Реакция предприятия на конъюнктуру рынка
Объективно условия договора складываются заранее и зависят от своевременности и правильности реакции на конъюнктуру рынка, в основе которой лежит соотношение спроса и предложения.
Рыночное ценообразование. В рыночной экономике предприятия самостоятельно отстаивают свои интересы на рынке, конкурируя с другими предприятиями. Механизмы конкуренции и ценообразования позволяют осуществлять согласование множества планов производственно-хозяйственной деятельности предприятий, присутствующих на данном рынке.
Одним из основных параметров механизма рыночного ценообразования является цена равновесия спроса и предложения (рис. 6.1).
Рис.
6.1.
Равновесие величин спроса и предложения: N— кривая спроса; A— кривая предложения
Рыночная ситуация, при которой предложение превышает спрос, создает конкуренцию продавцов и вызывает непрерывное понижение цен (рынок покупателей). Движение по кривым спроса и предложения продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто рыночное равновесие, т.е. пока предложение и спрос не сравняются. Рыночная конъюнктура, при которой спрос превышает предложение, создает конкуренцию покупателей, давление которой ведет к росту цен (рынок продавцов). Растущие цены привлекают на рынок новых производителей товаров, а предприятия, уже присутствующие на рынке, расширяют свое предложение до тех пор, пока не будет достигнуто рыночное равновесие.
Под влиянием конкуренции предложение и спрос постоянно движутся в направлении равновесной цены. Этот процесс представляет собой механизм ценообразования.
Потребитель, готовый купить товар по более высокой (плановой) цене, чем равновесная цена, в случае покупки товара по равновесной цене получает ренту потребителя, которая эквивалентна разнице между плановой ценой и ценой равновесия. Покупатели, для которых равновесная цена высока, уходят с рынка. Продавцы, которые могли бы продавать товар по плановой цене, ниже равновесной, продав его по равновесной цене, получают ренту продавца (эквивалентна разнице между равновесной и плановой ценами). Продавцы, имеющие более высокий уровень затрат и вынужденные предлагать свои товары дороже, вытесняются с рынка.
Изменение рыночного равновесия. Рыночное равновесие достигается лишь на непродолжительное время, так как постоянно меняются экономические факторы, от которых зависят спрос и предложение. Причинами этих изменений могут быть, например, изменение цен на факторы производства, внедрение новых технологий, изменение в доходах потребителей, изменение цен на взаимозаменяемые товары, перемены во вкусах и моде. Под влиянием этих перемен спрос и предложение постоянно изменяются и участникам рынка приходится непрерывно адаптироваться к изменениям.
Изменяемыми величинами являются спрос, предложение, объем продаж и цена равновесия. Ведущим параметром рыночного регулирования является спрос, так как предложение следит за спросом. Однако рост или снижение спроса не обязательно вызывают адекватное изменение предложения, так как последнее зависит от многих факторов, независимых от спроса.
Реакция предприятия на конъюнктуру рынка. Предприятие заинтересовано в получении ренты продавца, поэтому оно внимательно наблюдает за соотношением спроса и предложения и ценой равновесия. Чем большую ренту предприятие может получить от продажи своих товаров на рынке, тем выше его прибыль. Эта рента будет изменяться при прочих равных условиях с изменением цены равновесия.
Величина ренты зависит от ряда факторов, которые мы называем факторами предложения. Каждой ситуации динамики рыночного равновесия соответствует свой набор факторов предложения, который обусловливает реакцию предприятия на происходящие изменения.