Прошу вас уточнить по курсу ITIL. IT Service Management по стандартам V.3.1 вопрос о количестве версий ITIL. |
Планирование Внедрения. Управление изменениями, активами и конфигурациями в рамках Внедрения
В ближайших лекциях мы рассмотрим процессы, которые составляют основу этапа Внедрения услуг. Процессы, деятельности в их рамках и взаимосвязи показаны на рис. 8.1.
Некоторые из представленных процессов выходят за рамки этапа Внедрения. Тем не менее, они рассматриваются в публикации "ITILv3. Service Transition", так как лежат в основе Внедрения. Далее мы рассмотрим цели, охват, деятельности и другие параметры и составляющие процессов, представленным на рис. 8.1.
8.1. Планирование и поддержка Внедрения
Основные цели Планирования и поддержки Внедрения:
- планирование ресурсов и мощностей, необходимых для комплектования, сборки, тестирования, публикации, развертывания и вывода новых или измененных услуг в промышленную эксплуатацию;
- предоставление поддержки для персонала в рамках Внедрения;
- планирование изменений, необходимых для эффективного управления активами заказчиков, активами услуг и конфигурациями;
- ведение отчетности обо всех проблемах, рисках и расхождениях перед заинтересованными сторонами и теми, кто ответственен за принятие решений;
- координация проектов, поставщиков и контрактов, поддерживающих услуги.
Планирование и поддержка Внедрения включает в себя:
- учет операционных требований и требований проектирования в планах Внедрения;
- управление деятельностями в рамках Внедрения;
- управление процессами, рисками и расхождениями в рамках Внедрения;
- качественный пересмотр планов Внедрения, развертывания и релиза услуг;
- взаимодействие с заказчиками, пользователями и другими заинтересованными сторонами в вопросах, касающихся внедрения;
- мониторинг и улучшение производительности Внедрения как процесса.
Внедрение требует внимательного подхода и последовательных действий. Первое, что необходимо определить - Стратегия Внедрения. Она определяет общий подход организации к внедрению и должна рассматривать следующее:
- цели Внедрения;
- контекст внедрения (заказчики, договора и т.п.);
- охват - то, что входит и не входит в рамки Внедрения;
- применяемые стандарты, соглашения, требования регуляторов и контрактов;
- организации и инвесторы, вовлеченные во Внедрение;
- структура Внедрения:
- применяемые политики, процессы и практики;
- роли и ответственности;
- распределение ресурсов в рамках Внедрения;
- формирование требований к подготовке и обучению;
- механизм авторизации для доступа к релизам и изменениям;
- использование накопленного опыта, практики и данных;
- распределенные ресурсы и услуги, поддерживающие Внедрение;
- критерии успеха для каждой стадии Внедрения, а также остановки или перезапуска деятельностей в рамках Внедрения;
- определение требований и содержания новой или измененной услуги в контексте Внедрения;
- персонал - назначение на роли, обучение и т.п.;
- подход к Внедрению:
- модель Внедрения;
- планы управления изменениями, активами, конфигурациями и знаниями;
- планирование затрат, ресурсов и оценочных работ;
- подготовка к Внедрению;
- оценка;
- комплектование, сборка, развертывание и ранняя поддержка релиза;
- контроль и управление проблемами, ошибками, инцидентами и т.п.
- мониторинг процессов и формирование отчетности;
- система измерения производительности услуг;
- ключевые показатели производительности и цели по улучшению.
- выходы деятельностей в рамках Внедрения, в том числе документация[16].
Второй стадией является подготовка к Внедрению. На этой стадии проверяются и собираются все входы процессов, наличие необходимых конфигураций и общая готовность к Внедрению. В частности, детально рассматривается проектная документация (SDP), поступившая с этапа Проектирования. Именно она во многом определяет Внедрение.
Следующая стадия - планирование и координация Внедрения. План Внедрения описывает задачи и действия, необходимые для передачи релиза на тестирование или промышленную эксплуатацию. Одним из основных вопросов является распределение ресурсов для конкретных деятельностей в рамках Внедрения.
Набор планов внедрения находится между Стратегией внедрения и планами низших уровней - планами релизов, сборки, тестирования и т.п.
Далее необходимо обеспечить поддержку Внедрения. Сюда относятся вопросы взаимодействия со всеми заинтересованными лицами, мониторинга производительности услуг и обеспечение обратной связи с другими этапами жизненного цикла. Формирование отчетности о ходе процессов и доведение ее до руководства и заинтересованных лиц позволит сделать выводы о соответствии планам, стратегиям и стандартам, а также эффективности Внедрения в целом.
Таким образом, основными выходами процесса Планирования и поддержки Внедрения являются Стратегия Внедрения и набор планов Внедрения.
Ключевые показатели производительности процесса:
- количество релизов, которые соответствуют согласованным требованиям заказчиков по затратам, качеству, охвату и временным рамкам;
- уменьшение несоответствия между тем, что получается на практике, и тем, что планировалось;
- увеличение удовлетворенности пользователей и заказчиков планами и коммуникациями, которые позволяют настраивать бизнес-деятельность в соответствии с планами Внедрения;
- уменьшение количества рисков, вопросов и задержек, вызванных некорректным планированием.