Тверской государственный университет
Опубликован: 29.04.2015 | Доступ: платный | Студентов: 196 / 101 | Длительность: 09:29:00
Специальности: Философ, Социолог
Лекция 5:

Глобальные проблемы информационного общества

< Лекция 4 || Лекция 5: 12345 || Лекция 6 >
Ключевые слова: информатизация, деятельность, целый, ПО, артефакт, мультимедиа, пространство, информационные технологии, Интернет, мониторинг, алгебра, статистика, компьютерные вирусы, информационное общество, слово, запрос, оплата, абонент, доступ, Личность, дерево, путь, компьютер, быстродействие, память, универсальность, IBM, связь, информация, мышление, обмен сообщениями, адаптация, точность, меню, интерфейс, принятия решений, автоматизация, консолидация, контроль, интеллект, конфиденциальность, место, конфликт, исполнитель, права, объект, минимум, микропроцессор, вероятность, вершина, ущерб, знание, количество информации, реакция, истина, ложь, бит, кластеризация, откат, сеть, WWW, информационное оружие, безопасность, сохранность данных, виртуальные частные сети, BIOS, вирус, инфраструктура, операции, фальсификация, закономерность, идентификация, адрес, почтовый ящик, письмо, информационные системы, networking, VBA, энергия, отношение

Главная проблема - реализуемость глобального ИО. Полагаем, что в обозримом будущем эта проблема вряд ли разрешима, если ею будут заниматься одни технократы, не обременяющие себя гуманитарными проблемами. Но даже нынешним локальным ИО (как и будущему глобальному), помимо главной, свойственны и другие проблемы общего характера, рассмотренные ниже.

4.1. Медико-психологическая проблема

Информатизация общества вносит фундаментальные изменения в профессиональную деятельность, преобладающей формой которой становится умственная деятельность. При этом живой мозг подвергается неведомым прежде нервно-психологическим нагрузкам, прямо коррелированным со всё возрастающим потоком информации (знаний). Человек добровольно переходит из родного ему естественного мира в искусственный мир информационной техники, что таит угрозу самой человеческой природе. Влияние информационной среды на человека менее очевидно, чем природной или техногенной среды, поэтому оно не вызывает острого социального беспокойства, а зря!

В процессы информатизации молодёжь вовлекается чаще и интен-сивнее, чем старшие поколения, особенно с внедрением информационных технологий в систему образования и массовые коммуникации. В этих условиях дети, юноши и девушки, у которых физическое и психическое развитие ещё не завершено, подвергаются скрытой опасности, исходящей от неблагоприятных факторов информационной среды с их поначалу незаметным, а со временем всё более ощутимым кумулятивным механизмом воздействия1Кумуляция (аккумуляция) - накопление (от лат. cumulatio - увеличение, скопление).. Не регламентированное во времени общение с виртуальным миром синтезированных текстов, изображений и звуков, с органами управ-ления информационной техники, с виртуальной жизнью, виртуальными играми и персоналиями создаёт серьёзные проблемы для воспитания личности. Последствия такого человеко-машинного взаимодействия далеко не изучены, тем более что к раннему возрастному периоду не всегда применимы рекомендации и закономерности, установленные для взрослого человека. Ясно только, что дети и молодёжь (в возрасте до 20 лет) особенно чувствительны к этим неблагоприятным факторам с их неявными (субпороговыми) механизмами воздействия.

Известны гигиенические требования, устанавливаемые надзорными санитарно-эпидемиологическими органами к ПК, видеодисплейным терминалам, помещениям для работы с ПК. Так, в России с 2000 г. действуют санитарно-эпидемиологические правила и нормы (САНПИН), обновлённые согласно международным стандартам. В САНПИН прописан целый спектр таких требований: требования к ПК и к компьютеризованным рабочим помещениям, требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе и на рабочих местах, требования к уровням шума, вибрации и освещённости рабочих мест, оборудованных ПК, по уровням электромагнитных полей, требования к визуальным параметрам видеодисплейных терминалов, к организации и оборудованию рабочих мест дифференцированно по возрастным группам (взрослые, учащиеся и студенты, дети), требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПК2URL: http:// www.rosteplo.ru.. В приложениях к требованиям приводятся контролируемые гигиенические параметры ПК, видеотерминалов, периферийных устройств и игровых приставок (автоматов), допустимые параметры звукового давления, электромагнитного поля и визуальных изображений, оптимальные параметры микроклимата в помещениях и даже рекомендуемые размеры столов и стульев, дифференцируемые по возрасту и росту пользователей. Известны и популяризируются для пользователей специальные комплексы упражнений по релаксации зрения и психики, компенсации гиподинамии и др. К сожалению, в классах и на рабочих местах эти документы, как правило, неизвестны.

Люди не ощущают воочию скрытой угрозы, исходящей от современной информационной техники, как в своё время не ощущали угрозы от техногенной среды: "пока гром не грянет, мужик не перекрестится; пока петух не клюнет, мужик не почешется". Информационные техника и технологии угрожают не только и даже не столько телесности, сколько психике и духовности пользователей.

Например, в любой культурный артефакт наш разум через психику вкладывает оба начала - в одни артефакты больше телесного, нежели духовного, в другие - наоборот. Из формы и содержания подавляющего большинства современных артефактов, порождённых информатизацией культуры, следует, что информатизация ориентирована скорее на телесные, нежели духовные потребности человека. Информационные услуги Интернета ("чего изволите?"), консалтинговых агентств, электронных терминалов и изданий, средств связи в своём большинстве прямо или опосредованно целеполагают свою материальную выгоду, получаемую от пользователей, а не побуждение последних к работе мысли и вдохновенному творчеству. Так, интуитивное стремление человека к максимизации информации на единицу ресурсных затрат понято Web-программистами и Web-дизайнерами, их заказчиками и производителями продуктов мультимедиа как решение известной в математике оптимизационной задачи о рюкзаке, где "рюкзак" - ограниченное пространство Web-страницы или компакт-диска, а задача состоит в максимизации "стоимости" (ценности) информационного "товара", втиснутого в рюкзак. Беда в том, что вместо максимизации качества (семантической ценности, смысла) информации чаще всего максимизируется её количество, что приводит пользователей к неосознанному информационному стрессу, свойственному нормальной психике с ограниченной оперативной (сенсорной) памятью. Вспомним: "словам должно быть тесно, мыслям - просторно". Длительные перегрузки оперативной памяти человека информационными потоками приводят к устойчивому синдрому "чтения по диагонали", поверхностному восприятию информации, торможению мышления. В результате пользователя всё реже посещает радость трудной находки и решения трудной задачи, желание осмысления информации. От поставленных на конвейер информационных услуг польза несомненна, но и вред огромен - сумма удовольствий и страданий (по И. Бентаму) равна нулю. Всё это усиливает поляризацию и дегуманизацию социума и снижает в среднем его культурный уровень.

Что же делать, чтобы информатизация не сводила к конфликту отношения человеческой духовности, сопряжённой с работой Чувства, с утилитарными поделками технологий, сопряжённых с работой Логики?

Во-первых, совершенствовать информационные технологии, добиваясь эффекта присутствия/сопричастности. В этом плане заслуживают внимания электронные книги, сенсорные планшеты и гаджеты (с осязательными и зрительными сенсорами), блоги и интерактивные сайты, скайпы и интернет-телефония, 3D-принтеры и 3D-сканеры, интерактивное телевидение с голосовым управлением, компьютерный мониторинг домашнего хозяйства и другие разработки, сыплющиеся, как из рога изобилия, от молодых исследователей и изобретателей, дерзанию которых нет предела.

Во-вторых, информатизации как практически неуправляемому процессу должна сопутствовать целенаправленная деятельность образовательных и общественно-культурных структур по воспитанию самостоятельности и духовности мышления современного человека, его психологической устойчивости и внутренней нетерпимости к эрзацам информационной масс-культуры при одновременной восприимчивости к полезной информации и продуктивным аппаратно-программным новинкам.

Если следовать тезисам, что в любом конфликте виноват тот, кто мудрее, и что человек мудрее (но не обязательно умнее) машины, то из неизбежного наступления машин мудрые люди обязаны извлекать умную пользу для себя. В частности, познание информационных процессов в машине и сообществе машин позволяет лучше понять аналогичные и до сих пор плохо познанные процессы в человеке и человеческом социуме. Ведь каждый может сказать о себе словами Франсуа Вийона (XV в.): "Я знаю всё, но только не себя".

Поэтому, если придуманный Пушкиным Сальери и отравитель, что совершенно бездоказательно по отношению к Антонио Сальери как исторической личности, то упрекать последнего согласно пушкинским строкам в алгебраизации гармонии тем более не стоит - "алгебра" машинной логики и гармония человеческой души и духа открыты для взаимопроникновения и взаимообогащения, но, конечно, в пределах разумных границ.

Медико-психологическая проблема слишком серьёзна, чтобы ею пренебрегать. Конечно, человек живуч и гибко адаптируется к любой среде. Но эту способность нельзя беспредельно эксплуатировать. В организме человека, его психике накапливаются негативные "флюиды", которые при превышении некоторого "порога терпения" (в каждом случае индивидуального) вызывают расстройства физиологического здоровья, психологические стрессы и мании. В документах Всемирной организации здравоохранения зафиксирована международная статистика по Интернет-зависимости (аддикции), которая отождествляется с наркозависимостью как навязчивое желание подключиться и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Согласно [19] Интернет-зависимостью страдают около 10 % пользователей Сети, в России - около 5 %. К психическим расстройствам и болезням можно отнести компьютерофилию и компьютерофобию, гаджетоманию и игроманию (страсть к играм типа "стрелялки-догонялки").

Назовём медико-психологическую проблему в целом проблемой слабо изученной опасности, которая игнорируется IT-бизнесом по понятным причинам. На покупаемых компьютерах и периферийных устройствах, их упаковках, в руководствах по эксплуатации - нигде не найти предупреждений о скрытой опасности, как до недавнего времени не было таких предупреждений на табачных изделиях и до сих пор нет на генно-модифицированных продуктах. В лучшем случае есть предупреждения типа "не суйте пальцы в электрическую розетку". Но для информационного общества проблема слабо изученной опасности не безразлична, особенно в сфере образования, где учебное время не состыковано с гигиенически допустимым временем общения с компьютерами, а любопытство детей и молодёжи по отношению к информационной технике не знает границ.

Наряду с защитой человека от информационно-технологической экспансии надо защищать и информационную технику от человеческой глупости и компьютерофобии. Как и любые прецизионные приборы, эта техника (вместе со своим программным обеспечением) в дурных руках беззащитна от поломок и нарушений работоспособности. Проблема особенно серьёзна там, где информационная техника включена в промышленные технологические процессы, атомную энергетику, космические программы, военно-технические и коммуникационные системы. Так что проблема английских луддитов (XVIII-XIX вв.), сознательно ломавших первые машины, актуальна до сих пор. Разница лишь в методах - современные методы изощрённее механических поломок (компьютерные вирусы, стирание системных программ, отключение питания и др.).

< Лекция 4 || Лекция 5: 12345 || Лекция 6 >
Максим Чигринов
Максим Чигринов
Инесса Соловьева
Инесса Соловьева