Глобальные проблемы информационного общества
Главная проблема - реализуемость глобального ИО. Полагаем, что в обозримом будущем эта проблема вряд ли разрешима, если ею будут заниматься одни технократы, не обременяющие себя гуманитарными проблемами. Но даже нынешним локальным ИО (как и будущему глобальному), помимо главной, свойственны и другие проблемы общего характера, рассмотренные ниже.
4.1. Медико-психологическая проблема
Информатизация общества вносит фундаментальные изменения в профессиональную деятельность, преобладающей формой которой становится умственная деятельность. При этом живой мозг подвергается неведомым прежде нервно-психологическим нагрузкам, прямо коррелированным со всё возрастающим потоком информации (знаний). Человек добровольно переходит из родного ему естественного мира в искусственный мир информационной техники, что таит угрозу самой человеческой природе. Влияние информационной среды на человека менее очевидно, чем природной или техногенной среды, поэтому оно не вызывает острого социального беспокойства, а зря!
В процессы информатизации молодёжь вовлекается чаще и интен-сивнее, чем старшие поколения, особенно с внедрением информационных технологий в систему образования и массовые коммуникации. В этих условиях дети, юноши и девушки, у которых физическое и психическое развитие ещё не завершено, подвергаются скрытой опасности, исходящей от неблагоприятных факторов информационной среды с их поначалу незаметным, а со временем всё более ощутимым кумулятивным механизмом воздействия1Кумуляция (аккумуляция) - накопление (от лат. cumulatio - увеличение, скопление).. Не регламентированное во времени общение с виртуальным миром синтезированных текстов, изображений и звуков, с органами управ-ления информационной техники, с виртуальной жизнью, виртуальными играми и персоналиями создаёт серьёзные проблемы для воспитания личности. Последствия такого человеко-машинного взаимодействия далеко не изучены, тем более что к раннему возрастному периоду не всегда применимы рекомендации и закономерности, установленные для взрослого человека. Ясно только, что дети и молодёжь (в возрасте до 20 лет) особенно чувствительны к этим неблагоприятным факторам с их неявными (субпороговыми) механизмами воздействия.
Известны гигиенические требования, устанавливаемые надзорными санитарно-эпидемиологическими органами к ПК, видеодисплейным терминалам, помещениям для работы с ПК. Так, в России с 2000 г. действуют санитарно-эпидемиологические правила и нормы (САНПИН), обновлённые согласно международным стандартам. В САНПИН прописан целый спектр таких требований: требования к ПК и к компьютеризованным рабочим помещениям, требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе и на рабочих местах, требования к уровням шума, вибрации и освещённости рабочих мест, оборудованных ПК, по уровням электромагнитных полей, требования к визуальным параметрам видеодисплейных терминалов, к организации и оборудованию рабочих мест дифференцированно по возрастным группам (взрослые, учащиеся и студенты, дети), требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПК2URL: http:// www.rosteplo.ru.. В приложениях к требованиям приводятся контролируемые гигиенические параметры ПК, видеотерминалов, периферийных устройств и игровых приставок (автоматов), допустимые параметры звукового давления, электромагнитного поля и визуальных изображений, оптимальные параметры микроклимата в помещениях и даже рекомендуемые размеры столов и стульев, дифференцируемые по возрасту и росту пользователей. Известны и популяризируются для пользователей специальные комплексы упражнений по релаксации зрения и психики, компенсации гиподинамии и др. К сожалению, в классах и на рабочих местах эти документы, как правило, неизвестны.
Люди не ощущают воочию скрытой угрозы, исходящей от современной информационной техники, как в своё время не ощущали угрозы от техногенной среды: "пока гром не грянет, мужик не перекрестится; пока петух не клюнет, мужик не почешется". Информационные техника и технологии угрожают не только и даже не столько телесности, сколько психике и духовности пользователей.
Например, в любой культурный артефакт наш разум через психику вкладывает оба начала - в одни артефакты больше телесного, нежели духовного, в другие - наоборот. Из формы и содержания подавляющего большинства современных артефактов, порождённых информатизацией культуры, следует, что информатизация ориентирована скорее на телесные, нежели духовные потребности человека. Информационные услуги Интернета ("чего изволите?"), консалтинговых агентств, электронных терминалов и изданий, средств связи в своём большинстве прямо или опосредованно целеполагают свою материальную выгоду, получаемую от пользователей, а не побуждение последних к работе мысли и вдохновенному творчеству. Так, интуитивное стремление человека к максимизации информации на единицу ресурсных затрат понято Web-программистами и Web-дизайнерами, их заказчиками и производителями продуктов мультимедиа как решение известной в математике оптимизационной задачи о рюкзаке, где "рюкзак" - ограниченное пространство Web-страницы или компакт-диска, а задача состоит в максимизации "стоимости" (ценности) информационного "товара", втиснутого в рюкзак. Беда в том, что вместо максимизации качества (семантической ценности, смысла) информации чаще всего максимизируется её количество, что приводит пользователей к неосознанному информационному стрессу, свойственному нормальной психике с ограниченной оперативной (сенсорной) памятью. Вспомним: "словам должно быть тесно, мыслям - просторно". Длительные перегрузки оперативной памяти человека информационными потоками приводят к устойчивому синдрому "чтения по диагонали", поверхностному восприятию информации, торможению мышления. В результате пользователя всё реже посещает радость трудной находки и решения трудной задачи, желание осмысления информации. От поставленных на конвейер информационных услуг польза несомненна, но и вред огромен - сумма удовольствий и страданий (по И. Бентаму) равна нулю. Всё это усиливает поляризацию и дегуманизацию социума и снижает в среднем его культурный уровень.
Что же делать, чтобы информатизация не сводила к конфликту отношения человеческой духовности, сопряжённой с работой Чувства, с утилитарными поделками технологий, сопряжённых с работой Логики?
Во-первых, совершенствовать информационные технологии, добиваясь эффекта присутствия/сопричастности. В этом плане заслуживают внимания электронные книги, сенсорные планшеты и гаджеты (с осязательными и зрительными сенсорами), блоги и интерактивные сайты, скайпы и интернет-телефония, 3D-принтеры и 3D-сканеры, интерактивное телевидение с голосовым управлением, компьютерный мониторинг домашнего хозяйства и другие разработки, сыплющиеся, как из рога изобилия, от молодых исследователей и изобретателей, дерзанию которых нет предела.
Во-вторых, информатизации как практически неуправляемому процессу должна сопутствовать целенаправленная деятельность образовательных и общественно-культурных структур по воспитанию самостоятельности и духовности мышления современного человека, его психологической устойчивости и внутренней нетерпимости к эрзацам информационной масс-культуры при одновременной восприимчивости к полезной информации и продуктивным аппаратно-программным новинкам.
Если следовать тезисам, что в любом конфликте виноват тот, кто мудрее, и что человек мудрее (но не обязательно умнее) машины, то из неизбежного наступления машин мудрые люди обязаны извлекать умную пользу для себя. В частности, познание информационных процессов в машине и сообществе машин позволяет лучше понять аналогичные и до сих пор плохо познанные процессы в человеке и человеческом социуме. Ведь каждый может сказать о себе словами Франсуа Вийона (XV в.): "Я знаю всё, но только не себя".
Поэтому, если придуманный Пушкиным Сальери и отравитель, что совершенно бездоказательно по отношению к Антонио Сальери как исторической личности, то упрекать последнего согласно пушкинским строкам в алгебраизации гармонии тем более не стоит - "алгебра" машинной логики и гармония человеческой души и духа открыты для взаимопроникновения и взаимообогащения, но, конечно, в пределах разумных границ.
Медико-психологическая проблема слишком серьёзна, чтобы ею пренебрегать. Конечно, человек живуч и гибко адаптируется к любой среде. Но эту способность нельзя беспредельно эксплуатировать. В организме человека, его психике накапливаются негативные "флюиды", которые при превышении некоторого "порога терпения" (в каждом случае индивидуального) вызывают расстройства физиологического здоровья, психологические стрессы и мании. В документах Всемирной организации здравоохранения зафиксирована международная статистика по Интернет-зависимости (аддикции), которая отождествляется с наркозависимостью как навязчивое желание подключиться и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Согласно [19] Интернет-зависимостью страдают около 10 % пользователей Сети, в России - около 5 %. К психическим расстройствам и болезням можно отнести компьютерофилию и компьютерофобию, гаджетоманию и игроманию (страсть к играм типа "стрелялки-догонялки").
Назовём медико-психологическую проблему в целом проблемой слабо изученной опасности, которая игнорируется IT-бизнесом по понятным причинам. На покупаемых компьютерах и периферийных устройствах, их упаковках, в руководствах по эксплуатации - нигде не найти предупреждений о скрытой опасности, как до недавнего времени не было таких предупреждений на табачных изделиях и до сих пор нет на генно-модифицированных продуктах. В лучшем случае есть предупреждения типа "не суйте пальцы в электрическую розетку". Но для информационного общества проблема слабо изученной опасности не безразлична, особенно в сфере образования, где учебное время не состыковано с гигиенически допустимым временем общения с компьютерами, а любопытство детей и молодёжи по отношению к информационной технике не знает границ.
Наряду с защитой человека от информационно-технологической экспансии надо защищать и информационную технику от человеческой глупости и компьютерофобии. Как и любые прецизионные приборы, эта техника (вместе со своим программным обеспечением) в дурных руках беззащитна от поломок и нарушений работоспособности. Проблема особенно серьёзна там, где информационная техника включена в промышленные технологические процессы, атомную энергетику, космические программы, военно-технические и коммуникационные системы. Так что проблема английских луддитов (XVIII-XIX вв.), сознательно ломавших первые машины, актуальна до сих пор. Разница лишь в методах - современные методы изощрённее механических поломок (компьютерные вирусы, стирание системных программ, отключение питания и др.).