Опубликован: 14.07.2011 | Доступ: платный | Студентов: 54 / 9 | Оценка: 4.58 / 4.41 | Длительность: 03:18:00
Лекция 3:

Бухгалтерский учет

< Лекция 2 || Лекция 3: 123456 || Лекция 4 >
Аннотация: В этой лекции рассматривается разработка подсистемы бухгалтерского учета.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, механизмы, прибыль, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, управленческий учет, операции, активный счет, пассивный счет, отношение, остаток, субсчет, аналитический разрез, кодировка, план счетов, уставный капитал, списание материалов в производство, дебиторская задолженность, план видов характеристик, субконто, регистр бухгалтерии, аналитический учет, параметр, значение, пользователь, простые типы данных, список, маска, поле, сортировка, завершение работы, Дополнение, реквизит, длина, точность, меню, проведение документа, регистры накопления, регистр, конструктор, модуль, цикла, конфигурация, регистры сведений, вывод, ввод начальных остатков, синоним, пункт, тело процедуры, Конфигуратор, выход, активность, двойной щелчок, курсор, всплывающая подсказка, множества, представление, оборотно-сальдовая ведомость, ветвь, виртуальная таблица, тип данных, макет, заголовки

Цель лекции: научиться решать задачи бухгалтерского учета средствами 1С:Предприятие.

3.1. Постановка задачи

Напомним, что мы рассматриваем основные механизмы платформы 1С:Предприятие 8.1. на примере разработки системы автоматизации салона красоты. "Заказчику" конфигурации нужно организовать в конфигурации подсистему бухгалтерского учета. В частности, нужно предусмотреть учет материалов, денежных средств, расчетов с поставщиками, покупателями и персоналом, учет капитала. Такой учет имеет черты регламентированного учета, который ведется в коммерческих организациях, уплачивающих налог на прибыль организаций и обязанных сдавать бухгалтерскую отчетность (Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках и другие формы отчетности). Однако, в нашем случае, если приблизить поставленную задачу к возможной реальной ее реализации, будет уместнее говорить о так называемом управленческом учете. Такой учет организация может вести так, как того требуют ее внутренние механизмы. Прежде чем приступать к решению этой задачи средствами системы 1С:Предприятие, совершим небольшой экскурс в теорию бухгалтерского учета.

3.2. Теория бухгалтерского учета

Современный бухгалтерский учет использует метод двойной записи. Это означает, что бухгалтерская операция состоит из двух частей - дебета (Д) и кредита (К). Увеличивается или уменьшается показатель на счете при отражении той или иной операции в учетной системе, зависит от вида счета. А именно, в упрощенном понимании этого вопроса, счета бывают активными и пассивными (для более подробного знакомства рекомендуется ознакомиться со специализированным курсом по бухгалтерскому учету, например, с ранее опубликованным курсом "Основы бухгалтерского учета "). Показатель активного счета (например, счета учета материалов) увеличивается при произведении записей по дебету счета, уменьшается - при кредитовых записях. Показатель пассивного счета, наоборот, уменьшается по дебету, увеличивается по кредиту. Понять - активный счет или пассивный, можно, если знать отношение счета к балансу. Активные счета (вернее - дебетовый остаток, сальдо счета) отражаются в активе баланса, пассивные (кредитовое сальдо) - в пассиве. Некоторые счета, например, счета учета расчетов с покупателями, поставщиками, могут вести себя и как активные, в ситуации, когда на счете отражается задолженность покупателя организации, и как пассивные - когда на счете отражается задолженность организации покупателю. Такие счета называют активно-пассивными.

К счетам можно открывать субсчета. Например, к счету учета материалов можно открыть субсчета учета топлива, строительных материалов, одежды, хозяйственного инвентаря и т.д. Учет обычно ведется в одном или нескольких аналитических разрезах. Например, материалы могут учитываться в разрезе номенклатурных позиций (Духи, Одеколон, Лак для волос - такие номенклатурные позиции используются в разрабатываемой конфигурации), в разрезе складов, ответственных лиц.

Если рассмотреть счета учета, которые нужны для реализации поставленной задачи, мы получим следующие, табл. 3.1:

Таблица 3.1. Счета учета, используемые в задаче
Название счета Код счета Отношение к балансу Аналитика
Материалы 10 Активный Номенклатура, Сотрудник
Касса 50 Активный
Покупатели 62 Активный Контрагент
Поставщики 60 Пассивный Контрагент
Персонал 70 Пассивный Сотрудник
Капитал 80 Пассивный

Кодировка счетов приведена в соответствии с принятым в России Планом счетов.

Актив Баланса равен пассиву, это означает, что дебетовый остаток по всем активным счетам должен быть равен кредитовому остатку по пассивным счетам. При ведении учета с использованием метода двойной записи, это правило выполняется автоматически.

Рассмотрим некоторые типовые операции, которые можно совершить, используя наш упрощенный план счетов:

Д10 К60 - Поступили материалы от поставщика;
Д60 К50 - Оплачены материалы поставщику;
Д80 К70 - Начислена заработная плата сотрудникам;
Д70 К50 - Выплачена заработная плата сотрудникам;
Д62 К80 - Оказаны услуги покупателям;
Д50 К62 - Поступила выручка от покупателей;
Д80 К10 - Отпущены материалы в производство.

Конечно, в реальном учете счет 80 "Уставный капитал" не используется для отражения операций по списанию материалов в производство или для отражения дебиторской задолженности. Однако приведенные операции хорошо отражают сущность использования этого счета.

Если говорить о Бухгалтерском балансе, который можно составить на основе нашего плана счетов, то окажется, что в актив баланса попадут остатки по счетам 10, 50, 62, в пассив - 60, 70 и 80. Для упрощения примера мы не будем рассматривать ситуации, когда сальдо счета нужно разворачивать, дебетовое отображать в активе баланса, кредитовое - в пассиве.

Поговорив о теории учета в применении к нашей задаче, приступим к ее реализации.

3.3. Объекты 1С:Предприятие и подсистема бухгалтерского учета

Для реализации подсистемы бухгалтерского учета нам понадобятся следующие объекты 1С:Предприятие 8:

  1. План видов характеристик. Его мы будем использовать для хранения видов аналитики ( субконто в терминах 1С:Предприятие), которые должны присутствовать у наших счетов.
  2. План счетов. Это, пожалуй, основа бухгалтерской подсистемы. План счетов хранит описания счетов, на которых будет вестись учет. В конфигурациях может присутствовать неограниченное количество планов счетов, однако, обычно количество планов счетов в одной конфигурации не превышает 1-2.
  3. Регистр бухгалтерии. Он связан с планом счетов и применяется для хранения бухгалтерских записей. Регистр бухгалтерии можно сравнить с журналом, в котором ведутся бухгалтерские записи.

Создавая бухгалтерскую подсистему конфигурации, сначала создадим план видов характеристик - его нужно будет указать при создании плана счетов, затем - план счетов - его нужно будет указать при создании регистра бухгалтерии.

3.4. План видов характеристик

Планы видов характеристик используют, в основном, для хранения характеристик объектов аналитического учета. Откроем Конфигуратор, создадим новый план видов характеристик ВидыСубконто, рис. 3.1.

План видов характеристик ВидыСубконто

Рис. 3.1. План видов характеристик ВидыСубконто

При настройке плана видов характеристик критическую важность имеют его свойства Тип значения характеристик и Дополнительные значения характеристик. Для правильной настройки этих свойств, прежде чем продолжать, создадим новый справочник - назовем его Субконто. Выберем, на вкладке Владельцы окна настройки справочника, план видов характеристик ВидыСубконто в качестве владельца, установим параметр Использование подчинения в значение Элементам, рис. 3.2.

Справочник Субконто

Рис. 3.2. Справочник Субконто

Другие параметры справочника настраивать не будем.

Он нужен нам для того, чтобы не ограничивать пользователя значениями субконто, заданными в тех или иных справочниках. Благодаря этому справочнику, пользователь сможет самостоятельно задавать нужные аналитические разрезы для ведения учета, не прибегая к Конфигуратору.

Теперь откроем свойство плана видов характеристик Тип значения характеристик, рис. 3.3.

Настройка типа значения характеристик

Рис. 3.3. Настройка типа значения характеристик

Установим флажок Составной тип данных, снимем флажок Строка (не рекомендуется использовать в планах видов характеристик простые типы данных), установим флажки напротив тех справочников, которые содержат нужные виды аналитики - Контрагенты, Номенклатура, Сотрудники. Отметим, так же, справочник Субконто.

Откроем свойство плана видов характеристик Дополнительные значения характеристик. Здесь нужно выбрать справочник, подчиненный плану видов характеристик. В нашем случае, рис. 3.4, это лишь один справочник - Субконто.

Настройка дополнительных значений характеристик

Рис. 3.4. Настройка дополнительных значений характеристик

Теперь откроем предопределенные элементы плана видов характеристик (вкладка Прочее, кнопка Предопределенные ) и создадим следующие предопределенные значения, табл. 3.2.

Таблица 3.2. Предопределенные элементы плана видов характеристик ВидыСубконто
Имя Тип
Номенклатура СправочникСсылка.Номенклатура
Контрагенты СправочникСсылка.Контрагенты
Сотрудники СправочникСсылка.Сотрудники

На рис. 3.5 вы может видеть список созданных предопределенных элементов и окно свойств одного из предопределенных элементов.

Настройка дополнительных значений характеристик

увеличить изображение
Рис. 3.5. Настройка дополнительных значений характеристик

Теперь все готово для создания плана счетов.

< Лекция 2 || Лекция 3: 123456 || Лекция 4 >
Евгений Орлов
Евгений Орлов
Кундуз Сабаева
Кундуз Сабаева

Ошибка при выполнении обработчика - 'ОбработкаПроведения'
по причине:
{Документ.НачислениеЗарплаты.МодульОбъекта(45)}: Деление на 0
        Движение.Результат= Движение.ИсходныеДанные*Факт[0].РабочийДень/План[0].РабочийДень;