Опубликован: 07.05.2007 | Доступ: платный | Студентов: 60 / 0 | Оценка: 4.16 / 3.71 | Длительность: 23:54:00
ISBN: 978-5-9556-0045-1
Специальности: Руководитель
Лекция 1:

Бизнес и информационные технологии

Аннотация: Рассматривается роль ИТ в бизнесе, актуальность проблемы разработки ИТ-стратегии и ИТ-архитектуры, роль ИТ-стратегии и ИТ-архитектуры в изменениях бизнеса, эволюции ИТ, бизнес-стратегий, портфель инвестиций

О чем пойдет речь

Для того чтобы уберечь бизнес от дезинтеграции, концепция создания архитектуры информационных систем перестает быть просто одной из возможных опций, а становится настоятельной необходимостью.

Дж. Захман

Исторически понятие архитектуры ассоциируется прежде всего со строительством зданий. С точки зрения обычного наблюдателя, именно этот термин обычно используется для того, чтобы сжато и полно выразить все аспекты восприятия сооружения – как оно гармонирует с окружением, как выглядит изнутри и насколько комфортно нам в нем находиться. Наверное, каждый без труда сможет представить себе и на интуитивном уровне описать характерные черты древнегреческого храма, классического особняка XVIII-XIX века или типовой застройки наших городов, получившей распространение в 60-х годах прошлого века и связанной в фольклоре с именем "тогдашнего" руководителя партии и государства.

Для специалиста архитектура здания означает гораздо больше: он может оценить профессиональным взглядом идеи, использованные автором для достижения желаемого результата, примененные технологии и соответствие результата проекту. Немаловажное значение может иметь и личность автора проекта. Заметим, что оценка специалиста также будет разной в зависимости от его профессии – является ли он архитектором, специалистом по эксплуатации здания или агентом по продаже недвижимости.

Можно проследить интересную аналогию между архитектурой здания и архитектурой информационной системы организации. Наряду с характеристиками, описывающими состав, структуру и назначение компонент информационной системы, ее реальный эффект во многом будет определяться субъективными аспектами восприятия со стороны пользователей. Хорошо продуманный интерфейс пользователя и поддержка всех тех функций, которые реально нужны на практике, обеспечат успех информационных систем и создадут предпосылки для успеха организации в целом. Напротив, морально устаревшие приложения и архаичные технические средства скорее мешают, нежели способствуют продуктивной работе, и их судьба будет схожа со сносимыми постройками.

В этом курсе мы будем неоднократно возвращаться к данной удобной аналогии – как оказалось, многие понятия, применяемые в области создания информационных систем, имеют "предшественников" из терминологии строительной архитектуры. Прежде всего, речь идет о шаблонах (или паттернах), которые более подробно будут рассмотрены в "Технологическая архитектура, стандарты и шаблоны" , а также о сравнении процессов планирования и развития городов и ИТ-систем в "Процесс разработки архитектур: цели и задачи, общая схема" .

Некоторые аналогии исключительно интересны. Мы могли бы рекомендовать прочесть статью Пата Хелланда (Pat Helland) из Microsoft, названную "Metropolis" [2.1], в которой он проводит очень интересные аналогии между эволюцией информационных технологий и процессами эволюции городов и промышленности. Статья доступна по ссылке http://msdn.microsoft.com/en-us/library/aa480026.aspx. По мнению автора, уровень развития информационных технологий с точки зрения стандартизации, совместимости и т.д. сейчас соответствует уровню развития процессов урбанизации, промышленного производства и торговли примерно 80-х годов XIX-го века. В это время в сфере розничной торговли господствовали мелкие магазины, предлагающие товар, который требовалось подгонять под заказчика, поскольку не было единых стандартов. Многие промышленные изделия делались под заказ в мелких мастерских. Эта ситуация кардинально изменилась с появлением массового производства с применением сборочных линий и развитием сети железных дорог, что привело к бурному росту распространения стандартизованных товаров. Очевидно, делается вывод, что и в сфере ИТ нам предстоит пережить переход к новому уровню развития систем, основанному на глобальном взаимодействии стандартных компонент.

Конечно, все эти аналогии не нужно воспринимать слишком буквально – рано или поздно специфика предмета приведет к существенным отличиям. Но в определенном приближении, подходящее сравнение со знакомыми или простыми аналогами из другой области всегда может быть полезно – как для изучения предмета, так и в ходе создания нового знания.

Само понятие архитектуры информационной системы не является чем-то принципиально новым, но в настоящее время наблюдается своеобразный ренессанс – достаточно обратить внимание на число публикаций в прессе и Сети. Для этого должны существовать объективные причины, и главная из них, вероятно, связана с возможностью увеличения эффективности использования информационных технологий (ИТ) для основной деятельности организации. В англоязычной литературе обычно используются сразу два термина – effectiveness и efficiency, отражающие как улучшение/увеличение конечного результата, так и оптимальность применяемых для этого усилий. Сама по себе эта задача не является элементарной – существует достаточное количество примеров "создания" ИТ-архитектуры предприятия, когда эта архитектура не только не оправдывает надежд ее авторов и заказчиков, а наоборот, приводит к излишним трудозатратам. Поэтому перед тем как начать действовать, полезно будет сформулировать точное определение целей проекта разработки архитектуры и методов работы, а также учесть уже имеющийся опыт и рекомендации.

Сложность проблемы усугубляется еще и тем, что не существует простого, однозначного и общеупотребительного определения самого понятия ИТ-архитектуры. Разные авторы вкладывают, в общем-то, близкий, но, тем не менее, отличающийся смысл в этот термин или же выделяют в составе архитектуры различное число составляющих компонент – от двух до семи и более. Более того, акцент и трактовка данного предмета, даже в публикациях одной и той же такой известной компании, как Gartner, претерпевают изменения буквально за несколько последних лет. В рамках данного курса в "Архитектура предприятия: основные определения" и "Интегрированная концепция и уровни абстракции" мы попробуем выделить наиболее существенные для практики аспекты понятия архитектуры информационных технологий, а также проследить их связи – от конкретных реализаций информационных систем до глобальных стратегических концепций их развития.

Другим основным предметом нашего внимания является стратегия развития информационных технологий в организации – ИТ-стратегия. Ее возникновение и выделение в качестве самостоятельной области рассмотрения вызвано, прежде всего, необходимостью обеспечения постоянного соответствия между уровнем развития информационных систем предприятия и требованиями бизнеса. Очевидно, что развитие бизнеса неминуемо будет сопровождаться соответствующими изменениями в ИТ-системах. Однако такие изменения, хотя и более медленные, будут неизбежны и для достаточно редкого в наши дни случая неизменности деловых процессов и стабильных внешних условий – хотя бы из-за морального и физического устаревания отдельных компонентов информационной системы. Таким образом, если архитектура характеризует определенное состояние информационных технологий, то ИТ-стратегия задает направление для изменения этих состояний и правила таких переходов. Грубо говоря, если в отсутствие стратегии к цели может вести множество путей, то определенная стратегия позволяет выбрать только оптимальные. Заметим, что понятие оптимальности само по себе неоднозначно – нужен ли нам самый быстрый путь, или самый короткий, или самый приятный?

Грета Березовская
Грета Березовская
Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте,при покупке печатной формы сертификата,будут ли выданы обе печатные сторны?