СССР в 1965-1985 гг. Кризис системы
Снятие с постов Н.С. Хрущева. Реформа 1965 г. и её провал. Экономика дефицита. Авторитет Хрущева был подорван экономическими неурядицами и бесконечными реорганизациями управления. Введенные XXII съездом в 1961 г. предельные сроки пребывания в партийных органах не устраивали руководителей. От некоторых из них Хрущев без труда избавлялся. В результате руководство партии взбунтовалось и составило заговор против Хрущева. 14 октября 1964 года состоялся пленум ЦК, который сместил Хрущева со всех постов. Первым секретарем ЦК избран Л. И. Брежнев, председателем Совета Министров А. Н. Косыгин. Официально было объявлено об отставке Хрущева "по собственному желанию", "в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья".
Смена власти положила начало новому периоду в жизни советского общества, который вошел в историю как период застоя. В окружение Брежнева вошли Н. В. Подгорный, А. Н. Кириленко, М. С.Суслов, А. Н. Шелепин и другие. Речь шла не просто о персональном изменении в руководстве, а о смене курса, отходе от идей XX съезда КПСС, повороте в сторону консервации административно-командной системы управления. С реанимацией просталинских позиций нового руководства напрямую связано нарастание застойных явлений во всех сферах жизни общества 1964-1985 гг.
Тем временем хрущевские новшества были ликвидированы, промышленные и сельские обкомы и райкомы слиты, совнархозы заменены министерствами. В 1965 г. началась реформа, предполагавшая расширение материального стимулирования и самостоятельности предприятий, а также введение хозрасчета.
Реформа была свернута уже в конце 60-х годов после чехословацких событий. Руководство опасалось, что экономическая либерализация может повлечь за собой политическую. Оно выступало за укрепление централистских начал, министерств и ведомств, которые превратились в монополии и сверхмонополии, превыше всего ставили отраслевые интересы. Это особенно ярко проявилось в искусственном завышении цен на продукцию подчиненных им предприятий. В результате маховик затратного механизма вновь был запущен на полный ход.
В живучести административно-командной системы немалую роль сыграли идейно-теоретические факторы. Несмотря на явное отставание, брежневское руководство стремилось абсолютизировать социалистические формы организации общества. В этих целях была выдвинута концепция развитого социализма, представляющая собой защиту существующего порядка, объявившего его высшим достижением социального прогресса.
Административно-командная система, экстенсивный путь развития не отвечали потребностям развития общества в эпоху научно-технической революции. Поэтому поворота к интенсификации не произошло. Технологическая основа промышленности менялась крайне медленно. Слабым звеном оставалась связь науки с производством. Предприятия не были заинтересованы во внедрении новшеств, им выгоднее было продолжать выпуск ранее освоенной продукции.
Страна фактически прозевала очередной виток НТР. Поэтому показатели эффективности производства мало изменялись или даже ухудшались. В результате к началу 80-х годов появились признаки кризисного состояния экономики. Серьезным признаком застоя в экономике было неэффективное использование материальных, сырьевых и энергетических ресурсов.
Сложная ситуация сложилась в сельскохозяйственном производстве. Сохранение приоритета промышленности вело к разорению не только колхозов и совхозов, но и страны, которая вынуждена была в больших объемах закупать продовольствие за рубежом.
Стагнационные процессы в социальной и политической сферах. С особой силой кризисная ситуация проявилась в социальной области. В руководстве советским обществом укреплялся технократический подход, при котором главное внимание уделялось производственным задачам, а социальные проблемы отодвигались на задний план. Утвердился остаточный принцип выделения средств на социальные нужды, то есть те ресурсы, которые оставались после производственных затрат.
При распределении капитальных вложений между отраслями приоритетной была всегда тяжёлая промышленность. Так было во всех пятилетках. Производство товаров народного потребления всегда отставало. Конечно, имел место и рост уровня жизни советских людей. Условия жизни людей по большинству показателей улучшались. В первой половине 70-х годов заработная плата повысилась у 31 млн. рабочих и служащих. В среднем советские люди стали зарабатывать к началу 80-х годов по 150-200 рублей в месяц, вместо 60-70 рублей в начале 50-х годов. Было несколько улучшено обеспечение населения выплатами и льготами за счет общественных фондов потребления.
Однако инфляционные тенденции в экономике привели к повышению розничных цен не только на престижные товары, но и на многие товары массового спроса. Одновременно возрос общий дефицит предметов потребления, обострилась проблема обеспечения спроса на мясные и молочные продукты, легковые автомобили, строительные материалы и т.д.
Одной из самых острых оставалась жилищная проблема. В 70-е годы значительно возрос жилищный фонд страны. Однако очереди на получение жилья не уменьшались. Мало средств направлялось на сооружение социально-бытовых объектов.
Кризисные явления затронули и политическую сферу. К началу 70-х годов заглохли всякие попытки либерализации режима, напротив, усилилась жёсткая регламентация всей политической жизни. Утвердилась практика прямого партийного командования и подмены функций государственных органов. Политическая система была оформлена новой Конституцией СССР 1977 г., в 6-ой статье которой закреплялась руководящая роль КПСС в обществе.
Формирование духовной оппозиции - диссидентского движения. Застойные явления, охватившие общество, сопровождались кризисом доверия к власти, крушением официальных идеалов, нравственной деформацией. Так углубился духовный раскол общества, возникла духовная оппозиция к власти – диссидентство ("несогласные").
Оказывая духовное, нравственное сопротивление официальной власти, её идеологии, диссиденты придерживались независимого мнения, самостоятельно осмысливая действительность. А. Солженицын писал: "Наш путь – ни в чем не поддерживать лжи сознательно!" Выражать несогласие, оказывать сопротивление идеологической машине, выступать за соблюдение прав человека было тогда равносильно призыву к свержению режима. КГБ под председательством Ю. Андропова ответил на это систематическими репрессиями: одних уволили с работы, других отправили в тюрьмы, лагеря и психиатрические больницы, третьих вынудили эмигрировать под угрозой ареста.
У движения были различные течения и направления, активные и менее активные формы. Наибольшую активность проявляли незначительная часть творческой интеллигенции, некоторые верующие и представители национальных меньшинств. Так, в сентябре 1965 г. были арестованы писатели А. Синявский и Ю. Даниэль за публикацию за границей своих произведений, в 1966 г. они были приговорены к нескольким годам лагерей.
За этим процессом последовали другие аресты и осуждения. Были арестованы: А. Гинзбург, который составил "Белую книгу" из протестов против февральского процесса 1966 г.; П.Литвинов и Ю. Галансков, основатель "самиздатовского" журнала "Феникс"; А. Марченко, автор первой книги о лагерях хрущевского периода.
Репрессии обрушились после ввода в Афганистан в 1979г. советских войск. Были арестованы члены Комитета в защиту гражданских прав, основанного в 1970 г. А. Сахаровым, члены группы наблюдения за выполнением Хельсинкских соглашений, созданной в 1975 г.
Неравная борьба горстки людей при безучастности народа велась против огромной государственной машины, имеющей вековые традиции в борьбе с инакомыслием. Диссидентское движение, не поддержанное народом, малочисленное, было подавлено. Шансов выжить было мало, но они продолжали неравную борьбу четверть века.
Внешняя политика: разрядка и возврат к напряжённости. Решения XXIII съезда КПСС в 1966 г. подтвердили тенденцию к более жесткой внешней политике: мирное сосуществование теперь подчинялось более приоритетной классовой задаче - укреплению социалистического лагеря, солидарности с международным рабочим классом и национально-освободительным движением.
Серьезная ситуация возникла и в Польше из-за повышения цен в 1970 г., вызвавшего массовые волнения рабочих балтийских портов. В последующие десять лет положение в экономике не улучшилось, что породило новую волну забастовок, которую возглавил независимый профсоюз "Солидарность" во главе с Л.Валенсой. Лидерство массового профсоюза делало движение менее уязвимым и поэтому руководство СССР не решилось на ввод войск в Польшу. "Нормализация" положения была доверена поляку, генералу Ярузельскому, который ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране.
В отношениях между Западом и Востоком в начале 70-х годов произошел радикальный поворот в сторону реальной разрядки напряженности. Он стал возможным благодаря достижению примерного военного паритета (равенство сил) между Западом и Востоком, США и СССР. Поворот начался с установления заинтересованного сотрудничества СССР сначала с Францией, а затем с ФРГ.
Одновременно был подготовлен и важный поворот в советско-американских отношениях, началу которому положил визит президента Никсона в Москву в мае 1972 г. За 1972-1975 гг. между двумя странами было подписано 23 соглашения о сотрудничестве в различных сферах. В соглашении о предотвращении ядерной войны впервые было сформулировано положение, что в ядерной войне не может быть победителей. Были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений – ОСВ-1 (1972 г.) и ОСВ-2 (1979 г.).
Разрядка напряженности была закреплена важным международным соглашением. В июле-августе 1975 г. руководители 33 европейских стран, США и Канады (35 стран) подписали в Хельсинки Заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Им закреплялись нерушимость границ на континенте и недопустимость применения силы в отношениях между государствами.
Но с конца 70-х годов разрядка сменилась новым этапом гонки вооружений, хотя накопленных ядерных вооружений было и так достаточно, чтобы уничтожить все живое на Земле. Обе стороны не воспользовались достигнутой разрядкой, пошли по пути нагнетания страха. При этом капиталистические страны придерживались концепции "ядерного сдерживания" СССР. В свою очередь советское руководство допустило ряд крупных внешнеполитических просчетов.
Крупным фактором, подорвавшим доверие к СССР, стала советская интервенция в Афганистан в декабре 1979 г. Двухсоттысячный экспедиционный корпус вел войну, непопулярную в стране и мире. Война поглощала людские и материальные ресурсы, в ней погибло около 15 тыс. советских воинов, 35 тыс. искалечено, погибло, по разным сведениям, более одного миллиона афганцев, три-четыре миллиона стали беженцами. Следующим просчетом советской внешней политики явилось размещение ракет среднего радиуса действия в Европе в середине 70-х годов. Оно резко дестабилизировало обстановку, нарушило стратегическое равновесие.
Следует учесть также, что во второй половине 70-х – начале 80-х гг. СССР, следуя классовому принципу, оказывал всемерную помощь (военную, материальную и др.) странам третьего мира, поддерживал там борьбу против империализма.
Таким образом, благоприятный для СССР период разрядки закончился, и теперь страна задыхалась в тяжёлой гонке вооружений в условиях взаимных обвинений и давала повод другой стороне утверждать о "советской угрозе", об "империи зла".
Таким образом, после падения Хрущева наметился отход от идей XX cъезда партии, поворот в сторону консервации режима, возрождения культа Сталина и т.д. Усилились стагнационные процессы в социальной и политической сферах. К середине 1970-х гг. была достигнута разрядка международной напряженности, сменившаяся вскоре новым витком гонки вооружения.
Темы рефератов
- Совещание в Хельсинки и разрядка международной напряженности.
- Война в Афганистане, ее последствия и оценки.
- Проблемы экономического развития в 1960-80-е гг. Кризисные явления в экономике.
- Исторический портрет Л.И.Брежнева.
- Стагнация в общественно-политической сфере в 1965-1985 гг.
- Становление диссидентского движения в СССР.
- Личность А.Д.Сахарова (А.Солженицина и др.)