сколько попыток даётся на прохождение теста? |
Учет основных средств
Цель лекции: ознакомиться с особенностями организации учета основных средств в 1С:Бухгалтерии.
9.1. Основные положения
Учет ОС в 1С:Бухгалтерии построен на основе ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и сопутствующих нормативных документов.
Жизненный цикл объекта основных средств в организации выглядит следующим образом:
- Учет приобретения или создания основного средства. На данном этапе важен учет вложений в основное средство, расчет его первоначальной стоимости.
- Принятие объекта ОС к учету. Когда первоначальная стоимость объекта ОС сформирована, он подготовлен к работе, его принимают к учету для последующего использования.
- Учет амортизации объектов ОС. На объект ОС начисляют амортизацию, распределяя их первоначальную стоимость по периодам полезного использования в соответствии с выбранным способом амортизации.
- Учет перемещения объектов ОС. Объекты ОС могут перемещаться из одних подразделений организации в другие - эти перемещения следует правильно отражать в учете.
- Учет модернизации объектов ОС. При модернизации свойства ОС улучшаются, они приобретают новые возможности.
- Переоценка объектов ОС. Объекты ОС - это объекты, которые обычно используют в течение нескольких лет. В процессе эксплуатации объекта может оказаться, что его стоимость меняется - при капитальном ремонте, достройке или дооборудовании, в ходе переоценки с целью приведения информации о стоимости объектов ОС к современному состоянию. В ходе переоценок меняется стоимость объектов, это так же нуждается в отражении в учете.
- Инвентаризация объектов ОС. Инвентаризация - это сверка фактического наличия и состояния объектов ОС с данными бухгалтерского учета. Объекты ОС, как и другие ценности, периодически нуждаются в инвентаризации.
- Выбытие объектов ОС. Жизненный цикл основных средств в организации заканчивается их выбытием. Выбытие основных средств происходит по разным причинам. Это может быть моральное и физическое устаревание, продажа основного средства другой организации, передача в качестве вклада в уставный капитал. Выбытие объектов ОС так же требует отражения в учете.
Как видите, учет основных средств весьма многогранен. Начнем его описание с раскрытия особенностей учета вложений в основные средства, формирования их первоначальной стоимости.
9.2. Учет приобретения или создания ОС
Для учета вложений во внеоборотные активы, то есть - для учета затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств, используется счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", рис. 9.1.
Аналитический учет по счету 08 и его субсчетам организован в разрезах отдельных объектов строительства (Субконто 1) и статей затрат (Субконто 2). Для некоторых субсчетов заведены субконто Номенклатура (Субконто 1), Партии (Субконто 2 - в том случае, если в организации применяется партионный учет) и Склады (Субконто 3).
Для учета оборудования, которое требует монтажа, используется счет 07 "Оборудование к установке". На этом счете учет ведется в разрезе номенклатурных позиций (Субконто 1), партий (Субконто 2) и складов (Субконто 3). Рассмотрим схемы бухгалтерских записей по основным средствам в зависимости от способов поступления в организацию и от особенностей ОС.
Общие схемы бухгалтерских записей по учету приобретения или создания ОС
Если организация приобретает основное средство, не требующее монтажа, это отражается следующим образом:
Д08 К60 - На стоимость объекта ОС без НДС |
Д19 К60 - НДС |
Д01 К08 - Принят к учету объект ОС по первоначальной стоимости |
Если организация приобретает ОС, требующее монтажа, это отражается так:
При строительстве объекта ОС с использованием услуг сторонних организаций может использоваться следующая схема записей:
При строительстве объектов ОС, требующих монтажа, с использованием услуг сторонней организации их принятие к учету будет выглядеть так:
При строительстве объекта ОС собственными силами на счете 08 собирают затраты на создание объекта ОС, которые, в итоге, дают его первоначальную стоимость, по которой он и принимается к учету.
Рассмотрим порядок работы в 1С:Бухгалтерии при принятии к учету нового объекта ОС.
Приобретение ОС
Как вы сможете убедиться далее, для работы с ОС предусмотрено множество специализированных документов. Однако, такая важная операция, как приобретение объекта ОС, оформляется с помощью обычного документа, используемого для учета поступления товаров и услуг. Подробности о приобретении товаров и услуг мы рассмотрим в одной из следующих лекций, а сейчас мы рассмотрим вопросы приобретения в части, важной для работы с ОС.
Рассмотрим следующий пример:
Создадим новый документ Поступление товаров и услуг ( Покупка > Поступление товаров и услуг ). При создании нового документа выберем тип документа Оборудование. Вот как выглядит форма документа ( рис. 9.2).
Заполняем документ следующим образом:
В поле Контрагент вводим информацию о контрагенте (в нашем случае - ООО "Технодрайв"), в поле Договор - договор, соответствующей данной поставке. Информацию о договоре в такой операции можно ввести по нажатию кнопки с тремя точками после заполнения поля Контрагент ( рис. 9.3).
Теперь нужно заполнить вкладку Оборудование. Создадим новую строку табличной части Оборудование и введем информацию о приходуемом принтере.
Надо отметить, что в справочнике Номенклатура предусмотрена специальная номенклатурная группа для хранения в ней информации об объектах основных средств. Для того, чтобы к приходуемому на склад основному средству были применены правильные настройки, касающиеся, в частности, счетов учета, его нужно разместить в группе Оборудование (объекты основных средств), рис. 9.4.
увеличить изображение
Рис. 9.4. Ввод информации о купленном принтере в справочник Номенклатура, в группу Оборудование
Когда только что созданная и размещенная в нужной группе номенклатурная позиция будет выбрана в соответствующей позиции строки таблицы - некоторые данные - в частности - счета учета - будут заполнены автоматически. Другие данные нужно заполнить в соответствии с поступившим в организацию договором. Вот как выглядит наш документ на данном этапе заполнения ( рис. 9.5).
Обратите внимание на то, что, заполняя документ, нужно настроить информацию о ценах и валюте, применяемых в документе. Мы сделали это, выбрав тип цен при заполнении параметров договора с поставщиком. Так же это можно сделать, нажав кнопку Цены и валюта, которая расположена в панели инструментов документа и выставив в появившемся окне нужные параметры ( рис. 9.6). В нашем случае всё уже установлено так, как нужно. А нас здесь, в частности, интересует вид цены ( Договорная (с НДС) ) и способ расчета НДС. Выбран такой способ расчета, который выделяет НДС из полной стоимости документа.
Теперь перейдем на вкладку Дополнительно и введем информацию о приходном ордере, которым принтер оприходован на склад и о лице, ответственном за операцию ( рис. 9.7).
На вкладке Счета учета расчетов должны быть указаны счета 60.01 и 60.02.
Теперь решим вопрос со счетом-фактурой. Так как мы получили счет-фактуру, перейдем на вкладку Счет-фактура ( рис. 9.8).
Здесь мы установили флажок Предъявлен счет-фактура и заполнили поля Номер входящего счета-фактуры и Дата входящего счета-фактуры.
Эта вкладка заполняется в том случае, если счет-фактура поступает вместе с товаром. Если, например, счет-фактура поступила позже или счетов-фактур несколько - нужно воспользоваться ссылкой Ввести счет-фактуру.