Литва |
Основные направления экономической политики государства
10.1. Конъюнктурная политика
Основные направления экономической политики
На наш взгляд, целесообразно выделить следующие направления экономической политики, которые актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России:
- конъюнктурная политика;
- политика экономического роста;
- структурная политика;
- региональная политика;
- политика занятости;
- антиинфляционная политика;
- инвестиционная политика;
- социальная политика.
Все эти направления пересекаются, а подчас и противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.
Перечисленные направления в основном рассматриваются в данной теме. Инвестиционной и социальной политике посвящены последующие главы.
Сущность конъюнктурной политики
Конъюнктурная политика представляет собой совокупность мер государства по обеспечению динамичного и одновременно равновесного состояния рыночной экономики. В более конкретном плане речь идет о действиях, нацеленных на приглушение степени колебаний экономических показателей в ходе конъюнктурного развития.
Причины, побуждающие государство к данной политике, заключаются в следующем.
Перемены экономической активности в рыночной системе - естественное и закономерное явление. Как и все процессы в экономике, динамическая неустойчивость имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент связан с тем, что благодаря перепадам конъюнктуры быстрее выявляются и устраняются сравнительно слабые, малоэффективные звенья экономики.
Минусы же прежде всего в том, что быстрое закрытие неэффективных производств создает дополнительные проблемы с занятостью. В системе национальных производственных комплексов на определенное время нарушаются кооперационные связи. Конкурентоспособность всего производства на время снижается. Между тем опыт говорит о том, что временная потеря позиций на мировом рынке требует немалых издержек для возврата на прежний уровень.
Осуществляя меры по достижению состояния устойчивости, равновесия, государство способствует более стабильной загрузке производственного потенциала. Это позволяет сократить для предпринимателей риски по инвестированию и сбыту и значительно уменьшить возможность кризисной ситуации с занятостью.
Конечно, предприниматели неизбежно привыкают к рискам, однако в случае смягчения конъюнктурных колебаний они могут в большей степени обратить внимание на другие проблемы, связанные с техническим прогрессом. Устойчивость развития дает предпринимателю больше возможностей разрабатывать планы на будущее. Это важно для него с точки зрения профессиональной подготовки персонала предприятия, формирования структуры накапливаемого капитала, наконец, спокойного развития своей личной жизни (выбор профессии, образование семьи и т.д.).
Целям конъюнктурного регулирования соответствует вообще вся направленность экономической политики, включая обеспечение полной занятости, стабильности цен, соразмерного и постоянного экономического роста, внешнеэкономического равновесия и справедливого распределения ВВП.
Не случайно в экономической литературе можно встретить различные методы вычленения отдельных направлений экономической политики.
Методы конъюнктурной политики
Проведение конъюнктурной политики осуществляется с помощью различных методов. Характеризуя их, можно условно выделить те, которые соответствуют нормам рыночной экономики, и те, которые им противоречат. Ко второй группе относятся методы установления границ заработной платы и цен, а также введения чрезмерного налогового обложения.
Используемые для конъюнктурного регулирования методы можно подразделить также на финансовые и кредитно-денежные. Данные виды инструментов применяются для решения не только конъюнктурных, но и структурных, региональных и социальных задач. Различаться может в основном характер воздействия инструментов на экономические обстоятельства. Например, при осуществлении конъюнктурных мер финансовые и кредитные рычаги используют в рамках краткосрочного периода. В ходе социальной политики, а также решения задач экономического роста те же методы используются в течение длительного времени.
Механизм действия финансового метода принято рассматривать не на протяжении всего конъюнктурного цикла, а на определенных переломных пунктах, т.е. в верхних и нижних точках циклического развития. В частности, речь идет о нижнем переломном пункте, означающем переход от застоя к оживлению. Действие же кредитно-денежных механизмов обычно рассматривается в верхней точке цикла, когда возникает поворот от высшей точки конъюнктуры к спаду. Принцип действий государства следующий: в противостоящих поворотных пунктах цикла эти действия приобретают противоположные направления.
Финансовая активизация инвестиций
Для того чтобы добиться конъюнктурного подъема, необходимо в первую очередь активизировать государственные и частные инвестиции. С этой целью государство может предпринимать следующее:
- увеличивать свои инвестиционные расходы, используя бюджетные и внебюджетные резервы, а также прибегать к дополнительным займам. Государство может при этом оставаться в рамках своих плановых бюджетных затрат либо выйти за границы бюджетных возможностей, применяя так называемый способ дефицитного финансирования;
- изменять бюджетный план в пользу большего финансирования конъюнктурных мер;
- поддерживать рост частных инвестиций введением дополнительных налоговых льгот, например, допущения большего числа предварительных изъятий предприятиями из суммы доходов перед их налоговым обложением. Достаточно широко практикуется также метод допущения ускоренной амортизации. Он дает возможность предприятию направлять большую, чем это обычно разрешено, часть выручки на восстановление оборудования и тем самым легально уменьшать свой налоговый пресс в первые годы обновления производственного капитала;
- сокращать налоговые ставки на доходы физических и юридических лиц;
- предоставлять частному сектору субсидии, например, в целях повышения мобильности рабочей силы во всей экономике или прямой поддержки определенной отрасли.
Таким образом, финансовыми методами государство как бы противодействует тенденциям движения конъюнктуры, т.е. проводит антициклическую финансовую политику. В случае заниженного уровня инвестиций и потребления государство ослабляет налоги и увеличивает свои бюджетные расходы. На этапе высокой конъюнктуры происходит обратное - сокращение бюджетных вливаний и усиление налогового обложения, что снижает возможности потребления и инвестиций в частном секторе.
Встроенный стабилизатор
Особенностью финансовых методов является то, что даже без специально заложенной в них нацеленности на антициклическое воздействие они тем не менее проявляют сглаживающее влияние на экономику. Такой эффект объясняется тем, что финансы обладают автоматически действующей стабилизирующей функцией.
Например, в состоянии застоя (стагнации) автоматически реализуемое воздействие на экономику, ведущее к ее оживлению, проявляется в следующем:
- автоматически возрастают расходы государства на оказание поддержки частному сектору (например, в рамках механизма страхования от безработицы);
- налоговые изъятия у частного сектора сокращаются быстрее падения суммы его доходов - вследствие прогрессии налоговой ставки. В результате предприниматели и домашние хозяйства могут расходовать на потребление и инвестиции относительно больше средств.
Механизм мультипликатора-акселератора
В процессе использования финансового механизма реализуется еще одно его свойство, которое можно назвать "принцип обгоняющих эффектов". Оно проявляется в действии известного читателю механизма мультипликатора-акселератора.
Для обеспечения перехода экономики от застоя к оживлению и росту можно поступить двояким методом:
- ориентируясь на механизм мультипликатора, увеличить государственные расходы и тем самым вызвать еще более увеличенный прирост национального дохода;
- обеспечив дополнительный спрос на потребительские товары, использовать тем самым механизм акселератора, который придаст импульс достаточно быстрому приросту инвестиций в народное хозяйство.
Кредитный вариант воздействия
Рассмотрим теперь вопрос о том, какое воздействие на конъюнктуру оказывают кредитные меры. Реализуя их, центральный банк страны осуществляет косвенное влияние на объем совокупного спроса. Регулированию при этом подлежат объемы денежной наличности и кредитных ресурсов. Как правило, при этом используются два пути.
Центральный банк (исходя из целей государственной экономической политики) обеспечивает кредитными средствами коммерческие банки, что расширяет возможности их самостоятельной работы. Конкретные инструменты при этом - формирование резервов, политика открытого рынка, а также установление норм по закупкам векселей в центральном банке.
Второй путь воздействия связан с оказанием влияния на цену кредитных средств, предоставляемых нефинансовому сектору экономики. Осуществляется это в результате манипулирования учетной и ломбардной ставками. Если центральный банк их повышает, то и коммерческие банки предлагают своим клиентам кредиты по более высокому проценту. Удешевление предоставляемых центральным банком средств приводит к более дешевым кредитам, направляемым коммерческими банками своим нефинансовым клиентам. Близкий эффект проявляется и в случае проведения политики минимальных резервов, открытого рынка: изменение степени ликвидности активов банков также оказывает влияние на уровень процента.
Для примера обратимся к верхней точке конъюнктурного цикла, к случаю бума в экономике, по отношению к которому принимаются меры ограничения. В этот период существует завышенный уровень спроса, что ведет к высоким ценам на товары, в том числе на такой производственный фактор, как труд (заработная плата повышается). В данной ситуации центральный банк может предпринять следующие действия:
- ввести требование о повышении размера минимальных резервов, размещенных в центральном банке, и тем самым сократить возможности деловых банков в сфере кредитования;
- произвести продажу ценных бумаг и тем самым уменьшить излишние резервы у деловых банков;
- ввести повышенные учетные и ломбардные ставки, тем самым сделав более дорогими кредитные ресурсы в стране.
Кейнсианские взгляды на антициклическую политику
Антициклическое направление кредитной политики отражает теоретическую школу Кейнса и его последователей. Однако в рамках данной теоретической концепции кредитная политика играет все же более слабую роль по сравнению с антициклической финансовой политикой. Возможности достижения антициклических результатов при помощи кредитно-денежных мер все же ограничены. Причиной этого являются некоторые обстоятельства.
Процент представляет собой форму дохода банка. И здесь встречаются определенные проблемы. Политика, направленная на снижение ставок за кредит, может противоречить интересам коммерческих банков. Они в определенной степени противостоят ей, поскольку сами обладают ликвидными резервами, или же обращаются к другим каналам рефинансирования, например к зарубежным источникам.
Центральный банк должен учитывать также определенное временное запаздывание в действии своих инструментов. Деловые банки и нефинансовые клиенты часто не в состоянии реагировать на кредитные меры молниеносно. Проходит определенное время, пока предпринятые усилия начинают оказывать воздействие.
Таким образом, главные трудности, мешающие проведению успешной кредитной политики в целях конъюнктурного регулирования, связаны с временным лагом, ограниченной процентной эластичностью и добровольным характером сотрудничества коммерческих банков с центральным банком.
Монетаристы об антициклической политике
Представители другой концепции - монетаризма считают, что кредитная (денежная) политика является важнейшим инструментом регулирования устойчивости конъюнктурного развития. Важнейший тезис, выдвигаемый монетаристами, состоит в следующем.
По их мнению, изменение объема денежных средств оказывает прямое влияние на совокупный спрос. (Такой вывод базируется на ряде практических исследований.) В связи с этим предлагается обеспечение относительно постоянной скорости обращения денег, что считается вполне достаточным условием для стабилизации спроса (при использовании кредитной политики).
Монетаристы считают, что из-за наличия временного лага в действии кредитной политики ее следует применять (через регулирование количества денег) не в виде краткосрочных мер (экспансивно - в период спада и мягко - в период высокой конъюнктуры), а ориентируясь на долгосрочные цели реального роста экономики.
Текущие перепады экономической активности, по их мнению, не представляют сложных проблем. Они отражают естественную природу рыночной экономики. Рыночная система в своем развитии стремится к равновесию в условиях полной занятости. Поэтому государству в качестве первоочередных задач предписывается лишь регулирование конкуренции, параметров, связанных с основами самой экономической системы и структурной политики. В области же текущих мер, особенно в области конъюнктурной политики, государство должно вести себя максимально сдержанно.
В современной российской экономике конъюнктурная политика пока не имеет полностью сформированных черт. Причина в том, что еще не сложились экономические циклы. Практика же прежнего ведения хозяйства также не создала необходимого навыка: основой централизованной экономики была относительная стабильность. Колебания общего уровня народного хозяйства могли изредка происходить и раньше, но не по причине циклического взаимодействия спроса и предложения, а, как правило, по организационно-управленческим причинам. Рыночная цикличность возникает лишь при наличии основы - частной собственности, свободы принятия экономических решений и в результате достижения народным хозяйством определенной динамической устойчивости.
В настоящее время отечественная экономика находится в состоянии переходного этапа, хотя основы рыночной экономики уже сформированы и международное сообщество признало Россию страной с рыночной экономикой. Его длительность пока относительно невелика - около 10 лет. Определенные "экономические волны" в 90-х годах уже проявились (рис. 10.1). Однако их особенность в том, что конъюнктурная кривая российской экономики в эти годы еще лежала ниже нулевой линии. Не сложились также и многократные повторения конъюнктурных колебаний. Правда, судя по тенденциям к повышению экономического роста, сложившимся уже к середине 2000 г., цикличность российской экономики может в последующем складываться в рамках общих рыночных закономерностей. При этом следует отметить, что первые признаки формирования цикличности в развитии российской экономики - определенное доказательство саморазвития рыночной системы в России.
Специфика конъюнктурного развития России предопределила и особенности действий правительства. До последнего времени вместо антициклической политики ему приходилось делать ставку на антикризисные меры. Они включали:
- меры финансовой и кредитной политики по установлению общеэкономического равновесия, сбалансированности;
- поддержку развития частного сектора, среднего социального слоя;
- осуществление промышленной, структурной политики.