Рынок аутсорсинга бизнес-процессов
Услуги в сфере информационных технологий являются одной из наиболее быстро трансформирующихся отраслей, а это создает трудности для ее обзора, так как крупнейшие исследовательские компании по-разному подходят к определению границ отрасли и ее сегментации. По мнению исследовательской компании Datamonitor [5] эта отрасль состоит из 2 основных рынков: 1) услуги обработки данных и аутсорсинга (подразделяется на услуги электронной обработки данных, ИТ аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов) и 2) услуги ИТ консалтинга (услуги интеграции и разработки, поддержки аппаратной и программной инфраструктуры и собственно ИТ консалтинга).
Отрасль услуг обработки данных и аутсорсинга на протяжении 5 лет устойчиво росла в среднем на 11,1% в год (Рис. 2.1), однако, аналитики предсказывают снижение темпов роста до 8,7% в год в следующую пятилетку. Причина этому не только и не столько всемирный экономический спад, сколько стабилизация отрасли, а также развитие услуг-заменителей, таких как Software as a Service (модели продажи программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает программное обеспечение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через Интернет).
Рынок аутсорсинга бизнес-процессов приносит 43% (239,3 млрд. долларов) прибыли отрасли (Рис. 2.2), уступая ИТ-аутсорсингу (50,4%, 280,3 млрд. долларов).
Рассмотрим систему потребительской ценности, которую предоставляет аутсорсинг бизнес-процессов. Как уже было отмечено, любая коммерческая организация максимизирует свою прибыль и в общем случае делает это в два этапа, решая на первом этапе задачу минимизации издержек любого заданного выпуска. На пути к этой цели она может воспользоваться помощью компаний-поставщиков услуг аутсорсинга бизнес-процессов, которым значительно легче решить вопрос трансформации бизнес-процессов, и, позволив клиенту сосредоточится на ключевых компетенциях, добиться необходимого результата – снижения.
2.1. Сегментация рынка
Аналитики по разному подходят к вопросу сегментации на рынке BPO. Наиболее часто встречается следующая сегментация:
- Customer Management and Contact Centers (CRM) – аутсорсинг процессов в области взаимоотношений с клиентами, аутсорсинг call-центров
- Finance and Accounting – аутсорсинг финансовых и бухгалтерских процессов
- Human Resources (HR) – аутсорсинг процессов в области управления персоналом
- Payments and Billing – аутсорсинг процессов оплаты и расчета
- Research and Development Services (R&D) – аутсорсинг исследований, разработок и прочих высокоинтеллектуальных видов деятельности
- Supply Management/Procurement – аутсорсинг процессов управления поставками
- Vertical-Specific BPO – аутсорсинг на вертикальных (нишевых) рынках – рынках, обслуживающих одну определенную отрасль или очень узкий круг потребителей (здравоохранение, страхование, авиация, фармацевтика).
2.2. Анализ рынка с использованием методологии пяти сил Портера
Анализ отрасли, проведенный компанией Datamonitor, с помощью методологии пяти сил Портера (Рис. 2.3) дал следующий результат:
- умеренная сила покупателей – потеря крупного клиента весьма негативно отразится на делах компании-поставщика услуг аутсорсинга, но в то же время и для компании-клиента издержки переключения бывают очень высокими, поэтому в отрасли распространены долгосрочные контрактные отношения;
- сильная сила поставщиков – главным ресурсом в отрасли являются работники, обладающие глубокими знаниями в областях, непосредственно связанных с конкретным бизнес-процессом, поэтому компании крайне не заинтересованы в "текучке кадров";
- умеренная угроза вхождения новых конкурентов – в последние годы в отрасли наблюдался быстрый рост, однако клиенты более склонны доверять старожилам, нежели новичкам;
- умеренная угроза заменителей – главным заменителем выступает использование внутренних ресурсов фирмы для поддержания функционирования бизнес-процесса;
- умеренная конкуренция внутри отрасли – небольшие фирмы и крупные транснациональные корпорации, оформляющие конкурентный ландшафт отрасли, в последние годы, несмотря на незначительные различия в составе и содержании оказываемых услуг, испытывали умеренное конкурентное влияние из-за высоких темпов роста рынка.
Таким образом, в целом в отрасли сложилась достаточно спокойная обстановка, с умеренной конкуренцией, прибылью и рисками из-за достаточно высоких барьеров входа и выхода.
2.3. Основные игроки
Аналитики Technology Partners International 4 группы крупных игроков:
- Big Five (Accenture, ACS, CSC, HP/EDS, IBM)
- Big Five EMEA (Atos Origin, ВТ, Capgemini, Siemens Business Services, T-Systems)
- Indian SP (Genpact, HCL, Infosys, Satyam, TCS, Tech Mahindra, Wipro, WNS)
- Japan SP (Fujitsu, Hitachi, NEC)
International Association of Outsourcing Professionals (IAOP) [6] ежегодно выбирает лучших поставщиков услуг аутсорсинга The Global Outsourcing 100™. По итогам 2008 года был составлен рейтинг на 2009, а также приведены факторы их успеха. В Табл. 2.1 представлены данные по 10 самым успешным фирмам:
Место | Компания | Ключевой фактор успеха |
---|---|---|
1 | Accenture | Эффективность управления |
2 | IBM | Доказанная компетентность |
3 | Solexo | Отзывы клиентов |
4 | Tata Consultancy Services | Отзывы клиентов |
5 | Wipro Technologies | Доказанная компетентность |
6 | Convergys | Отзывы клиентов |
7 | ISS | Сбалансированное функционирование |
8 | CB Richard Ellis | Отзывы клиентов |
9 | Infosys Technologies | Эффективность управления |
10 | Capgemini | Отзывы клиентов |
2.4. Стратегии выполнения бизнес-процессов
Любой свой бизнес-процесс фирма может поддерживать самостоятельно, а может заключить контракт с какой-либо компанией, передавая ей его на выполнение. Первая ситуация называется инсорсинг (insourcing): в этом случае бизнес-процесс выполняется каким-либо подразделением или отделом самой компании – внутри компании. Вторая ситуация – аутсорсинг.
В своей статье "Strategies for Business Process Outsourcing: An Analysis of Alternatives, Opportunities and Risks" Сабрата Чакрабарти (Subrata Chakrabarty) [6], провел анализ литературы по этой тематике и выделил наиболее заметные плюсы этих двух стратегий выполнения бизнес-процессов (Табл. 2.2).
Insourcing | Outsourcing |
---|---|
Избавляет фирму от необходимости улаживать вопросы, касающиеся прав интеллектуальной собственности и снижает риск нарушения этих прав. |
Приводит к серьезному сокращению затрат клиента:
|
Избавляет фирму от необходимости передачи специфических знаний вендору, что потребовало бы не только большого количества времени и усилий, но и подвергло бы риску конфиденциальность этой информации. | Позволяет клиенту сфокусироваться на основной деятельности , что высвобождает значительное количество времени и ресурсов, прежде отведенных на вспомогательные нужды |
Предоставляет фирме лучший контроль над стратегическими активами и ресурсами , которые используются в ходе выполнения бизнес-процесса, и устраняет риск оппортунистического поведения вендора. | Упрощает для клиента переход к новому способу выполнения бизнес-процесса – во время перехода к новому способу действующий бизнес-процесс выполняется вендором. |
Является единственным возможным для фирмы вариантом при высокой степени неопределенности , связанной с выполнением бизнес-процесса | Дает клиенту большую гибкость в отношении персонала :
|
Является единственным возможным для фирмы вариантом при отсутствии на рынке компетентных в выполнении бизнес-процесса вендоров | Позволяет клиенту пользоваться услугами бизнес-процесса с наивысшим уровнем зрелости , так как вендоры стараются поддерживать высокий уровень зрелости процессов чтобы оставаться конкурентоспособными |
Таким образом, из приведенных преимуществ альтернативных стратегий можно сделать вывод о том, что выбор клиентом стратегии аутсорсинга является оправданным в случае, когда:
- бизнес-процесс не связан с интеллектуальной собственностью фирмы;
- бизнес-процесс не требует от вендора использования специфических знаний фирмы (а также других специфических инвестиций);
- бизнес-процесс не использует стратегические активы и ресурсы фирмы;
- бизнес-процесс не является частью основной деятельности;
- бизнес-процесс требует серьезных инвестиций в инфраструктуру и технологии;
- бизнес-процесс требует специфических инвестиций (например, обучение персонала) в сфере, отличной от основной деятельности фирмы;
- бизнес-процесс является недостаточно эффективным и требует усовершенствования – уровень зрелости процесса не достаточно высок;
- бизнес-процесс не является инновационным – на рынке сложилось определенное понимание того, как он должен выполняться;
- бизнес-процесс требует варьирования количества ресурсов (персонал, оборудование и т. п.) в зависимости от влияния внешних факторов.
Эти причины можно объединить в 3 большие группы факторов определяющих выбор стратегии аутсорсинга для выполнения бизнес-процесса:
- отсутствие риска (ущерб клиенту в случае оппортунистического поведения вендора невелик);
- необходимы значительные объемы инвестиций, имеющих косвенное отношение к основной деятельности;
- издержки компании клиента на выполнение бизнес-процесса выше, чем издержки компании-вендора (это позволит вендору установить выгодную для клиента цену на свои услуги).
Апт и Мейсон [7] предложили следующую матрицу для выбора стратегии выполнения бизнес-процессов (Рис. 2.4):
Все бизнес процессы делятся по двум критериям: стратегической важности и сравнительной эффективности выполнения процесса самой компанией. В результате этого деления процесс относят к одному из четырех квадрантов в соответствии со значениями критериев. Для каждого из квадрантов существует своя оптимальная стратегия выполнения:
- Инсорсинг – для эффективного стратегического процесса.
- В случае, когда компания очень эффективно справляется со своим нестратегическим бизнес-процессом, ей стоит задуматься о возможности самой выйти на рынок аутсорсинга с предложением своих услуг в выполнении этого бизнес-процесса.
- Аутсорсинг – для неэффективного вспомогательного процесса.
- Когда процесс стратегически важен, но существующая эффективность его выполнения низка нужно придерживаться одной из следующих стратегий:
- своими силами увеличивать эффективность выполнения бизнес-процесса;
- обратиться к консультантам или экспертам за помощью в увеличении эффективности его выполнения;
- вступить в стратегический альянс с аутсорсером-экспертом в выполнении этого бизнес-процесса.