Опубликован: 17.07.2009 | Доступ: платный | Студентов: 667 / 1 | Оценка: 4.10 / 3.86 | Длительность: 31:59:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 2:

Социально-психологические основы менеджмента

Аннотация: Рассматриваются характеристики четырех типов темпераментов (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), теория акцентуированных личностей (в том числе описание десяти основных типов), личностный профиль. Большое внимание уделяется методам управления персоналом: разбираются существующие стили управления, методы управления и разрешения конфликтных ситуаций и трудовых споров, а также различные теории мотивации персонала. Описываются некоторые аспекты механизма функционирования и регулирования рынка труда.
Ключевые слова: Личность, сочетания, аксиома, детерминант, гипотеза, мышление, типизация, вытеснение, асимметрия, аналитические функции, кооперация, функциональная группа, предпринимательский, управление персоналом, сегментация, сегментирование рынка, критерий отбора, ПО, подотчетность, делегирование, прямой, реакция, регулирование, структура организации, самоорганизация, ущерб, процесс управления, группа, член группы, очередь, менеджер, выручка, подразделения, заработная плата, партнерство, работ, стихийные бедствия, коэффициенты, метод начислений, процент, дифференцирование, конечные, прибыль, Дополнение, оплата, фондовые рынки, права, уставный капитал, деятельность, контроль, координация, исполнение, трудовая книжка, размер ущерба, действительный, ответственность работника, затраты, клевета, оскорбление, подлог, структурный подход, значение, место, мотивация персонала, интеллект, потенциал, критерий эффективности, организационная культура, значимость, опыт, отсутствие результата, отношение, операции, плата, множества, эффективное управление, вывод, грани, человеческий фактор, производительность, Немецкие, корпорация, принятия решений, IBM, безопасность, делегирование полномочий, выражение, иерархия, связь, рисковая ситуация, улучшение, стабильность, максимум, Произведение, вероятность, средняя сложность, неравенство, деятельность в состоянии, равенство, функция, представление, денежное вознаграждение, поле зрения, предел, цель внешняя, конфликт, альтернативные, селективность, противоречивость требований, структурный метод, координатор, миссия организации, арбитраж

Личность и группа как объект управления

Психология управления разделяет понятия "человек", "личность", "индивидуальность ". Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность живого существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду, как специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как биологическое существо человек подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития. Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Рассматривая человека как носителя самых разных свойств, выделяют личность как его основное свойство, в котором проявляется его общественная сущность, отнесенность к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре и т. п. Индивидуальность - это единство личностных свойств конкретного человека, а также своеобразие его психофизиологической структуры (физические данные, психические особенности), интеллекта, мир овоззрения, сочетания семейно-бытовых, производственных и общественных функций, жизненного опыта. Индивидуальность рассматривается как непременный и важнейший признак личности.

Психология оперирует четырьмя общепризнанными аксиомами личности:

  • личность присуща каждому человеку;
  • личность определяет то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
  • личность - это продукт исторического развития, т.е. возникла на определенной ступени эволюции человеческого существа;
  • личность представляет собой индивидуальную отличительную характеристику человека, т. е. то, что отличает одного человека от другого.

Проблема личности была и остается предметом пристального изучения психологов-обществоведов различных школ, авторов различных теорий личности, среди которых наиболее известными и применимыми для управления считаются теории:

  • психоанализа З. Фрейда и последователей (Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Харри Салливан, Эрих Фромм);
  • теория научения или поведенческая школа (И.П. Павлов, Джон Б. Уотсон, Б.Ф. Скиннер);
  • теория роста или "гуманистическая психология" (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс).

Психоанализ основан на двух доктринах Зигмунда Фрейда (1856-1939) и представляет собой одно из наиболее полных учений о человеческой индивидуальности. Первая доктрина - психического детерминизма, гласит, что в душевной жизни нет никакой непоследовательности. Каждая мысль, возникшее чувство, воспоминание, действие имеют свои причины. Любое душевное событие, внешне возникшее спонтанно, вызывается сознательно и определяется предшествующими событиями. Чтобы понять действительные мотивы человека, необходимо увидеть причины, разобраться в них.

Согласно второй доктрине З. Фрейда бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные, и вообще большая часть сознания бессознательна. В бессознательной скрыты основные детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и инстинкты, а человек зачастую сам не знает своих истинных желаний и мотивов. Эта доктрина положена З. Фрейдом в основу метода "свободных ассоциаций", с помощью которого выявляются скрытые стремления. Для упорядочения хаоса инстинктов в человеке была разработана "структурная гипотеза" организации психической жизни личности. Согласно З. Фрейду структуру личности составляют три инстанции: Id, или "Оно", Ego, или "Я" и Super-Ego, или "Сверх Я". "Оно" составляет первоначальную основную, наиболее центральную часть структуры личности и содержит все, унаследованное от рождения. Содержание "Оно" почти целиком бессознательно. "Я" подчиняется п ринципу реальности, постоянно находится в контакте с внешней средой и вырабатывает эффективные способы общения с внешним миром. "Сверх Я" объединяет моральные принципы человека, определяющие приемлемость или невозможность для него определенного способа поведения. Это эксперт, судья, цензор, обобщающий три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Теория психоанализа З. Фрейда не предлагает конкретных методов решения тех или иных управленческих задач, но дает возможность понимания причинно-следственных связей в поведении человека, которое не всегда логично и разумно, а сам человек не всегда может объяснить свои порывы и желания.

Существенный вклад в становление и развитие психоанализа, его методов и приемов внес Карл Густав Юнг (1875 - 1961) - швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений в психоанализе - "аналитической психологии". Согласно К. Юнга в психическом развитии человека, помимо индивидуального бессознательного, существенная роль принадлежит "коллективному бессознательному". К. Юнг разработал также типологию характеров (темперамента) человека, в основе которой лежит критерий направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертная или интровертная установки) и преобладаний определенной психической функции (эмоции, мышление, ощущения, интуиция).

Темперамент

Экстраверты требуют постоянной стимуляции от внешней среды, общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены, готовы к быстрым реакциям. Для них характерна раскованность поведения, оптимистичность, веселость, вспыльчивость и агрессивность, поверхностное восприятие, людей и явлений.

Интроверты стимулы для своей жизненной активности черпают изнутри, живут своим богатым внутренним миром. Они замкнуты, малообщительны, медлительны, серьезны, любят порядок, склонны к самосозерцанию, дружат преданно, но с немногими, избегают шумных компаний.

На практике редко встречаются ярко выраженные экстраверты и интроверты, но каждый человек имеет определенную предрасположенность к тому или иному типу личности.

По второй характеристике всех людей можно подразделить на эмоционально устойчивых (стабильных) и тревожных (нестабильных). Эмоциональная нестабильность проявляется в постоянном эмоциональном напряжении, переживаниях личной угрозы, повышенной чувствительности к неудачам и ошибкам, самообвинениях, стремлении к самосовершенствованию. Эмоциональная стабильность характеризуется противоположными чертами - уравновешенностью, слабой реакцией на внешние раздражители, холодностью, негибкостью, неспособностью сочувствовать и сопереживать.

Типизация личностей проявляется в особенностях темперамента, который представлен четырьмя основными типами: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик - субъект с высоким уровнем эмоциональной активности, энергичен в действиях, стремителен. Его отличает:

  • повышенная возбудимость,
  • большая жизненная энергия,
  • недостаток самообладания,
  • несдержанность, неуравновешенность, резкость, порывистость движений.

Холерик увлеченно берется за новые дела, но быстро теряет к ним интерес, ему свойственны подъемы и спады в настроении, в общении он часто вспыльчив, нетерпелив, криклив. При определенных условиях недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции.

Сангвиник - субъект с высокой эмоциональной активностью, стремящийся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события. Сангвинику в той или иной степени свойственны следующие черты:

  • легкая приспособляемость к изменчивым условиям среды,
  • высокая сопротивляемость трудностям жизни,
  • подвижность,
  • общительность,
  • широкий круг знакомств,
  • частая смена привязанностей,
  • активность и работоспособность,
  • быстрая переключаемость на новые виды работ,
  • легкость переучивания,
  • продуктивность деятельности,
  • оптимистичность.

У сангвиника возбудительный и тормозной эмоциональные процессы достаточно сильны, уравновешены и подвижны. В то же время сангвиник несколько поверхностен в восприятии людей и явлений, отсутствие внешних стимулов делает его скучным и вялым, зачастую он отличается отсутствием сосредоточенности, неоправданной поспешностью поступков.

Флегматик характеризуется низким уровнем эмоциональной активности. Он с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, трудно приспосабливается к новой обстановке. Для него характерны:

  • малая чувствительность и эмоциональность,
  • спокойствие,
  • медлительность,
  • уравновешенность,
  • упорство,
  • терпеливость, выдержка и самообладание,
  • выносливость и работоспособность,
  • инертность.

Флегматик отличается постоянством чувств, склонен к выполнению однообразных, привычных действий, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. В то же время круг его общения достаточно узок, при неблагоприятных условиях у него развивается вялость, обедняются эмоции.

Меланхолик - субъект с низким уровнем эмоциональной активности, отличается глубиной и устойчивостью эмоций при слабом внешнем их выражении, причем, как правило, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Меланхолику свойственны следующие черты:

  • высокая чувствительность,
  • эмоциональная ранимость,
  • пассивность и заторможенность из-за слабого сопротивления воздействию внешних стимулов,
  • инертность,
  • слезливость и обидчивость,
  • боязливость,
  • тревожность,
  • неуверенность в себе,
  • робость.

Меланхолик отличается невыразительной мимикой, его настораживают новые люди и обстановка, поэтому зачастую он смущается, уходит в себя, уединяется. При высокой чувствительности к человеку и всему, что с ним связано, богатом ассоциативном внутреннем мире меланхолик склонен к эмоциональной ранимости, замкнутости и отчужденности.

Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить?